Зарубежный канал протеста
Протесты против результатов выборов президента Беларуси начались сразу после закрытия участков 9 августа. Еще до объявления окончательных итогов противники действующей власти стали заявлять, что не получили возможности проголосовать.
С этого момента протесты не останавливаются, проходят волнами: после недолгого затишья активисты вновь собирают людей на улицах.
НОВЕЙШИЕ ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ
Наблюдатели отмечали очень высокую явку избирателей. У некоторых участков выстроились колонны желающих. Это происходило не только внутри страны: такие же «хвосты» наблюдались у посольств и консульств Синеокой в Москве, Санкт-Петербурге, в Варшаве и в других городах. Были и новейшие признаки режиссированных политтехнологий: некоторые избиратели занимали кабинку для голосования на полчаса и больше, не пропуская других и вызывая недовольство.
Уже ночью около территориальных избирательных комиссий собрались группы, скандирующие требования: предъявить протоколы подсчета голосов и объявить результаты. После чего митинги организованно и словно по команде переместились в центры городов. В столице Беларуси больше всего демонстрантов собралось у стелы «Минск - город-герой». Там же прозвучали требования о непризнании выборов, хоть окончательных итогов еще и не было. Напомним: интернет в тот момент не работал, возникли серьезные проблемы с мобильной связью, по всей видимости, сценарии первых протестов были проговорены заранее. Цель их – заявить о нелегитимности выборов, о тирании. Подтверждением которой должна послужить подсунутая жертва - после провокации силовиков на ответ.
В это же время начались первые столкновения с милицией. Правоохранителям пришлось применять светошумовые гранаты и слезоточивый газ, другие спецсредства. Митингующие требования разойтись и прекратить несанкционированные собрания игнорировали. Важные дороги и проезды оказались заблокированы, в некоторых местах построили импровизированные баррикады из мусорных баков. Демонстранты проявляли агрессию, провоцировали на применение силы, в стычках пострадали милиционеры и ряд митингующих. Задержали около трех тысяч человек - больше всего в Минске.
К утру демонстрации закончились, день в городах республики прошел спокойно. Но уже к вечеру 10 августа в соцсетях возобновились призывы выйти на стачки по всей стране. При этом даже не скрывался силовой план предстоящего протеста.
Президент Лукашенко заявил, что акции организованы из Польши, Великобритании и Чехии. В Минск и другие крупные города республики стали стягивать автоколонны внутренних войск.
РЕАКЦИЯ, ПРОВОКАЦИЯ И ЭСКАЛАЦИЯ
К шести вечера в разных точках столицы стали собираться демонстранты. К призывам провести новые выборы добавились требования об отставке президента страны, руководителей силового блока. Вскоре на всех магистралях центра Минска появились баррикады, движение прекратилось – кроме машин «Скорой». На агрессивные группы были направлены силы ОМОН. Кое-где демонстрантам удавалось сминать цепи правоохранителей. Но подкрепления и спецсредства – водометы - быстро восстанавливали перевес. В ответ протестующие стали издалека забрасывать машины милиции камнями.
Появилась информация о гибели первого митингующего – он попал под колеса автомобиля ГАИ. Позже информацию опровергли: пострадавший с тяжелой травмой оказался в реанимации, но не погиб. Но жертва все-таки состоялась – другой митингующий, по информации МВД, попытался бросить в цепь милиционеров самодельное взрывное устройство, но оно сдетонировало у него в руке.
К трем – четырем утра, когда стихли протесты, стало ясно: госпитализированы не десяток как в первую ночь, а уже сотни человек – примерно 200. Пострадали как милиционеры, так и другие граждане. Кроме протестующих, досталось и журналистам и даже некоторым прохожим.
В протесты втянулись Барановичи, Брест, Витебск, Гродно, Жлобин и другие города Беларуси. 12, 13 августа эскалация продолжалась по уже известной схеме: вечерний сбор, горячая ночь. Столкновения, жертвы, массовый выброс фотографий и «свидетельств» пострадавших в соцсети. Некоторые фото и ролики впоследствии были разоблачены как постановочные, но вал медийных вбросов не прекращался.
13 августа в Бобруйске заключенные устроили бунт с требованием отставки президента. В протест стали втягиваться некоторые работники предприятий и учреждений. С призывом остановить насилие выступили работники культуры.
Председатель Совета Республики Национального Собрания РБ Наталья Кочанова заявила, что Лукашенко «услышал мнение трудовых коллективов и поручил разобраться по всем фактам задержаний, которые произошли в последние дни». В этот день часть задержанных выпустили. У некоторых людей были подтверждены серьезные травмы – из-за неадекватного применения силы во время задержания, или жесткого содержания в местах изоляции. Министр внутренних дел признал, что во время задержания «под раздачу» могли попасть случайные люди.
14 августа выпустили еще больше задержанных со следами побоев. Сценарий публичных жертв стал раскручиваться с большей скоростью. Провокация на столкновения с силовым ответом милиции организаторам протестов частично удалась. Спохватившись, МВД прекратил задержания митингующих, представители ведомства заявили о предстоящем расследовании дел о неправомерном применении силы.
ЧЕРНЫЕ РОБЫ И БЕЛЫЕ ФУТБОЛКИ
В тот же день, сразу после объявления результатов выборов - Лукашенко победил с 80,1% голосов - к протесту подключился ряд работников крупных промышленных предприятий. В той или иной форме акции прошли среди работников БелАЗа в городе Жодино, Минского электротехнического завода, Белорусского металлургического завода, «Гродно Азот», Минского тракторного завода, «Беларуськалия», Минского завода колесных тягачей и других. Некоторые из них прекратили работу, иные провели собрания и вернулись к работе. Некоторая часть рабочих предприятий присоединилась к протестующим на улицах – как работники МТЗ. На митингах высказывалось недоверие результатам выборов.
15 августа заработала новая, хорошо известная часть сценария «бархатных революций». Она подразумевает, что после получения жертвы среди протестующих (а к тому времени еще один задержанный умер от сердечного приступа) демонстрантам необходимо отказаться от всяческой демонстрации насилия. Более того, проявлять максимальное миролюбие. На улицах появились «девушки в белом», дарящие цветы, обнимающие силовиков. Впервые такой сценарий использовали политтехнологи США еще во время попыток смещения Фиделя Кастро на Кубе. По замыслу авторов, на белых футболках будет заметна любая малейшая травма – в виде пятен крови. И предварительно запуганные милиционеры не посмеют остановить прорывающихся под прикрытием «белых футболок» рейдеров при захвате правительственных зданий.
Цепи «девушек в белом» появились и в России, и других странах Европы.
ЧИНОВНИКИ И НАРОД
15 августа в Словакии самый старый по стажу посол Беларуси Игорь Лещеня выступил с поддержкой протестующих. Часть чиновников в его лице тем самым заявила о своей публичной позиции – противостояние президенту. К бастующим присоединились некоторые работники государственной «Белтелерадиокомпании».
Общественная организация «Белая Русь» объявила, что людям, поддержавшим Лукашенко на выборах и обеспечивших ему победу, пора сказать свое слово. В полдень 16 августа на площади Независимости в Минске собрались люди со всей страны. По разным подсчетам – от 65 до 70 тысяч человек держали в руках государственные флаги Беларуси.
ФОТО: president.gov.by
Приехавший на митинг президент Александр Лукашенко обратился к ним со словами признательности за поддержку:
- Я стою перед вами на коленях впервые в жизни, вы это заслужили! – далее глава республики заверил сторонников в своей решимости отстаивать родную страну. Выступление сопровождалось овациями и возгласами одобрения.
ФОТО: president.gov.by
В ответ к 14 часам оппозиция стала созывать митинг у стелы «Минск- город-герой». Протестующие были хорошо организованы и оснащены, в том числе гигантскими полотнищами бело-красно-белого флага – нынешнего символа протестов. На митинге повторили все требования предыдущих дней, главными из которых стали отставка Лукашенко, проведение новых выборов. Официальных оценок количества, собравшихся нет, по оценкам наблюдателей – от 100 до 200 тысяч участников в Минске, и до 100 тысяч в других городах суммарно. Вероятно, это почти весь протестный электорат. Митинг в белорусской столице прошел без проявлений агрессии и в 18 часов завершился.
В понедельник, 17 августа, Александр Лукашенко продолжил встречаться с работниками предприятий, в том числе на том, где рабочие заявили о забастовке – на Минском заводе колесных тягачей. Большая часть производств продолжила свою работу.
ФОТО: president.gov.by