Режиссер Наталья Бондарчук: Всегда хотела, чтобы Снежная королева стала доброй!
Автор новой экранизации сказки Андерсена рассказала, чем ее фильм отличается от других и почему он пролежал на полке четыре года
БЕЗ ГАДЖЕТОВ ГЕРОЯМ НЕ ОБОЙТИСЬ
- Наталья Сергеевна, «Снежную королеву» экранизировали бесчисленное количество раз…
- Сказка уже около тридцати лет идет в моем детском театре «Бемби». Объехали со спектаклем полмира - были в Греции, Болгарии, Турции, Франции, США. А лет пять назад оказались в Ямало-Ненецком округе. Там впервые появилась мысль об экранизации. Поняла, что могу совершенно по-другому рассказать «Снежную королеву» современным детям. Моя детская мечта: всегда хотела, чтобы главная героиня в финале стала доброй.
- Сами придумали сценарий?
- Пишу с тринадцати лет. С тех пор, как бабушка подарила печатную машинку «Колибри». Писательство - очень серьезный труд. Все сценарии создавала сама, кроме «Юности Бемби», над которым работала в соавторстве с классиком Юрием Нагибиным.
Горжусь, что среди наград есть премия от писателей «Золотое перо Руси». А на одном из литературных форумов в рамках фестиваля «Золотой витязь» приз получила из рук самого Валентина Распутина. Так что сценарий «Тайны Снежной королевы» - продолжение моего многолетнего труда.
- От классической сказки Андресена немного осталось?
- Любая экранизация предполагает адаптацию к современности. Дети должны понимать, о чем идет речь. Герои моего фильма используют гаджеты. А король все время подсчитывает на калькуляторе доходы-расходы, поскольку в стране кризис.
Но, конечно, нужно бережно относиться к первоисточнику. Основу сказки Андерсена о ледяном сердце, которое должен растопить огонь любви, я не тронула.
НЕКОТОРЫЕ СЦЕНЫ ПРИШЛОСЬ ВЫРЕЗАТЬ
- Правда, что фильм снимали за Полярным кругом?
- На Ямале. На съемках больше всего поразило, какой выносливый и невероятно благородный народ там обитает. Это люди, у которых есть своя цивилизация, многовековая культура, давно сложившиеся традиции - и они продолжают их придерживаться. Малых народностей там множество, даже у нас в картине их около десяти.
- А сцены во дворце?
- В Германии, под Штутгартом, в городе Зигмарингене. Это настоящий королевский дворец. В павильоне невозможно построить такую красоту.
Правда, жалею, что из фильма пришлось вырезать несколько эффектных сцен. Например, на сцену борьбы короля с ледяным рыцарем не хватило денег. Надеюсь, в следующем году все-таки выпущу полную версию картины в 3D.
- Анну Снаткину сразу видели Снежной королевой?
- Сначала собирались снимать другую актрису. Но она не появилась на примерке костюмов. Тогда Аня Снаткина попросила попробовать ее. Я долго сомневалась: актриса уже снималась у меня в «Последней дуэли», сыграла жену Пушкина Наталью Гончарову, роль совершенно иную. В итоге ни разу не пожалела о выборе.
Аня - самоотверженный человек. Есть сцена, где она сидит на ледяном троне и у нее падает, разбиваясь вдребезги, ледяная держава. Так она просидела на жутком холоде пять часов - и выдержала! Температура, кстати, была запредельной. Чтобы выжить, пришлось запастись пуховиками на гагачьем пуху и сапогами на толстенной подошве.
- В Беларуси у вас...
- ...очень много друзей! Пользуясь случаем, передаю привет председателю Союза кинематографистов Беларуси Виктору Васильеву и организаторам кинофестиваля «Лiстапад», где у меня проходила грандиозная премьера «Последней дуэли». Было столько желающих посмотреть ленту, что вместо одного показа провели два подряд. Потом с этим же фильмом ездила в Витебск... Надеюсь, и «Тайну Снежной королевы» удастся показать белорусскому зрителю!
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД
С детским кино - катастрофа!
- Что, по-вашему, происходит сегодня с детским кино?
- Катастрофа. Детских сказок за всю историю нового российского кино, не считая «Снежной королевы» и «Реальной сказки» Сергея Безрукова, сняли не больше четырех. А в советское время было целое направление - сказки, детские комедии. Мою картину «Бемби» в 80-х за неделю посмотрели семь миллионов детей. Вот как был устроен прокат!
А сейчас судите сами - «Снежную королеву» не могла выпустить четыре года. Да и в целом национального российского кино у нас пока нет, есть отдельные хорошие фильмы.
Те режиссеры, которые ухитряются сегодня снимать детские фильмы - герои. Потому что вопрос стоит уже не просто - быть или не быть детскому кинематографу, а - быть или не быть российскому менталитету вообще.
Мое поколение воспитано на фильмах «Золушка» и «Дети капитана Гранта», где воспевался героизм и активное добро, где не было, как сейчас, масок-шоу и грязных анекдотов. Мы видели ориентиры, четко понимали, где добро и где зло - этому был посвящен весь отечественный кинематограф. И особенно сказки Александра Птушко, в которых всегда побеждал «русский дух», а герои вызывали добрую улыбку. Есть идея отреставрировать советские шедевры. Но на это нужны деньги.
Фото: Вадим Шерстеникин/ kpmedia.ru
Досье «СВ»
Наталья Бондарчук родилась в 1950 году в семье известных кинематографистов - режиссера Сергея Бондарчука и актрисы Инны Макаровой. Окончила актерский и режиссерский факультеты ВГИКа. Успех пришел после исполнения роли Хари в фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Во второй половине 70-х годов начала снимать картины по собственным сценариям, в том числе «Любовь и правда Федора Тютчева», «Пушкин. Последняя дуэль», «Гоголь. Ближайший». В 1987 году создала в Москве детский театр «Бемби». Заслуженная артистка РСФСР.