Трехэтажный «Большой», бумажный мрамор и другие секреты декораторов
Зритель в кино оценивает игру актеров, музыку, работу оператора, костюмы. Но не менее важен и еще один атрибут волшебной атмосферы – декорации. Декораторы - особая гордость «Беларусьфильма»
КРАСНУЮ ШАПОЧКУ ПОТЕРЯЛИ!
- Декораторы приступают к работе над фильмом с самого начала. Режиссер встречается с командой - художником-постановщиком, работниками цеха декоративно-технических сооружений, операторами. Обсуждают задачи. Потом художник создает эскизы. Архитектурное бюро вместе с ним обсуждает детали: какие будут арки, вид наличников, перекрытия зданий. Потом чертежи попадают к нам, - рассказывает «СВ» начальник цеха декоративно-технических сооружений «Беларусьфильма» Юрий Осокин. Он в профессии уже 42 года - с 1976-го. На счету мастера - больше тысячи фильмов.
Одна из первых картин, где декорации делала Осокин, - фильм «Про Красную Шапочку» режиссера Леонида Нечаева. Любимая лента многих советских школьников. Легкая, воздушная сказка. А на съемках, оказывается, были нешуточные трудности.
- Я только пришел на должность заместителя начальника цеха, - вспоминает Юрий. - Нечаев - человек талантливый, но очень жесткий. И у него был опыт работы художником и бутафором. Весь фильм он еще до съемок «нарисовал» в своей голове. А с нас требовал, чтобы мы воссоздали его фантазии с идеальной точностью. Ох, бодались с ним долго. В павильоне построили комнату звездочета, библиотеку. Остальное снимали летом в городке Смолевичи на реке Плисе под Минском. Но на монтаже, как стали «собирать» фильм, ахнули - потерялись важнейшие кадры! Брак пленки? Не записалось? Караул! Пропал кусок, где Красная Шапочка идет по лесу и поет песенку «Здравствуйте реки вот такой ширины…» А на дворе - поздняя осень, «натуру» не переснимешь… Картину уже стояла в эфирную сетку поставили на 31 декабря. У начальников – паника, у остальных стресс. Что делать? Тогда мы в авральном режиме в павильоне вывесили бревна, сымитировали лес. Деревья, дорожку, траву. Все мигом пересняли. Сработали ювелирно. Когда пересматривали фильм, сами не могли отличить - где природа, а где павильонные бревнышки. И зритель подмены не заметил.
Художникам-постановщикам и декораторам в новом проекте нужно всякий раз подстраиваться под режиссера. И от того, как сложится тандем, зачастую зависит не только атмосфера на съемках, но и прокатный успех фильма.
- Ко всем подход нужен. В СССР наша киностудия была пятая в стране по объему производства. Снимали шесть художественных и шесть телефильмов в год. Некоторые режиссеры «заходили» с шумом, чтобы сразу себя показать. Другие наоборот. Игорь Добролюбов на «Белых росах» работал крайне тихо. Человек интеллигентный, грубого слова не скажет. Но работу ставил так, чтоб все было четко по графику. «Белые росы» снимали тихо, а на экранах как фильм прогремел! Никто не ожидал. А вот Михаил Пташук - противоположность. Картину «В августе 44-го…» делали очень нервно. Снимали на «натуре» под Минском, без сложных декораций. Но Пташук - взрывной, напористый, требовательный… А фильм отличный получился.
ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДЕКОРАТОРОВ
В прошлом году на «Беларусьфильме» завершился ремонт, ввели новые производственные павильоны – теперь не два, а пять. Студия в активном поиске новых авторов и сценаристов со смелыми проектами – теперь у студии есть и съемочные площади, и новые технические возможности. Например, есть оборудование для имитации сцен взрывов и наводнений.
Декорации по сути - это почти что «Лего». Конструктор, который в умелых руках превращается в абсолютно любой объект.
- В основе - специальные фанерные щиты разных размеров, обтянутые мешковиной. Они позволяют быстро собрать любое «тело» декорации. Потом идет отделка. Три главных друга декоратора - дерево, бумага, пенопласт. Другие материалы применяются редко, проще их сымитировать. Мрамор в кадре – а в жизни бумага, покрытая краской и лаком. Потом на постпродакшене добавятся скрипы, стуки – и все, зритель уже не отличит, - делится профессиональными секретами Осокин.
Думаете, декорации создают только в павильонах? Вовсе нет. Нужны они и «на натуре». Скажем, на съемках в деревенской хате по сценарию нужна большая русская печь. А нет ее! Декораторы построят – не из кирпича, а из фанеры и пенопласта. Покрасить, пофактурить – и бутафория прям оживает.
ТЕАТР В ПАВИЛЬОНЕ
Один из самых крупных недавних проектов, снятых на «Беларусьфильме», - лента «Большой» Валерия Тодоровского. Юрий Осокин с российским режиссером сотрудничает уже двадцать лет, с первых сезонов детективного сериала «Каменская».
Для новой картины задача для специалистов минской студии стояла масштабнейшая – построить чуть ли не целиком хореографическое училище, сцену, общежитие… Получилась самая крупная декорация в истории площадки.
- По замыслу художников построили точную копию одного из московских балетных училищ. Копировали каждую мелочь - форму окон, дверей, внутренний дворик, зал для тренировок с зеркалами и вид из коридора на улицу с имитацией зимы. Обычный павильон застраиваем максимум за месяц. А эту трехэтажную «махину» - два с половиной месяца! «Вылизывали» до идеала еще дольше, - говорит мастер.
После «Большого» уже, наверное, ни за какой проект Осокину и его коллегам браться не страшно. Осилят. Сделают в лучшем виде.
В планах выпускать в год не менее шести художественных картин, десятка мультипликационных и двадцать-тридцать часов документальной и научно-популярной продукции. Съемки расписаны на несколько лет вперед. Интерес проявляют не только российские кинематографисты, но и продюсеры из Германии, Франции, Индии, Прибалтики, Польши. С российскими партнерами количество совместных кинолент тоже должно увеличиться в разы. Планы «Беларусьфильма» - амбициозные, но вполне реалистичные. Стать одной из самых современных кинофабрик в Европе.