Чтоб вам пусто было
Белорусские власти решают проблему урбанизации по-своему, не допуская бурного роста населения в главном городе республики
- Лена, мы с тобой теперь космонавты, поселимся в спутнике. Фото: Белта
ЗАПУСТИЛИ «НА ОРБИТУ»
- Никто доступ в Минск не закрывает, но ограничить приток людей надо, как бы это непопулярно ни звучало, - эту позицию Президент Беларуси Александр Лукашенко озвучивает не первый год.
Еще в 2008 году во время встречи с представителями Мингорисполкома глава республики говорил о том, что главный город республики нельзя перенаселять и нужно активно развивать его города-спутники. Их еще называют сателлитами. Кстати, изначально это слово означало телохранителя в Древнем Риме. Может быть, и правда, эти города станут спасением для Минска?
Хотя сейчас там по сравнению с Москвой жителей кот наплакал: около двух миллионов человек. Но это предел, считают власти.
- Возьмите Киев, Питер, я уже не говорю о Москве, когда трудовые ресурсы стягиваются в одно место. У нас уже и так больше двадцати процентов населения страны в Минске живет. Дальше нельзя, - уверен Лукашенко.
Так что объемы строительства жилья в столице будут с каждым годом уменьшаться, а вот в сателлитах - расти.
СТРОКА ЗА ПЯТЬ ПРОЦЕНТОВ
Города-спутники, которые предстоит развивать, определили в 2009 году. Это Смолевичи, Дзержинск, Заславль, Логойск, Фаниполь, Руденск.
- Попытаемся рассредоточить производительные силы по всей стране, чтобы не собирать их в Минске. Потому что иначе и коренным жителям создашь огромную проблему, и государству. Все соберутся здесь, а там будет пусто, - говорил несколько лет назад Президент РБ.
А в конце прошлого года потребовал от правительства немедленно приступить к выполнению решений по развитию городов-спутников, увеличивать там темпы возведения домов, развивать всю нужную инфраструктуру.
В первую очередь строительство начнется в Смолевичах. Там появится арендное жилье и пилотный проект для очередников.
- Новшество заключается в возможности подачи заявления на строительство даже тем минчанам, которые буквально вчера встали на очередь. Цена квадрата будет ниже, чем в Минске. Если желающих наберется больше, чем предполагаемое количество квартир в доме, то предпочтение станет отдаваться тем, кто записался раньше. Если эксперимент найдет отклик у населения, проект будет продолжен, - рассказывает зампредседателя комитета строительства и инвестиций Мингорисполкома Ирина Гонтарева.
К следующему году в Смолевичах должны построить одиннадцать многоквартирных домов, детский сад и школу. Планируют, что число жителей города увеличится почти в два раза - до тридцати тысяч человек.
- Конечно, у жизни в столице есть свои плюсы. Однако в малых городах, селах лучше экология, нет проблем с пробками на дорогах, больше возможностей отдыхать на свежем воздухе, ходить в лес, на речку. Да и жилье в провинции стоит гораздо дешевле, - отмечает член Комиссии ПС по бюджету и финансам Ольга Политико.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
-
198 тысяч минчан нуждаются в улучшении жилищных условий
-
Из них 5,8 тысячи семей - многодетные, которые имеют первоочередное право для направления на строительство.
«ХВАТИТ К ЛЮДЯМ В КАРМАН ЛЕЗТЬ!»
Новые здания в Минске тоже будут появляться, но не высотные и по адекватной цене. Появление многоэтажек возможно только при согласовании в исключительных случаях.
- Формируя градостроительные планы, нужно обращать внимание на неэффективно используемые объекты в центре города, в том числе склады и базы предприятий, - подчеркнул председатель Минского городского исполнительного комитета Анатолий Сивак.
Важным условием жилищного строительства станет стоимость квартир. В Минске провели удачный эксперимент по ограничению прибыли застройщиков пятью процентами. Заводу эффективных промышленных конструкций предоставили стройплощадки, но ограничили маржу. И такого дохода оказалось вполне достаточно.
Завод уже построил не один дом. И прекрасно получилось! Сейчас этот опыт изучают, чтобы распространить дальше и, как сказал президент Лукашенко, «не залезать к людям в карман».
В ЦЕНТР С «СУХИМИ НОГАМИ»
Но захотят ли люди жить где-то на орбите, вместо того чтобы оказаться в самом ядре белорусской жизни? Почему нет, если из Логойска или Фаниполя до центра столицы можно будет добраться в два счета. Для этого создадут пересадочные транспортные узлы по принципу «сухие ноги».
- Чтобы люди, перемещаясь с одного транспорта на другой, не выходили на открытое пространство, шлепая по лужам или перемахивая сугробы, - пояснил Анатолий Сивак.
А еще по столице скоро промчится скоростной трамвай. Сейчас разрабатывается бизнес-план этого проекта. Первые такие машины начнут курсировать из микрорайона Сухарево до улицы Кальварийской.
«Трамвайный проект» обойдется дешевле, чем прокладка новых линий метро. Впрочем, и от него тоже не отказываются. В белорусской столице продолжается строительство третьей ветки метро. Минская «подземка» - молодая, открылась в 1984 году. Пассажиропоток растет. В первый год работы метро под землей проехали 79 миллионов пассажиров, а за прошлый - 328 миллиона. Это почти половина всего пассажиропотока.
- Сейчас ставка делается на развитие общественного транспорта. Подземка разгружает дороги и не дает столице задохнуться в выхлопных газах. Полным ходом идет строительство третьей линии протяженностью около 25 км, которую обещают запустить в следующем году, - говорит член Комиссии ПС по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Оксана Нехайчик.
Также в планах пересаживать белорусов на электромобили. Для этих машин будет создаваться государственная зарядная сеть: больше двухсот экологических заправок появится до конца года, как раз по количеству электромобилей в Беларуси. В России, для сравнения, таких автомобилей около двух тысяч. Электрокары дешевыми пока назвать нельзя. От четверти до половины их стоимости - это цена аккумулятора. Но благодаря росту объемов производства и развитию технологий эти батарейки в скором времени могут подешеветь процентов на сорок, а значит, электромобили тоже станут доступнее. По прогнозам, через шесть лет в Беларуси может быть уже больше 25 тысяч электрокаров.
мнения
Ольга Политико, член Комиссии ПС по бюджету и финансам:
Фото: Василий Малашенков
- Развитие городов-спутников Минска, а также областных центров является актуальной задачей. Чтобы уменьшить поток желающих переехать в столицу, надо создать достойные условия для жизни и работы в малых населенных пунктах, в сельской местности. А значит, должно быть все хорошо с общественным транспортом, школами и вузами, медпомощью. Безусловно, человеку нужна хорошо оплачиваемая работа. Кстати, с учетом возможности трудиться дистанционно, используя интернет, открываются широкие возможности.
В Беларуси многое делается для развития регионов. Например, для тех, кто решил открыть свой бизнес в маленьком городке или на селе, предусмотрели ряд налоговых и иных преференций. В программных документах этому вопросу также уделяется большое внимание.
Оксана Нехайчик, член Комиссии ПС по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам:
Фото: house.gov.by
- Я родилась в Минске. С радостью наблюдаю, как город меняется, хорошеет. В городе тысячи гектаров парков и скверов. Каждый год его украшают яркими клумбами. Замечаю, что минчане стали более трепетно относиться к этой красоте.
Наша столица все чаще принимает крупные международные мероприятия: от политических до культурных и спортивных. Есть где остановиться, вкусно пообедать, отдохнуть. На II Европейские игры в столице ждут как минимум пятьдесят тысяч гостей. Разместят спортивные делегации в отелях и в семи высотках Студенческой деревни. Гости из-за границы в восторге от наших широких проспектов, ухоженных и чистых улиц, утопающих в зелени. Мы соответствуем уровню европейских столиц.