САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Миллионы - запроСТО

Пока коронавирус не собирается поднимать «белый флаг», многие российские регионы постепенно восстанавливают работу своих производств и вновь налаживают торговые отношения с соседями. Карелия в непростой период не только сумела войти в топ-10 по росту промышленности, но даже увеличила товарооборот с Беларусью почти вдвое

В пресс-туре, организованном Постоянным Комитетом СГ, журналистам показали главную достопримечательность Карелии - Валаамский монастырь. Обитель занимает целый архипелаг островов Ладожского озера. Фото: Михаил Фролов/ «kpmedia.ru».

ДВА В ОДНОМ

За несколько дней до поездки прошла новость: Республика Карелия ужесточила въезд из-за пандемии. Журналистам пришлось сдавать тест на коронавирус, а перед каждой встречей на высоком уровне - проходить масочный контроль. Несмотря на это, Петрозаводск встретил нас редким для него солнцем и теплой погодой.

Для первой после карантина рабочей поездки Госсекретаря Союзного государства Григория Рапоты выбрали Карелию.

- С Беларусью у нас очень давние дружественные отношения, к которым есть определенные объективные предпосылки, - сказал глава Карелии Артур Парфенчиков. - Так уж получилось, что в силу исторических реалий после Великой Отечественной войны многие сябры приехали на постоянное место жительства в Карелию…

- У вас ведь тоже есть белорусские корни, - перехватил Рапота.

- Да, все верно, я сам пример этих реалий, - улыбнулся губернатор. - У меня отец в начале 60-х после целины приехал в Карелию из Гомельской области на лесозаготовки. Встретил здесь маму и остался. И я, получается, наполовину белорус, а наполовину - карел.

Артур Парфенчиков напомнил, что в 2018 году он с Президентом Беларуси Александром Лукашенко обсуждал возможности нарастить взаимные поставки, причем до конкретной отметки - сотни миллионов долларов.

- Объем товарооборота растет, но мы пока еще далеки от этих намеченных точек. Сейчас цифры в пределах 12,5 миллиона долларов, хотя за пять месяцев 2020 года у нас прибавка в 45 процентов. В значительной степени сам бизнес проявлял инициативу. И, думаю, потенциал гораздо выше, чем сегодняшние показатели. Ведь с Беларусью нам сложнее найти те отрасли и направления, где мы бы не могли сотрудничать, - заверил губернатор.

Миллионы - запроСТО
 

Полярное сияние можно увидеть не только на Кольском полуострове и плато Путорана - в Рускеале оно играет на стенах бывших шахт круглый год. Фото: Михаил Фролов/ «kpmedia.ru».

Что примечательно - такой рост торгового сотрудничества стороны показали во время пандемии, когда многие эксперты говорили о кризисе для производств и предприятий. На этот счет у главы региона свои представления:

- Наша экономика открыта. Мы с начала пандемии не останавливали производство и строительство, достаточно быстро вновь открыли торговые центры. У нас не работают сегодня скорее единичные позиции. Не знаю, какие бы показатели были без пандемии.

ПО ГАМБУРГСКОМУ МАРШРУТУ

Особый интерес с экономической точки зрения для Карелии, по мнению Григория Рапоты, представляет проект высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург - Гамбург.

- Так же, как и руководство Республики Карелия, мы считаем, что развитие двусторонних отношений, внутренней экономики в значительной мере будет зависеть от того, насколько опережающими темпами будет строиться инфраструктура. Нельзя говорить о развитии региона, страны, международных отношений без развитых, соответствующих критериям ХХI века дорожных сетей, - отметил Григорий Рапота.

Он добавил, что приближение западных инвесторов к региону несомненно создает дополнительные возможности для его развития.

- Любой регион заинтересован, чтобы к нему пришла высокоскоростная магистраль, - согласился Артур Парфенчиков. - Транспорт - это все.

НА СЕВЕРНОМ ФРОНТЕ

Миллионы - запроСТО
 

Григорий Рапота и Артур Парфенчиков обменялись при встрече лучшими подарками - книгами. Главе края вручили летопись о битве подо Ржевом. Фото: Михаил Фролов/ «kpmedia.ru».

Уже совсем скоро в Минске и области состоится Форум регионов России и Беларуси, и Карелия вовсю готовится к нему. Глава республики пообещал - привезет на форум полную программу. Карелия представит не только экономические, но и гуманитарные проекты.

- Сейчас много говорят о Ржевском мемориале, - выразил восхищение недавно открывшимся памятником Артур Парфенчиков. - Но хочу напомнить, что и наша северная земля была местом ожесточенных боев во время Великой Отечественной войны.

К тому же на Карельском фронте погибло много выходцев из Синеокой. Поэтому на секции Форума регионов про объединение усилий по противодействию фальсификации вклада народов Беларуси и России в Победу руководство российского региона планирует обменяться информацией по тем воинам, погибшим на территории Карелии, которых призвали на фронт из Белорусской ССР.

- Вопрос только один, он всем понятен… Во время пандемии сложно прогнозировать, даже в пределах месяца. Даже у нас в этом году отмечается 100-летие Карелии, но все масштабные мероприятия мы отменили. Надеемся, что в ближайшие два месяца по организации все определится, и мы обязательно и с удовольствием приедем в республику. Это даже не обсуждается, - добавил Парфенчиков.

Несмотря на то, что ближайшие соседи у российского региона - Финляндия и Швеция, по-настоящему крепкие отношения сложились с братской республикой. Объединяет их история, природа с обилием лесов и озер, а еще - один из самых крупных российско-белорусских проектов.

ТУРИЗМ

ХОРОШАЯ ДОРОГА ПРИТЯГИВАЕТ ПАССАЖИРОВ

Границы в курортные регионы планеты постепенно начали приоткрывать для россиян. Но многие все равно опасаются лететь за рубеж. Зато люди заново распробовали отечественные места для отдыха. Особенно такие невероятные природные уголки, как Карелия.

- У меня, кстати, сын уже третий год подряд ездит отдыхать сюда. Не на юг, а в Карелию. Недавно для себя ее открыл и теперь приезжает с женой и ребенком, - вспомнил Григорий Рапота.


- Понимаем, здесь перспективы даже не нужно доказывать - они очевидны. Уникальный край, самое главное - разный. Республику можно поделить на несколько районов. Сейчас активно развивается Приладожье, закончилось строительство автомобильной дороги, так что теперь из Северной столицы получится добраться до этих мест за три часа неспешной езды.

Планируется и развитие трансграничного туризма с финскими партнерами. Но перспективы есть и на Беларусь.

- С Александром Лукашенко обсуждали, что хорошо бы с учетом развития авиасообщения запустить прямой рейс Минск - Петрозаводск. У нас как раз появляется новый аэропорт, взлетная полоса подходит под международные стандарты. Такой рейс нужен хотя бы потому, что многие жители Карелии, у кого есть родственники в Беларуси, просят об этом. Желающих много. Думаю, что и белорусы с радостью бы посещали Карелию, особенно летом, - поделился мыслями Парфенчиков.

Проблема, как выяснилось, только одна - коммерческая. Карелия уже предложила «Белавиа» и российским перевозчикам проработать такой формат. В том числе и возможность каботажа Минск - Санкт-Петербург - Петрозаводск. Но по этой схеме могут летать только российские авиакомпании, а прямой рейс не факт, что будет окупаться. Поэтому инициатива пока остается в подвешенном состоянии.

- В свое время занимался строительством железных, автомобильных и авиационных дорог. Есть одно правило: хорошая дорога притягивает пассажиров, - поспешил приободрить руководство Карелии Григорий Рапота. - Никогда не можем точно предположить пассажиропоток. Между Санкт-Петербургом и Москвой запустили «Сапсан» - не рассчитывали на такой спрос. Он раза в три-четыре больше планировавшегося. Плюс недавно подписали соглашение о взаимном признании виз, что очень важно. Это означает, что иностранец, получивший белорусскую визу,

автоматически может въехать в РФ через международные пункты пропуска. Если чем-то можем помочь в этом плане - готовы это сделать. У нас есть коллегия министерств транспорта России и Беларуси. Вынесете этот вопрос там на обсуждение, я готов поддержать. Там возражений не будет.

- Обязательно выступим с инициативой на коллегии, для нас это очень важно, - ответил Парфенчиков.

ХАРВЕСТЕР С ОНЕЖСКИХ БЕРЕГОВ

ПОВЕЛИТЕЛИ ПОЛЕЙ

В уши бьют звуки завода, крики рабочих, гул техники..., но никакой суеты нет - работа идет строго по плану. Первое впечатление было обманчиво - довольно скромные заводские корпуса на окраине Петрозаводска не выглядели впечатляющими. Но вот внутри масштаб производства «Амкодор-Онего» чувствуется.

 

СТАТИСТИКА

  • 23 тысячи белорусов проживают на территории Карелии, они занимают третье место по численности этнических групп республики после русских и карелов.

  • 38 процентов территории Карелии находится в Арктической зоне.

  • 12,4 миллиарда долларов - товарооборот между Карелией и Беларусью по итогам 2019 года, из которых 4,6 миллиона долларов - поставки региона в Синеокую, а 7,8 миллиона - импорт из Беларуси в Карелию.

Еще на встрече с госсекретарем Артур Парфенчиков много говорил про машиностроительный завод лесозаготовительной техники. Это один из самых прорывных, масштабных и перспективных совместных проектов для наших стран. В Карелии он приобрел особое значение, ведь располагается производство на месте бывшего Онежского тракторного завода, с которого, можно сказать, начиналась история столицы республики. Машины этого легендарного предприятия бороздили поля всего СССР. Их даже поставляли в другие государства. Теперь же эстафету принимает белорусский брат. Первые машины «Амкодора» вышли с конвейера в марте этого года.

Проект изначально поддержали в правительстве России. А на Форуме регионов в прошлом году в Петербурге подписали инвестиционный контракт на десять лет о развитии совместного производства узловой сборки. Масштабы серьезные - до тысячи единиц техники в год. Пока завод только набирает обороты, но, когда выйдет на планируемый уровень, здесь будет не меньше пяти сотен специалистов, а в перспективе - в два раза больше. Причем с подготовкой кадров дела обстоят серьезно - абы кого на производство пускать нельзя. Все проходят обучение на аналогичных предприятиях Беларуси - и молодые, и опытные специалисты трудятся бок о бок.

- Активно работаем в вопросах лесного хозяйства, здесь белорусский опыт очень интересен, - заявлял глава Карелии. - Был на заводах «Амкодора» в РБ - конечно, это современное, мирового уровня производство с роботизацией и специалистами высочайшей компетенции. Наше сотрудничество идет комфортно. Чувствуем поддержку и делаем все возможное, чтобы проект в интересах и России, и Беларуси развивался и дальше.

ПО БОЛОТУ, СЛОВНО ПО ЛЬДУ

Миллионы - запроСТО

Запчасти для будущей «грозы лесов» привозят из Синеокой, а здесь уже собирают саму махину - настоящий союзный проект. Фото: Михаил Фролов/ «kpmedia.ru».

Производят здесь харвестеры и форвардеры. Первый - незаменимый помощник в лесозаготовках. Ведь один харвестер заменяет собой целую бригаду рабочих. Ему не страшны ни болото, ни грязь, ни снег, а по неровной дороге он скользит, словно на коньках по байкальскому льду. Форвардер уже работает на подхвате - он сортирует, собирает и вывозит весь спиленный материал, в том числе огромные бревна. Что самое главное - комплект отечественных харвестера и форвадера стоит около 40 миллионов рублей, а вот у иностранцев его можно купить не дешевле 70 миллионов. При том, что наши «работяги» ничем не уступают западным «коллегам».

- Это абсолютно перспективный проект. Производство, думаю, по объему и сложности будет номер один в Карелии. Самое главное, что продукция уже сейчас востребована в России, - отметил Рапота.

- Еще планируем поставлять на экспорт, - добавил гендиректор «Амкодора-Онего» Сергей Гайтюкевич. - У нас есть решение Минпромторга - наша тяжелая техника пойдет на экспорт в Аргентину, Латинскую Америку, где диаметр деревьев от 70 см и выше. К тому же машины незаменимы в Сибири, на Дальнем Востоке.

- Сотрудничаем как раз в рамках Союзного государства, - рассказал глава предприятия, проводя экскурсию по цехам. - Гидравлические узлы и кабины будут приходить к нам из Беларуси, а мы изготовим рамные конструкции, мосты тандемные с «нуля». Полный цикл. Ведь если в Синеокой есть новый завод, который делает хорошую гидравлику - почему не пользоваться его услугами.

- Где легче организовать и вести производство - в Карелии или в Беларуси? - спрашиваю гендиректора.

- Не вижу принципиальной разницы. Везде трудолюбивые люди, везде есть помощь властей. Кстати, сыграло роль, что мы остались на Онежском тракторном заводе. Ведь сначала смотрели и другие площадки по стране, но подход к инвесторам собственника подкупил, - ответил он.

Действительно, многие регионы сражались за то, чтобы этот проект локализовать у себя.

- К примеру, руководство «Амкодора» вело переговоры с Вологодской областью, с Екатеринбургом, - раскрыл детали вице-премьер правительства Республики Карелия по вопросам экономики Дмитрий Родионов. - Мы же с 2018 года выбрали новый курс и поменяли инвестиционное законодательство и существенно расширили линейку мер поддержки такого рода производств. Благодаря чему нас и выбрали. Мы с «Амкодором» идем рука об руку, все вопросы решаем вместе.

СОВМЕСТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

  • 19 миллиардов рублей стоит проект «Амкодор-Онего».

  • 500 рабочих мест планируют создать.

  • 55 тысяч рублей - средний уровень зарплаты на предприятии.

  • 150 миллионов рублей - объем осуществленных инвестиций в 2019 году.

СПРАВКА «СВ»

В 2020 году Республика Карелия и Республика Беларусь могут праздновать 25 лет дружбы - столько лет назад было положено начало их экономическим, социальным и культурным связям. В декабре 2018 года делегация правительства Карелии во главе с Артуром Парфенчиковым приехала в Беларусь и встретилась с президентом страны Александром Лукашенко. Тогда же стороны определили план сотрудничества на 2019 - 2021 годы.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. МИД РФ: Ввод Западом контингента на Украину станет прямой конфронтацией с РФ
  2. Владимир Джабаров: ОДКБ остаётся востребованной структурой, хоть Запад это и не признаёт
  3. В Кремле отреагировали на информацию о планах Запада оккупировать Украину
  4. В Беларуси определили перечень алкоголя для свободного ввоза
  5. Внешняя разведка: Запад хочет поделить Украину между Румынией, Польшей, Германией и Британией
  6. Киргизия и Беларусь будут сотрудничать в сфере железнодорожного транспорта
  7. Дмитрий Песков ответил Байдену, осудившему ответные удары РФ
  8. Губернатор Кировской области доложил Владимиру Путину о росте экономики региона
  9. Вячеслав Володин провел совещание по подготовке к Парламентского Собрания
  10. Российские войска освободили Воровское и Раздольное в ДНР
  11. Сергей Лавров назвал гендиректора ЮНЕСКО соучастницей информвойны против РФ
  12. Леопард Порш из РФ прижился в Минске и съедает 6 кг мяса в день
  13. Ольга Германова предлагает разработать сборник патриотических песен для школьников
  14. С начала недели очередь грузовиков из Беларуси в Польшу выросла на 225 единиц
  15. Премьер Японии заявил о желании заключить мирный договор с Россией

Парламентское Собрание

Депутаты Парламентского Собрания обсудят вопросы волонтерской деятельности в Союзном государстве

В Минске пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению

Политика

Владимир Путин представил ракетное «меню» для Киева и его начальников: "Орешник" лишь начало

Лидерам стран-участниц Организации Договора о коллективной безопасности российский президент рассказал о продемонстрированном Россией супероружии.

МНЕНИЯ

Iолки-моталки или Страсти по букве «Ё»

Олег Зинченко

Есть повод вспомнить самую гонимую букву русского языка.

Запад собирается воевать до последнего украинца

Анатолий Заусайлов

США настаивают на снижении возрастного порога при мобилизации на Украине

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также