САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

«Удаленка» для Аленки

Как дать школьникам полновесные знания, не подорвав их здоровья? Сможет ли дистанционное обучение обеспечить качественными специалистами? В чем пригодится опыт заочных вузов, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Сергей Боженов

Фото из личного архива

ОСТЕОХОНДРОЗ В ПРИДАЧУ К АТТЕСТАТУ

- Сергей Андреевич, что поможет сделать лучше образование в России и Беларуси?

- В наших странах прижилась структура образования только как функция создания системы знаний. Но зачем человеку информация, если нет здоровья? Пока у учителя нет мотивации ни на что, кроме как вбивать информацию. Зачем ему собирать класс в поход, например, по местам боевой славы? Но государство должно поощрять педагогов работать по-другому. И перво-наперво нужно обеспечить не только качество преподавания, но и сохранить здоровье детей. Мое мнение - это главные задачи нашего Союза, ключевой вектор. Вот и получим здоровое, образованное патриотическое поколение.

- Есть конкретные наработки?

- Этим вопросом я занимался, еще когда работал мэром Белгорода. Пять напряженных уроков в день, которые потом пытаются компенсировать часом-другим физкультуры в неделю, - эту методику нужно менять.

Мы начали продвигать новые подходы большой командой руководителей, специалистов и неравнодушных педагогов. Серьезную поддержку оказал автор здоровьесберегающих технологий образования - Владимир Базарный, доктор медицинских наук, научный руководитель программ Российского союза за здоровое развитие детей.


- В чем главные идеи?

- Не меняя содержательной части урока, прекратить обездвиживать ученика. К примеру, менять положение с сидя на стоя, а для детей с проблемами позвоночника - и лежа. Причем делать это научно и выверенно. Тогда, в Белгороде, при поддержке регионального правительства 350 школ из 565 ввели новые правила. Кстати, сегодня Базарный работает в составе Общественной палаты Союзного государства. Он признан среди коллег, и его все больше слушают родители. Движение потихонечку распространяется по всей России.

В Беларуси также много положительного опыта по этой теме. Нам необходимо активнее обмениваться полученными результатами. И вроде бы никто не против. Но пока дело стопорится несогласованностью ведомств образования и здравоохранения. Поэтому для решения проблемы нужно быстрее включать законы Российской Федерации и Республики Беларусь.

ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

- Пандемия, кризис - новые условия и вызовы, в том числе в образовании. Дистанционное обучение будет востребованным и дальше?

- Современные формы не заменят классической школьной, вузовской, специальной программы получения знаний. У нас была уникальная структура заочного обучения в СССР. Она давала высочайшие в своем роде результаты. Тогда было мало вузов, жили после войны небогато, не все могли бросить работу и ехать учиться. Абитуриенты-заочники определяли профессию, когда уже шли на производство, там и проверяли полученные знания по специальности.

Кстати, это образование не исключало общение: студенты приезжали, жили в общежитиях, слушали лекции, получали практику, сдавали экзамены. Преподаватели были для них «живыми». Многие известные ученые родились именно так.


Но вот что главное: государство поддерживало такую подготовку специалистов. Студенты получали за время учебных отпусков зарплату, и совсем немалую. Отпуск был обязательным для предприятия. Закон РФ эту практику не отменил, она до сих пор в силе почти во всех вузах страны. Но сегодня частник не заинтересован давать работнику отпуск и зарплату на время обучения.

- Поэтому мы заговорили о развитии удаленных методов учебы?

- Спрос на обычную заочную подготовку резко снизился. Поэтому и появился спрос на такие гибридные формы, дело не только в пандемии. Сегодняшнее дистанционное образование хорошего вуза ничуть не хуже прежнего заочного. При помощи современных технологий можно получить знания и лучше. Сейчас легко послушать лекцию не только своего профессора, но и преподавателя откуда-нибудь из Гарварда, было бы желание.

Такие возможности сегодня есть у всех, это важно для молодежи. Те же конференции в «Зуме» - студент видит и эмоции, и жесты, и даже прическу. Есть эффект присутствия, а не просто отсылка курсовок по почте. Поэтому не стоит скорбеть о той форме заочного образования. Нужно взять лучшее и подтянуть этот опыт к новым технологиям. Я и сам к вузовскому немецкому взялся добавить английский язык, причем изучить дистанционно. И ведь получается!

«Удаленка» для Аленки

ФОТО: Евгения Гусева/kpmedia.ru

ПОЧЕМУ НАС НЕ ПОБЕДИТЬ?

Союзное государство не остается в стороне от воспитания молодого поколения в духе уважения, любви к Родине. Какие программы уже успешно работают и какие новые формы удается развивать.

- Искажение истории, реабилитация нацизма, попытки извне сломать государственное управление и нападки на наши страны - таковы сегодняшние реалии. Что предпринимает Парламентское Собрание для противостояния агрессии и лжи?

- В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы просто обязаны объединить свои усилия в сохранении памяти о воинской доблести и единении братских народов. Мы же вместе тогда отстояли свободу и независимость общего Отечества, и нельзя не донести до наших ребят, как это было на самом деле.

Вот, например, ежегодный фестиваль «Молодежь - за Союзное государство». Традиционно все участники проводят акцию - возлагают цветы к Вечному огню. Или военно-патриотические смены учащихся суворовских военных, Нахимовского военно-морского и кадетских училищ Беларуси и России на базе российского лагеря «Орленок» и в белорусском «Зубренке».


- «Зубренок» и «Орленок» известны на всю Беларусь и Россию. Но двух лагерей мало. Как такие курсы сделать доступными ребятам во всех уголках Союзного государства?

- В каждом лагере отдыха в наших странах есть патриотические программы - и военные игры, и посещение мест боевой славы, и многое другое. Даже в школьных лагерях есть такое. У нас и в Бородино есть детский лагерь, туда приезжают курсанты из Беларуси. А наши школьники и курсанты постоянно ездят в Брест, в Хатынь, в Могилев. Но не только это.

В России 45 городов воинской славы. Они очень разные: большие и малые, близкие и далекие. Но все эти города объединяет патриотизм, сохранение вековых ратных традиций. Жителей там свыше 9,5 миллиона человек. Я был первым председателем Союза городов воинской славы, сейчас работаю в правлении. Историю подвига этих мест необходимо как можно шире предлагать в качестве материала работы для педагогов, что мы и делаем.

Не первый год я занимаюсь фондом «Отечество». Приглашаем школьников писать сочинение «История моей семьи в истории моей России». Не только конкурсантов поощряем, учителей тоже - электронные книжки и другие полезные призы. Печатаем работы победителей в СМИ, в буклетах. Видим, как дети втягиваются в процесс изучения своих корней. Почему мы в России и Беларуси такие, почему нас победить не могут? А история патриотизма - это же не только история Великой Отечественной войны. Корни уходят очень глубоко - к Михаилу Кутузову, к Дмитрию Донскому и дальше.

- Новые подходы в патриотическом воспитании - в чем они могут заключаться?

- Например, Молодежная палата при Парламентском Собрании продвигает проект «Цифровая звезда». Больше ста памятников взяли на контроль благодаря новым формам работы с приложениями смартфонов.

Такие проекты новых, понятных молодым людям форматов - это хорошо. Но есть и еще один не менее важный момент работы. Условия для общения разных поколений нужно создавать. Ветеранов той большой войны осталось мало. Но еще много людей, кто и БАМ строил, и целину поднимал, и космодром Байконур возводил. Необходимо, чтобы ребятишки видели и слышали их. А для этого нужно дать возможность приезжать и школьникам в места боевых и трудовых подвигов, и первопроходцам в те же детские лагеря. Каждое государство и наш Союз могут помочь сократить расстояния. Пока что на межгосударственном уровне мы этого не отладили.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также