САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Новое правило трех «Д»: дай «добрую дорогу»

Каждое ДТП с жертвами в Беларуси становится в СМИ новостью государственного масштаба. Почему? Да потому что - к счастью! - это уже событие из ряда вон выходящее. Статистика обнадеживает: в столице количество погибших на дорогах с 2006 по 2018 год удалось снизить в 4,5 раза. Как?

Как за безопасность ни борись, а везде соломку не подстелишь. Фото: БЕЛТА

ОСОБАЯ ФИЛОСОФИЯ

Беларусь несколько лет планомерно меняет подход к пониманию безопасности дорожного движения. Сейчас - новый виток. В дело вступает философия «Доброй дороги».

Итак, цифры: в Минске количество погибших на дорогах с 2006 по 2018 год снизилось со 128 в 2006 году до 28 в 2018-м. Темпы снижения аварийности превышают среднеевропейские. Показатели безопасности на городских улицах - почти как в Берлине, Вене, Праге, Стокгольме.

Изменения на дорогах Минска заметны невооруженным взглядом: стало больше островков безопасности, лежачих полицейских, выделенных полос для поворотов налево, «умных» развязок. Все это, а также многие другие идеи заложены в концепции «Добрая дорога», которую совместно с ГАИ несколько лет назад разработала Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте. Теперь уже можно однозначно заявить: своей цели программа в Минске достигла. А раз так, почему бы не распространить эту инициативу на всю страну?


19 декабря 2018 года Совет Министров Беларуси решил внедрить концепцию по всей республике. По оценкам специалистов, реализация этой программы с 2019 по 2025 год поможет спасти 800 человек. Для этого нужно изменить подход к пониманию безопасности на дорогах.

Что такое философия «Доброй дороги»? Комплекс мер, в котором задействованы не только сотрудники автоинспекции, но и ЖКХ, дорожные службы, школы и вузы, строительные организации. Цель - создать максимально безопасную среду, в которой ошибки участников дорожного движения не приводят к смерти или травмам. Поменяются и подходы к исследованию причин ДТП.

- Ведь как бывает, - рассуждает Дмитрий Навой, начальник отдела организации дорожного движения и дорожной инспекции УГАИ МВД РБ, - произошло смертельное ДТП, следственные органы занимаются расследованием и поиском виновного. Мы предлагаем подходить к вопросу глобальнее - изучить внешние причины, факторы, которые могли привести к трагедии. Может, там нет освещения? Или остановка расположена неудобно?

Еще один важный аспект «Доброй дороги» - внедрение системы аудита безопасности движения. Причем еще на стадии согласования проекта дороги или микрорайона. Пока инспектор ГАИ не имеет инструментов для такой работы.

МОЛОДЫЕ ВОДИТЕЛИ И ЖАЖДА СКОРОСТИ

Частая причина аварий - нарушение ПДД. Однако далеко не единственная. Эксперты проанализировали статистику и составили шкалу угроз безопасности дорожного движения Беларуси. В топе причин знаете что? Правильно - скоростные трассы. На них - 66 процентов всех погибших в ДТП. Экономический ущерб от этого фактора оценили в 153 миллиона долларов. Второй по значимости фактор - темное время суток, третий - незащищенные участники дорожного движения, то есть пешеходы и велосипедисты. А еще аварии случаются, потому что люди не сориентировались в незнакомом месте.

- Стоит внимательно посмотреть на систему маршрутного ориентирования в городах. Некоторых ДТП можно было бы избежать, если бы количество дорожных знаков, рекламы и других информационных источников было бы оптимизировано, а нужная информация доводилась до водителей и пешеходов заблаговременно и в доступной форме, - говорит Навой.

А вот по вине молодых водителей происходит не так уж много ДТП. Да и переход проезжей части в неположенном месте - фактор в хвосте рейтинга. Но все же на каждой угрозе надо сосредоточить внимание.

мнение

«ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? КУЛЬТУРЫ ВОЖДЕНИЯ»

 

Новое правило трех «Д»: дай «добрую дорогу»

Валентин МИЛОШЕВСКИЙ, член Комиссии ПС по информационной политике:

- Я за рулем уже 41 год. Несколько лет даже работал профессиональном водителем. Сегодня постоянно передвигаюсь на машине. Прошлым летом проехал семь тысяч километров. В процессе движения, обгона, перестроения порой замечаю, как некультурно ведут себя некоторые водители. Без зазрения совести оставляют машину там, где это запрещено. За рубежом нигде такого не видел. ГАИ нужно больше внимания уделять этому вопросу. Ведь если нарушители будут видеть, что на их действие есть противодействие, они перестанут относиться к этому нарушению так халатно.

Серьезная проблема на белорусских дорогах - наземные пешеходные переходы и животные, которые выбегают на скоростные трассы. Переходы безопаснее делать подземные или надземные. Тут все упирается в финансирование. Но постепенно надо делать. С освещением дорог тоже есть вопросы. Конечно, как в Абу-Даби или в Дубае белорусские города мы вряд ли подсветим. Но хочется верить, что с введением в эксплуатацию БелАЭС сможем себе позволить фонари поярче.

 

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ

Аудит и четкая система планирования, конечно, хорошо. Но какие конкретно изменения коснутся автомобилистов? Какие решения, опробованные в Минске, внедрят на всю страну?

ТРЕУГОЛЬНИКИ ВИДИМОСТИ

Так, появятся островки, которые в районах жилой застройки конструктивно заужают проезжую часть, чтобы машину физически нельзя было припарковать вблизи пешеходного перехода или на нем. Следовательно, ребенка, внезапно выскочившего из-за припаркованной машины, не собьют.

- Машины не изменят скорость движения, пропускная способность не пострадает, но у водителя будет возможность заранее заметить человека, - объясняет Навой.

ДАЕШЬ ВЕЛОБУМ!

Внедрение программы сможет снизить количество пострадавших в ДТП велосипедистов к 2030 году минимум на 25 процентов. Власти хотят создать условия для развития велодвижения. В идеале, чтобы в городах с 50 тысячами жителей и больше каждый десятый смог пересесть с авто на велосипед, а в поселках поменьше - даже 15 - 20 процентов населения. В агрогородках и селах - свыше 40 процентов. Для этого нужно развивать инфраструктуру. Планы есть. Главное, чтобы местные власти их воплотили в жизнь.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

«Добрая дорога» отдает приоритет общественному транспорту. В этом подходе, уверены специалисты, масса преимуществ. Во-первых, снижается количество автомобилей. Во-вторых, уменьшается количество транспорта в центральной части города - заторов станет меньше. В-третьих, улучшается экология.

Тут загвоздка: как перевернуть сознание горожан? Непросто, однако, уверены в ГАИ, возможно. Дело за транспортными службами, которым поручено сделать работу общественного транспорта эффективной, сами автобусы, троллейбусы - комфортными.

Модернизация уличного освещения - еще один пласт программы. Контроль за освещением трасс следует осуществлять организациям, которые обслуживают электросети. Надо начать с самых азов - повысить качество проектирования систем освещения с учетом особенностей той или иной улицы, перекрестка и т. д.

ТИШЕ ЕДЕШЬ, ЖИВЕЕ БУДЕШЬ

Согласно концепции «Доброй дороги», в городе, особенно рядом с детьми, не должно быть лихачей. Вообще. Повлиять на тех, кто любит «втопить» педаль газа на пустом проспекте, сложно. Говори - не говори, штрафуй - не штрафуй, результата ноль. Однако в ГАИ уверены, что способы есть. Засады ДПС и камеры фотофиксации - не единственный инструмент. Еще доказано, что «зеленая волна» на светофорах, грамотно настроенная на скорость 55 км/ч, снижает среднюю скорость потока. Влияет и ширина полос для движения: чем полоса шире, тем выше скорость.

ТОРМОЗИ ПЕРЕД КОЛЬЦОМ

Опыт западных стран показывает, что на въездах в небольшие населенные пункты эффективно работают транспортные кольца. За городом разрешенная скорость выше. При въезде ее необходимо снижать, что делают далеко не все водители. Однако если впереди круговое движение, хочешь - не хочешь, а на педаль тормоза нажать придется.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также