«Удаленка» для Аленки
Как дать школьникам полновесные знания, не подорвав их здоровья? Сможет ли дистанционное обучение обеспечить качественными специалистами? В чем пригодится опыт заочных вузов, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Сергей Боженов
ОСТЕОХОНДРОЗ В ПРИДАЧУ К АТТЕСТАТУ
- Сергей Андреевич, что поможет сделать лучше образование в России и Беларуси?
- В наших странах прижилась структура образования только как функция создания системы знаний. Но зачем человеку информация, если нет здоровья? Пока у учителя нет мотивации ни на что, кроме как вбивать информацию. Зачем ему собирать класс в поход, например, по местам боевой славы? Но государство должно поощрять педагогов работать по-другому. И перво-наперво нужно обеспечить не только качество преподавания, но и сохранить здоровье детей. Мое мнение - это главные задачи нашего Союза, ключевой вектор. Вот и получим здоровое, образованное патриотическое поколение.
- Есть конкретные наработки?
- Этим вопросом я занимался, еще когда работал мэром Белгорода. Пять напряженных уроков в день, которые потом пытаются компенсировать часом-другим физкультуры в неделю, - эту методику нужно менять.
Мы начали продвигать новые подходы большой командой руководителей, специалистов и неравнодушных педагогов. Серьезную поддержку оказал автор здоровьесберегающих технологий образования - Владимир Базарный, доктор медицинских наук, научный руководитель программ Российского союза за здоровое развитие детей.
- В чем главные идеи?
- Не меняя содержательной части урока, прекратить обездвиживать ученика. К примеру, менять положение с сидя на стоя, а для детей с проблемами позвоночника - и лежа. Причем делать это научно и выверенно. Тогда, в Белгороде, при поддержке регионального правительства 350 школ из 565 ввели новые правила. Кстати, сегодня Базарный работает в составе Общественной палаты Союзного государства. Он признан среди коллег, и его все больше слушают родители. Движение потихонечку распространяется по всей России.
В Беларуси также много положительного опыта по этой теме. Нам необходимо активнее обмениваться полученными результатами. И вроде бы никто не против. Но пока дело стопорится несогласованностью ведомств образования и здравоохранения. Поэтому для решения проблемы нужно быстрее включать законы Российской Федерации и Республики Беларусь.
ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ
- Пандемия, кризис - новые условия и вызовы, в том числе в образовании. Дистанционное обучение будет востребованным и дальше?
- Современные формы не заменят классической школьной, вузовской, специальной программы получения знаний. У нас была уникальная структура заочного обучения в СССР. Она давала высочайшие в своем роде результаты. Тогда было мало вузов, жили после войны небогато, не все могли бросить работу и ехать учиться. Абитуриенты-заочники определяли профессию, когда уже шли на производство, там и проверяли полученные знания по специальности.
Кстати, это образование не исключало общение: студенты приезжали, жили в общежитиях, слушали лекции, получали практику, сдавали экзамены. Преподаватели были для них «живыми». Многие известные ученые родились именно так.
Но вот что главное: государство поддерживало такую подготовку специалистов. Студенты получали за время учебных отпусков зарплату, и совсем немалую. Отпуск был обязательным для предприятия. Закон РФ эту практику не отменил, она до сих пор в силе почти во всех вузах страны. Но сегодня частник не заинтересован давать работнику отпуск и зарплату на время обучения.
- Поэтому мы заговорили о развитии удаленных методов учебы?
- Спрос на обычную заочную подготовку резко снизился. Поэтому и появился спрос на такие гибридные формы, дело не только в пандемии. Сегодняшнее дистанционное образование хорошего вуза ничуть не хуже прежнего заочного. При помощи современных технологий можно получить знания и лучше. Сейчас легко послушать лекцию не только своего профессора, но и преподавателя откуда-нибудь из Гарварда, было бы желание.
Такие возможности сегодня есть у всех, это важно для молодежи. Те же конференции в «Зуме» - студент видит и эмоции, и жесты, и даже прическу. Есть эффект присутствия, а не просто отсылка курсовок по почте. Поэтому не стоит скорбеть о той форме заочного образования. Нужно взять лучшее и подтянуть этот опыт к новым технологиям. Я и сам к вузовскому немецкому взялся добавить английский язык, причем изучить дистанционно. И ведь получается!
ФОТО: Евгения Гусева/kpmedia.ru
ПОЧЕМУ НАС НЕ ПОБЕДИТЬ?
Союзное государство не остается в стороне от воспитания молодого поколения в духе уважения, любви к Родине. Какие программы уже успешно работают и какие новые формы удается развивать.
- Искажение истории, реабилитация нацизма, попытки извне сломать государственное управление и нападки на наши страны - таковы сегодняшние реалии. Что предпринимает Парламентское Собрание для противостояния агрессии и лжи?
- В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы просто обязаны объединить свои усилия в сохранении памяти о воинской доблести и единении братских народов. Мы же вместе тогда отстояли свободу и независимость общего Отечества, и нельзя не донести до наших ребят, как это было на самом деле.
Вот, например, ежегодный фестиваль «Молодежь - за Союзное государство». Традиционно все участники проводят акцию - возлагают цветы к Вечному огню. Или военно-патриотические смены учащихся суворовских военных, Нахимовского военно-морского и кадетских училищ Беларуси и России на базе российского лагеря «Орленок» и в белорусском «Зубренке».
- «Зубренок» и «Орленок» известны на всю Беларусь и Россию. Но двух лагерей мало. Как такие курсы сделать доступными ребятам во всех уголках Союзного государства?
- В каждом лагере отдыха в наших странах есть патриотические программы - и военные игры, и посещение мест боевой славы, и многое другое. Даже в школьных лагерях есть такое. У нас и в Бородино есть детский лагерь, туда приезжают курсанты из Беларуси. А наши школьники и курсанты постоянно ездят в Брест, в Хатынь, в Могилев. Но не только это.
В России 45 городов воинской славы. Они очень разные: большие и малые, близкие и далекие. Но все эти города объединяет патриотизм, сохранение вековых ратных традиций. Жителей там свыше 9,5 миллиона человек. Я был первым председателем Союза городов воинской славы, сейчас работаю в правлении. Историю подвига этих мест необходимо как можно шире предлагать в качестве материала работы для педагогов, что мы и делаем.
Не первый год я занимаюсь фондом «Отечество». Приглашаем школьников писать сочинение «История моей семьи в истории моей России». Не только конкурсантов поощряем, учителей тоже - электронные книжки и другие полезные призы. Печатаем работы победителей в СМИ, в буклетах. Видим, как дети втягиваются в процесс изучения своих корней. Почему мы в России и Беларуси такие, почему нас победить не могут? А история патриотизма - это же не только история Великой Отечественной войны. Корни уходят очень глубоко - к Михаилу Кутузову, к Дмитрию Донскому и дальше.
- Новые подходы в патриотическом воспитании - в чем они могут заключаться?
- Например, Молодежная палата при Парламентском Собрании продвигает проект «Цифровая звезда». Больше ста памятников взяли на контроль благодаря новым формам работы с приложениями смартфонов.
Такие проекты новых, понятных молодым людям форматов - это хорошо. Но есть и еще один не менее важный момент работы. Условия для общения разных поколений нужно создавать. Ветеранов той большой войны осталось мало. Но еще много людей, кто и БАМ строил, и целину поднимал, и космодром Байконур возводил. Необходимо, чтобы ребятишки видели и слышали их. А для этого нужно дать возможность приезжать и школьникам в места боевых и трудовых подвигов, и первопроходцам в те же детские лагеря. Каждое государство и наш Союз могут помочь сократить расстояния. Пока что на межгосударственном уровне мы этого не отладили.