подВОДные камни
Есть у российских автолюбителей традиция: каждый год изучать очередные новшества ПДД. Не выучишь - обязательно попадешь на какой-нибудь неожиданный штраф. Корреспондент «СВ» решила предупредить зазевавшихся водителей, а значит, и вооружить их против финансовых потерь
Правила так часто меняются, что лучше постоянно обновлять свои знания. Фото: Тимур Ханов/kpmedia.ru
ЗА «АВТОГРАЖДАНОЧКОЙ» ПРОЙДЕМТЕ
Одна из первых вещей, о которых думают автовладельцы, считая расходы на свою «ласточку», - страховка. С этого года коридор базовых ставок по «автогражданке» сделали шире. Можно заплатить как на двадцать процентов больше, так и на двадцать процентов меньше. Теперь базовые тарифы находятся в диапазоне от 2,7 до 4,9 тысячи рублей. Более индивидуальной сделали систему коэффициентов «возраст - стаж». Вместо четырех градаций, которые были раньше, их стало 58. Самый дорогой полис будут покупать молодые автовладельцы, севшие за руль меньше трех лет назад. Дешевле всего ОСАГО обойдется водителям старше 49 лет, давно крутящим баранку.
- Градация понятна. Самые рисковые водители - 18-летние ребята, а самые безаварийные - пенсионеры, - пояснил такой подход президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.
Коэффициент «бонус-малус» (на него влияет количество ваших аварий) теперь назначается раз в год, 1 апреля. Конкретные тарифы устанавливает каждая компания, которая выдает ОСАГО. По данным Всероссийского союза автостраховщиков, сейчас почти 80 процентов автомобилистов имеют скидки за безаварийность.
Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил: две трети россиян считают, что тарифы «автогражданки» надо изменять, руководствуясь прежде всего принципом аварийности как самым справедливым.
Сами водители все чаще приобретают электронные полисы. Только в январе 2019 года их продали больше миллиона. Это удобно, ведь все можно сделать на сайте страховой компании без посещения офиса. В первую очередь такие преимущества оценили москвичи, жители Подмосковья и Свердловской области. Именно в этих регионах полисы е-ОСАГО покупают наиболее активно.
Кстати, скоро показывать бумажный полис сотрудникам ГИБДД будет необязательно. На днях Госдума приняла в третьем чтении закон, который уравнивает статус электронного полиса «автогражданки» с распечатанным вариантом. Но это не значит, что можно ездить без страховки. Ее наличие легко проверит любой гаишник. Сделать это можно даже с мобильного через единую базу данных. А за вождение без ОСАГО положен штраф - 800 рублей.
ДО ЧЕГО ДОШЕЛ ПРОГРЕСС
Еще одно цифровое новшество. У российских водителей появилась возможность электронного заполнения европротокола (оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД) на едином портале госуслуг. Можно прямо на месте ДТП сделать фотографии, загрузить их на сайт и написать извещение об аварии. Потом урегулирование убытков идет по обычной схеме.
Напомним, что с 1 июня прошлого года лимит возмещения по европротоколу увеличили до ста тысяч рублей. Для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей он остался прежним: четыреста тысяч (это так называемый «безлимитный» европротокол).
- Оформить ДТП без сотрудников ГАИ с лимитом до ста тысяч рублей теперь можно и в тех случаях, когда между участниками ДТП есть разногласия по поводу обстоятельств аварии. «Безлимитный» европротокол по-прежнему возможен только при отсутствии споров, - дополняет IT-директор РСА Алексей Самошин.
В Российском союзе автостраховщиков нам рассказали, что в сентябре заработает еще одно мобильное приложение, «Помощник ОСАГО». С его помощью можно будет заполнить извещение о ДТП и подписать его электронной подписью.
- Этот сервис будет регламентировать специальное постановление Правительства РФ, которое скоро собираются принять. Согласно последней версии документа, приложение будет работать только для ДТП, произошедших в нескольких регионах: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, - говорит Алексей Самошин.
СТОЛКНУЛСЯ, СБЕЖАЛ, В ТЮРЬМУ
Президент РФ на днях подписал закон об ужесточении наказания для виновников ДТП, которые уехали с места аварии. Если в результате такого происшествия кто-то получил тяжелые травмы, то водителя-беглеца могут не только оштрафовать и лишить прав, но и посадить за решетку на срок до четырех лет. А в случае смерти человека реально угодить в тюрьму и на все семь. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, «такие безответственные водители должны наказываться не менее жестоко, чем пьяные за рулем».
Кстати, о нетрезвых автолюбителях. В прошлом году, по данным ГИБДД, в России по их вине произошло больше пятнадцати тысяч аварий. Депутат Госдумы Максим Иванов предложил забирать машину у владельцев, которые повторно попались гаишникам в пьяном виде в течение года. Он привел в пример опыт Беларуси.
- Там, если водителя дважды за год задерживают нетрезвым за рулем, автомобиль у него конфискуют. В России год назад Госдума отклонила подобный законопроект, - напомнил Иванов.
ЦАРЬ ПЕШЕХОД
В прошлом году в российских ДТП пострадали больше пятидесяти тысяч пешеходов. По информации столичного Центра организации дорожного движения (ЦОДД), в Москве до лета число камер, которые фиксируют непропуск пешеходов, вырастет во много раз. Если опыт себя зарекомендует, его распространят и в других регионах.
Первая такая камера появилась в столице РФ в конце 2016 года. Так вот, в том месте, где она находится, за это время не было ни одного дорожного происшествия с участием пешеходов. В настоящее время штраф за отказ автомобилиста пропустить «безлошадников» составляет от 1,5 до 2 тысяч рублей.
лайфхак
ТАРИФ ДЛЯ БЕРЕЖЛИВЫХ
Сейчас водители могут сократить сумму штрафа в два раза, если оплатят его в течение двадцати дней с момента оформления постановления. Идею россияне оценили по достоинству. По информации ГИБДД, четыре из пяти штрафов водители вносят со «скидкой». Чтобы сэкономить, не надо ждать, пока к тебе прилетит «письмо счастья» (а то в нужный срок можно и не успеть). Лучше оперативно узнавать о новых штрафах в разделе «Проверка штрафов» на сайте Госавтоинспекции.
Хорошие новости для медлительных шоферов. Льготный срок оплаты штрафов могут увеличить: тогда он будет действовать не с момента вынесения постановления, как сейчас, а с момента его вступления в законную силу.
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству к 2024 году снизить смертность в результате ДТП в 3,5 раза: до уровня не больше четырех человек на сто тысяч населения. К 2030-му планируется добиться нулевого уровня смертности в авариях. В Беларуси с 2006 года действует программа снижения аварийности «Добрая дорога». За это время число погибших уменьшилось в 4,5 раза.
идея
ПЛАТНЫЙ ПЕРЕКРЕСТОК? НЕ МОЖЕТ БЫТЬ!
Недавно в СМИ появилась информация о том, что некоторые перекрестки в России могут сделать платными. Якобы это поможет решить проблему пробок, потому что автомобилисты в целях экономии станут заранее планировать маршруты и время поездок. Вспомнили аналогичный опыт Стокгольма, где после введения платы за проезд через перекрестки пробок стало меньше на двадцать процентов и число ДТП тоже сократилось. Чуть позже Центр организации дорожного движения Москвы высказал свою позицию по этому вопросу, заявив, что пока не планирует вводить подобную меру на российских улицах.
- Платные перекрестки - глупость несусветная. Особенно в Москве, где водители, паркующиеся в центре на «Майбахах», закрывают номера автомобиля бумажками. Один платный перекресток означает хаос и затор на двух бесплатных соседних. Есть ощущение, что люди, которые предлагают такое, никогда не были за рулем, - прокомментировал автомобильный эксперт Александр Добин.
- Это очень сырая мысль, непонятно, как пользоваться такими перекрестками. Может быть, лучше для наведения порядка на дорогах вернуться к обычным регулировщикам?! Ведь если задача не решается с помощью автоматизированных систем, то, вполне возможно, эффективным станет применение ручной рабочей силы, - считает автоюрист Равиль Ахметжанов.