САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Безграничное доверие

Россия на границе с Беларусью вводит режим пограничной зоны, такое распоряжение отдал директор ФСБ России Александр Бортников. Приказ вступает в силу 7 февраля этого года. Корреспондент «Союзного Вече» проехал внутренний рубеж Союзного государства в обе стороны, чтобы понять, как живет и работает приграничье.

При въезде в Россию по трассе М1 водителей встречает стела, символизирующая место соединения двух стран. Фото: Дмитрий Козуров.

КОНТЕКСТ

Россия на границе с Беларусью вводит режим пограничной зоны, такое распоряжение отдал директор Федеральной службы безопасности России Александр Бортников. Как сообщается на официальном интернет-портале правовой информации России, региональные управления ФСБ в Смоленской, Псковской и Брянской областях должны установить на границе предупреждающие знаки, а также определить время и места въезда в пограничную зону. Приказ вступает в силу 7 февраля этого года.

Посол России в Беларуси Александр Суриков заверил, что для граждан Беларуси и России никаких досмотров и таможенного контроля вводится не будет.

- Нет никакого ужесточения режима нахождения в районе у границы для белорусов и россиян, - сказал он сегодня журналистам. - Просто нужно брать с собой паспорт. Он в принципе всегда должен быть у гражданина. Беларусь еще раньше России обозначила границу на российском участке столбиками.  



СТРАХОВКА НА ОБОЧИНЕ

Для поездки выбрал трассу М1, идущую от Москвы до Бреста. Мало того что дорога соединяет две столицы, так это еще и участок большого европейского пути, по которому можно проехать из Ирландии аж до Омска. Какой бы бедой в России не были дороги, но за этой следят - асфальт ровный, разметка свежая, снега не найти, хотя накануне случился довольно сильный снегопад.

Стоит проехать Смоленск, как на обочине начинают попадаться вывески: «Грин-карт», «Зеленая карта». В каждом селе есть домики, а то и просто припаркованные фургончики, в которых торгуют автостраховками. Как бы далеко ни зашла интеграция в Союзном государстве, но полисы у каждой страны пока свои. Конечно, можно это сделать и в пункте отправления, но большинство предпочитают оформлять документы по пути.

После того как грин-карты стали продавать через интернет, водителей-покупателей на трассе поубавилось.

- За день десять-двенадцать через меня проходит, - говорит Людмила, пока выписывает страховку нашему шоферу. В ее будке стоит обогреватель. В углу кипит чайник. - Летом, конечно, побольше поток. Зимой из России в Беларусь едут в основном на лыжах покататься, в агроусадьбах отдохнуть.

В зависимости от опыта водителя документ обойдется примерно в тысячу российских рублей. Штраф за отсутствие страховки больше раза в четыре. Кстати, если ехать с белорусской стороны, будут очень похожие таблички, только написано на них: ОСАГО.


В РЕЖИМЕ ПРОЗРАЧНОСТИ

Если на пять минут задремать, то место, где заканчивается Россия и начинается Беларусь, можно и пропустить. Вот и сама граница, всего час езды от Смоленска. С российской стороны тут пропускной пункт «Красная горка» - по названию ближайшей деревни. Хоть внутренние рубежи в Союзном государстве и открыты, здесь работают и пограничники, и таможенники, и инспекторы Россельхознадзора и Ространснадзора.

Нашу машину с российскими номерами и всех в ней сидящих внимательно осмотрели, но останавливать не стали.

- На белорусско-российской границе нет и не планируется таможенных постов, - прокомментировали «СВ» в Государственном таможенном комитете Беларуси. Не собираются в Минске ничего менять и в связи с грядущим введением пятидневного безвизового режима для иностранцев. 

Жители приграничных деревень говорят, что на трассе по обе стороны постоянно дежурят сотрудники ГАИ - проверяют нарушения и наличие страховок. На обратной дороге нас остановили тоже: «Предъявите ваш полис ОСАГО».


ТАМОЖНЯ ДАЕТ ДОБРО

Если Санкт-Петербург - окно в Европу, то Смоленская область - парадные ворота. В прошлом году таможенники оформили тут 173 тысячи деклараций. Ожидал увидеть на трассе несколько десятков человек в погонах, заполняющих бланки и досматривающих фуры. На деле же их тут всего пятеро.

Большинство предпринимателей теперь предпочитают оформлять документы не на границе, а в специальном Центре электронного декларирования, который открыли в прошлом году под Смоленском.

- Это структура, которая позволяет разделить документальный и фактический контроль. В нем производится обработка документов и сведений, заявленных в электронной декларации, а фактический контроль товаров и их выпуск - в том таможенном органе, где они размещены. Чтобы организовать эффективную работу, в ЦЭДе мы собрали с таможенных постов специалистов, которые могут качественно и быстро заниматься выпуском деклараций, - рассказал начальник Смоленской таможни Иосиф Лужинский.

Больше того, сейчас тут экспериментируют с автоматическим оформлением документов - компьютер все делает сам, без участия инспектора. Только вот по техническим причинам далеко не все декларации программа пока может рассматривать.

Безграничное доверие

Оформить международную страховку можно буквально в любом придорожном селе. Фото: Дмитрий Козуров.

Работникам на месте оставили только досмотр и специфические функции: оформление бумаг по отдельным видам товаров или прием машин под белорусским конвоем. Груз попадает под сопровождение, если не хватает документов, что-то оформлено неправильно или нет обеспечения уплаты таможенных сборов.

Таможенники работают главным образом с юридическими лицами и фурами, которые возят для них товары. К гражданам России или Беларуси, которые пересекают границу, вопросов у них нет.

Безграничное доверие


ЭХ, ЯБЛОЧКО, УРОЖАЯ ПОЛЬСКОГО

Чтобы отлавливать на границе товары, которые в 2014 году Указом Президента оказались под запретом, российские власти создали межведомственные мобильные группы. В них входят таможенники, инспекторы Россельхознадзора и ГИБДД. На М1 такая группа дежурит всегда, а кроме того, они контролируют и районные, и объездные дороги.

- Много грузов идет с поддельными документами: фито-санитарными сертификатами, нашими внутренними документами, печатями и подписями, - рассказывает замначальника отдела карантинного фитосанитарного контроля на госгранице РФ Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям Нина Анищенкова.

Но у инспекторов есть чем ответить нарушителям. Любой документ можно отследить по внутренней базе. Если водитель фуры предъявляет сертификат, выданный в Турции, Тунисе, да хоть в Австралии, туда прямо с границы улетает запрос - выписывали ли они такой документ.
  
- Нередко оказывается, что такой бланк числится как испорченный или что его выписывали три года назад, да еще на другой продукт, - говорит Анищенкова.

Все, с кем удалось побеседовать, говорят, что поток санкционки идет на спад - все-таки борются с ней уже больше двух лет. На специальной стоянке на «Красной горке» ждут своего часа не меньше пятнадцати фур с запрещенными продуктами. Открываем одну - пекинская капуста, в соседней - яблоки. Все из Польши. Даже на передних ящиках красуются варшавские этикетки.

Безграничное доверие

На границе установили барельеф с изображением пути от Москвы до Беларуси. Фото: Дмитрий Козуров.

- Надеялись, что повезет и так проскочат, - говорят таможенники.

Но обычно нарушители действуют более изощренно. В документах пишут, что в фуре груши из Туниса, вперед выставляют коробки с африканскими этикетками. Но если убрать несколько рядов, то обнаружишь кучу контрафактного товара из стран Евросоюза.

Что делают с санкционными овощами, фруктами и прочими продуктами? Безжалостно отправляют под бульдозер. За время действия соответствующего приказа с августа 2015 года в Смоленской области уничтожили больше 2,5 тысячи тонн санкционки.

- За два года с белорусскими коллегами выстроили очень оперативный обмен данными. В режиме реального времени получаем от них информацию не только по фитосанитарным сертификатам, но и по деятельности тех или иных фирм и даже объемам партий. Несколько раз было такое, что по документам яблоки должны были закончиться еще в октябре, а они все идут и идут, - говорит инспектор Россельхознадзора.

Безграничное доверие
Таможенники каждый день останавливают фуры с санкционкой. Больше всего запрещенных овощей и фруктов везут из Польши. Фото: Дмитрий Козуров.

ТОЛЬКО ДЛЯ СВОИХ

Если кто и может тормознуть машину на границе, то это пограничники. На наше авто с российскими номерами они внимания не обратили, не трогают и белорусов. А вот иностранные знаки для них четкий сигнал - в салоне могут быть незваные гости.

Несмотря на то, что трасса М1 связывает две столицы Союзного государства, воспользоваться ей могут только граждане двух наших стран.

- Контрольно-пропускной пункт в Красной Горке на М-1, главной автомагистрали, связывающей Минск и Москву, предназначен для въезда в Россию на личных автомобилях только граждан Беларуси, - объяснили в Пограничном управлении ФСБ РФ в сентябре, когда проехать привычной дорогой не смогли польские дипломаты.

Все дело в правовом статусе «Красной горки» - это не международный пропускной пункт, значит, пропускать иностранцев тут не имеют права. Ближайшие международные пункты пропуска на территорию России расположены на российско-украинской границе в Брянской области - «Новые Юрковичи», «Погар» и «Троебортное».


СЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ


Хаты с краю

Как живут люди на белорусско-российской границе.

Приграничные деревни на стыке двух наших стран похожи на любой другой малый населенный пункт. Тут можно увидеть и стариков, идущих с ведрами к колодцу. И ребятню, которая играет прямо у трассы и заглядывает в проезжающие машины. Здешние проблемы тоже, как и везде - молодежь уезжает в города. Но на рубеже России и Беларуси нам удалось отыскать и положительные примеры.

ИНВЕСТОР В ПОМОЩЬ

Поколесив между Россией и Беларусью, границу мог и не заметить, а вот местные жители чувствуют ее очень хорошо. Но не потому, что как-то ограничены в перемещениях. Наоборот, граница здесь - настоящая кормилица.

Трасса М1 проходит прямо через деревню Красная горка, и многие с ней связаны. Вот домик, в котором продают страховку. Вот прямо возле автобусной остановки местный продает незамерзайку. Рядом с ним - торговка пирожками и чаем из русского самовара на углях.

- Угощаются дальнобойщики в основном. На таможне настоятся, а потом волнение заедают, - улыбается женщина.

- Не боятся отравиться?

- А чего бояться-то? У меня все свежее, домашнее, - в подтверждение ее слов рядом тормозит фура, и водитель выходит подкрепиться.

- Кто деревню сохранит, если не мы? - пирожок с картошкой Валерий Коровин умял в момент и взялся за второй - с капустой. - Специально проезжаем мимо крупных стоянок, чтобы поддержать не бизнесменов из города, а местное население, хоть небольшим, но честно заработанным рублем. Пусть мой стольник будет прибавкой к пенсии для стариков.

Самым большим подарком для красногорцев стал терминал одной из крупнейших логистических компаний мира Rhenus, открытый в 2012 году. Больше двух тысяч квадратных метров складов, одновременно здесь могут принять четыреста фур. А для пущего удобства таможенники даже открыли тут отдельный пункт. В основном через терминал проходят запчасти и комплектующие для немецких производителей машин и грузовиков.

Открытие такой махины обеспечило четыреста новых рабочих мест - это в четыре раза больше, чем все население деревни. Конечно, набирали на работу не только местных, люди даже из Смоленска переехали.

Лет пять назад местные чуть ли не каждые выходные отправлялись в Беларусь - на закупки. С тех пор цены выровнялись, так что такие шоп-туры потеряли смысл. В 2015-м, когда рухнул рубль, уже белорусы приезжали закупаться, правда, ехали, как правило, сразу в Смоленск. Покупали дома доллары, а по приезду меняли их на рубли, выгода, говорят, выходила под 70 процентов.

НЕ ДЕРЕВНЯ, А АГРОГОРОДОК

В 2008 году приграничные белорусские Ляды из деревни стали агрогородком. Изменения случились не только на картах и дорожных указателях, но и в жизни людей. Новый статус позволил поселению получить больше денег, на которые отремонтировали дороги, клуб, обустроили фельдшерско-акушерский пункт.

С помощью программы развития агрогородков в республике спасали деревню - выбирали наиболее перспективные населенные пункты и вкладывали в них деньги, чтобы хоть как-то сократить отток людей в города. И в Лядах это заметно: если в Красной горке мне на глаза не попался ни один молодой человек, то в магазине агрогородка за прилавком стоит девушка, которой никак не дашь больше 25.

- Где родился, там и пригодился, - улыбается девушка в ответ на вопрос о том, почему не уехала в город. - Я местная, тут у меня родители живут и работают в колхозе.

А вот медсестра в ФАПе, которая приехала в Ляды по распределению, оставаться тут позже положенного срока не собирается.

- Мне осталось полгода. Не то чтобы я дни считаю, когда смогу уехать, но хочется все-таки в город, - признается молодой специалист. - Уже ездила в Витебск, узнавала насчет работы. Со здешним опытом готовы взять.

До России тут - рукой подать, граница проходит по речке Мерея. Многие в Лядах держат пасеки. Мед ездят продавать и в Витебск, и в Смоленск. Благо, до российского облцентра не сильно дальше, а цены там повыше. На работу тоже многие мечтают устроиться в России - бригада местных мужиков ездит на пилораму в соседнюю деревню Литивля. Говорят, что за месяц получают под тысячу долларов.

А главное занятие для жителей приграничных деревень - сельское хозяйство. Выращивают тут в основном овес, а еще держат коров. Вдоль границы и даже через нее можно свободно пасти стада.

- Иногда проезжают пограничники, проверяют документы. Но у нас все свои, пастухи знают, что при себе нужно иметь паспорт, так что проблем никогда не бывает, - рассказал фермер Николай Иванов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  2. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  3. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  4. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  5. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  6. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  7. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  8. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  9. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  10. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  11. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  12. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  13. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину
  14. Песков: В Европе нет единства мнений об отправке войск на Украину
  15. РФ и Беларусь продлевают соглашение о сотрудничестве в нефтяной отрасли

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также