САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Юлия Коновалова

Трехэтажный «Большой», бумажный мрамор и другие секреты декораторов

Зритель в кино оценивает игру актеров, музыку, работу оператора, костюмы. Но не менее важен и еще один атрибут волшебной атмосферы – декорации. Декораторы - особая гордость «Беларусьфильма»

Кадр из фильма "Большой"

КРАСНУЮ ШАПОЧКУ ПОТЕРЯЛИ!


- Декораторы приступают к работе над фильмом с самого начала. Режиссер встречается с командой - художником-постановщиком, работниками цеха декоративно-технических сооружений, операторами. Обсуждают задачи. Потом художник создает эскизы. Архитектурное бюро вместе с ним обсуждает детали: какие будут арки, вид наличников, перекрытия зданий. Потом чертежи попадают к нам, - рассказывает «СВ» начальник цеха декоративно-технических сооружений «Беларусьфильма» Юрий Осокин. Он в профессии уже 42 года - с 1976-го. На счету мастера - больше тысячи фильмов.

Одна из первых картин, где декорации делала Осокин, - фильм «Про Красную Шапочку» режиссера Леонида Нечаева. Любимая лента многих советских школьников. Легкая, воздушная сказка. А на съемках, оказывается, были нешуточные трудности.

Трехэтажный «Большой», бумажный мрамор и другие секреты декораторов
Начальник цеха декоративно-технических сооружений Юрий Осокин

- Я только пришел на должность заместителя начальника цеха, - вспоминает Юрий. - Нечаев - человек талантливый, но очень жесткий. И у него был опыт работы художником и бутафором. Весь фильм он еще до съемок «нарисовал» в своей голове. А с нас требовал, чтобы мы воссоздали его фантазии с идеальной точностью. Ох, бодались с ним долго. В павильоне построили комнату звездочета, библиотеку. Остальное снимали летом в городке Смолевичи на реке Плисе под Минском. Но на монтаже, как стали «собирать» фильм, ахнули - потерялись важнейшие кадры! Брак пленки? Не записалось? Караул! Пропал кусок, где Красная Шапочка идет по лесу и поет песенку «Здравствуйте реки вот такой ширины…» А на дворе - поздняя осень, «натуру» не переснимешь… Картину уже стояла в эфирную сетку поставили на 31 декабря. У начальников – паника, у остальных стресс. Что делать? Тогда мы в авральном режиме в павильоне вывесили бревна, сымитировали лес. Деревья, дорожку, траву. Все мигом пересняли. Сработали ювелирно. Когда пересматривали фильм, сами не могли отличить - где природа, а где павильонные бревнышки. И зритель подмены не заметил.

Трехэтажный «Большой», бумажный мрамор и другие секреты декораторов
Яна Поплавкая. Основную часть сцен картины Про Красную Шапочку снимали летом на натуре под Минском

Художникам-постановщикам и декораторам в новом проекте нужно всякий раз подстраиваться под режиссера. И от того, как сложится тандем, зачастую зависит не только атмосфера на съемках, но и прокатный успех фильма.



- Ко всем подход нужен. В СССР наша киностудия была пятая в стране по объему производства. Снимали шесть художественных и шесть телефильмов в год. Некоторые режиссеры «заходили» с шумом, чтобы сразу себя показать. Другие наоборот. Игорь Добролюбов на «Белых росах» работал крайне тихо. Человек интеллигентный, грубого слова не скажет. Но работу ставил так, чтоб все было четко по графику. «Белые росы» снимали тихо, а на экранах как фильм прогремел! Никто не ожидал. А вот Михаил Пташук - противоположность. Картину «В августе 44-го…» делали очень нервно. Снимали на «натуре» под Минском, без сложных декораций. Но Пташук - взрывной, напористый, требовательный… А фильм отличный получился.

Трехэтажный «Большой», бумажный мрамор и другие секреты декораторов
Заслуженный деятель искусств Беларуси, режиссер Михаил Пташук на съемках "В августе 44-го..."

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДЕКОРАТОРОВ

В прошлом году на «Беларусьфильме» завершился ремонт, ввели новые производственные павильоны – теперь не два, а пять. Студия в активном поиске новых авторов и сценаристов со смелыми проектами – теперь у студии есть и съемочные площади, и новые технические возможности. Например, есть оборудование для имитации сцен взрывов и наводнений.



Декорации по сути - это почти что «Лего». Конструктор, который в умелых руках превращается в абсолютно любой объект.

- В основе - специальные фанерные щиты разных размеров, обтянутые мешковиной. Они позволяют быстро собрать любое «тело» декорации. Потом идет отделка. Три главных друга декоратора - дерево, бумага, пенопласт. Другие материалы применяются редко, проще их сымитировать. Мрамор в кадре – а в жизни бумага, покрытая краской и лаком. Потом на постпродакшене добавятся скрипы, стуки – и все, зритель уже не отличит, - делится профессиональными секретами Осокин.

Думаете, декорации создают только в павильонах? Вовсе нет. Нужны они и «на натуре». Скажем, на съемках в деревенской хате по сценарию нужна большая русская печь. А нет ее! Декораторы построят – не из кирпича, а из фанеры и пенопласта. Покрасить, пофактурить – и бутафория прям оживает.



ТЕАТР В ПАВИЛЬОНЕ

Один из самых крупных недавних проектов, снятых на «Беларусьфильме», - лента «Большой» Валерия Тодоровского. Юрий Осокин с российским режиссером сотрудничает уже двадцать лет, с первых сезонов детективного сериала «Каменская».

Для новой картины задача для специалистов минской студии стояла масштабнейшая – построить чуть ли не целиком хореографическое училище, сцену, общежитие… Получилась самая крупная декорация в истории площадки.



- По замыслу художников построили точную копию одного из московских балетных училищ. Копировали каждую мелочь - форму окон, дверей, внутренний дворик, зал для тренировок с зеркалами и вид из коридора на улицу с имитацией зимы. Обычный павильон застраиваем максимум за месяц. А эту трехэтажную «махину» - два с половиной месяца! «Вылизывали» до идеала еще дольше, - говорит мастер.

После «Большого» уже, наверное, ни за какой проект Осокину и его коллегам браться не страшно. Осилят. Сделают в лучшем виде.

В планах выпускать в год не менее шести художественных картин, десятка мультипликационных и двадцать-тридцать часов документальной и научно-популярной продукции. Съемки расписаны на несколько лет вперед. Интерес проявляют не только российские кинематографисты, но и продюсеры из Германии, Франции, Индии, Прибалтики, Польши. С российскими партнерами количество совместных кинолент тоже должно увеличиться в разы. Планы «Беларусьфильма» - амбициозные, но вполне реалистичные. Стать одной из самых современных кинофабрик в Европе.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Александр Лукашенко утвердил прогнозные параметры развития страны на 2025 год
  2. СМИ: Израиль обсуждает возможный разговор Нетаньяху с Путиным
  3. Кравцов о борьбе с буллингом: Будем усиливать психологическую службу в детских лагерях
  4. Путин назвал энергетику одной из ключевых стратегических сфер развития
  5. Приоритетом председательства Беларуси в ЕАЭС станет активная цифровизация
  6. В Wildberries опровергли сообщение о продаже БПЛА в Беларуси
  7. Вячеслав Володин: Необходимо проработать вопрос газификации школ
  8. Володин призвал профильные министерства и ведомства контролировать состояние детских лагерей
  9. Вячеслав Володин: За организацию незаконной миграции будут конфисковывать имущество
  10. Володин призвал Роспотребнадзор контролировать тех, кто работает в пищеблоках в детских лагерях
  11. Госдума во втором чтении приняла законопроект по борьбе с фиктивными браками мигрантов
  12. Леонид Слуцкий: Рютте уже провозгласил сохранение приоритетов по поддержке Украины
  13. Владимир Джабаров: Договор о стратегическом сотрудничестве с Ираном может быть подписан на саммите БРИКС в Казани
  14. Рютте: Каждая страна НАТО решит, разрешать ли Киеву удары вглубь России
  15. Рафаэль Гросси: В Беларуси на самом высоком уровне выражается серьезная приверженность к обеспечению ядерной безопасности

Парламентское Собрание

Виктор Николайкин: «Сильными мы будем тогда, когда у нас будет сильная экономика»

В Москве на заводе «Москвич» прошло совместное заседание Комиссий Парламентского Собрания по бюджету, налогам, финансовому рынку и по экономической политики

Политика

Александр Лукашенко - об ответе на агрессию НАТО: Россия весь арсенал применит

Беларусь тоже наготове. А Запад боится - при всей его воинственности, к Третьей мировой войне не готов

МНЕНИЯ

Мучение Дарвина

Олег Зинченко

И даже спустя 165 лет после обнародования, дарвинизм становится предметом споров

Шура, это конец?

Анатолий Заусайлов

Визит Зеленского в США иначе как провалом не назовешь

Похоронная звезда Зеленского

Михаил Васильев

Просроченный президент запатентовал торговую марку на массу услуг

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также