Председатель агрокомбината «Снов» Николай Радоман: Готовы к любым проверкам
На белорусских предприятиях ждут, когда отменят запреты на поставки продовольствия в Россию.
"Сновские" говяжьи сардельки поставляют на стол Президенту Беларуси, а вот продавать в России их запретили. Фото: БЕЛТА.
ЗАПРЕТНЫЙ СЫР
С 5 по 13 апреля на белорусских предприятиях работали проверяющие из Россельхознадзора. О командировке для них договорились Александр Лукашенко и Владимир Путин на встрече в Санкт-Петербурге в начале месяца. Слишком много противоречий накопилось между нашими странами в пищевой отрасли. В результате добро на поставки в Россию получили два из восемнадцати заводов - «Велес-Мит» и «Бабушкина крынка».
Но сделать оттуда жизнерадостный репортаж не получилось. Оптимизма в голосе директора «реабилитированной» могилевской «Бабушкиной крынки» корреспондент «СВ» не услышал, приглашения в цеха и лаборатории не получил. Причина проста: практически всем молочным продуктам на российский рынок дан зеленый свет. Вот только основная статья экспорта большинства белорусских молочников - сыры и сухое молоко. А они все еще под запретом.
Окончательной реабилитации своей продукции ждет не одно перерабатывающее предприятие Беларуси - их десятки. Среди них и агрокомбинат «Снов».
БЕЗ ПОСРЕДНИКОВ
Десять тысяч литров годового надоя с коровы, 1200 граммов суточных привесов крупного рогатого скота, 100 центнеров с гектара урожайность зерновых - показатели предприятия впечатляют.
Фото: Артур Прупас.
Председатель агрокомбината Николай Радоман говорит, что готов принять любую комиссию из любой проверяющей структуры. В своем предприятии он уверен на все сто:
- «Снов» не просто перерабатывающий мясо- или молочный завод. Это почти восемь тысяч гектаров плодородных земель, две тысячи сотрудников, своя переработка и сбыт, без цепочек посредников. Мы сами выращиваем и свинину, и птицу, и говядину, сами растим кормовую базу, перерабатываем на своих предприятиях сырье в мясомолочную продукцию высокого качества.
Продукция предприятия пользуются спросом, в том числе и у соседей. На российский рынок агрокомбинат поставляет продукты питания больше двадцати лет. Их закупают крупные торговые сети: «Магнит», «Перекресток», «Лента». Птицу, консервы и молочку везут в Тулу и Смоленск.
- Россиянам надо получать хорошую качественную продукцию. И мы не только поставляем на российский рынок то, что произвели. Мы даем технологии, готовы делиться селекцией. Но в результате складывается впечатление, что это дорога с односторонним движением: мы отдаем, а нас не пускают. Это обидно и это неправильно. Рынок, конечно, не стихия, но и регулировать его запретами недопустимо, - считает Николай Радоман. - Не было такой недели, чтобы к нам не приехали за опытом. Смотрят наши гости не магазины с готовой продукцией, их интересует именно производство. Мы всегда делимся своими достижениями. Все же Союзное государство мы строим для того, чтобы быть не конкурентами, а партнерами.
ПОСТРАДАЛИ ЗА КОМПАНИЮ
6 февраля Россельхознадзор запретил поставлять в Россию говядину с предприятий Минской области с формулировкой «в связи с выявлением многочисленных нарушений». Сразу со всех, независимо от того, нашли там недоработки или нет.
По производителям это решение ударило сильно. Говядина - товар экспортоориентированный. Белорусы любят свинину, хорошо ее покупают. Говядина не в такой чести.
Для «Снова» ограничения оказались неожиданностью. Никаких претензий к ним не поступало, не приезжали на предприятие проверяющие ни до черных списков, ни после них. Так что запрет получился вроде как за компанию с другими предприятиями Минской области.
- Бычков надо продавать, - рассказывает Николай Радоман, - когда их вес около 500 кг. А теперь получается, что они перерастают, теряют качество. Теряется экономика предприятия: ведь «сжигаются» корма, коровы телятся, а места на фермах больше не становится. Так что ждем любую комиссию, можем провести инспекцию наших колбас или сметаны не просто в готовом виде, а начиная от идентификации новорожденного теленка или телочки до того времени, когда они вырастут и поступят на мясную переработку или будут давать молоко.
В России иногда слышны заявления, что белорусские предприятия мешают развиваться местному производству. Мол, цены у них ниже, а качество на уровне. Но ведь это может сработать и в обратную сторону.
- Сегодня российская свинина значительно дешевле нашей местной при выращивании за счет более дешевых российских энергоносителей, которые мы получаем дороже, - говорит Радоман. - Естественно, все белорусские мясокомбинаты ее берут. Но ведь никто, ни правительство, ни президент не сказали «нет», не выставили ей препоны.
ДОСЛОВНО
Фото: house.gov.by
Евгений АДАМЕНКО, председатель Постоянной Комиссии по аграрной политике Палаты представителей РБ, член комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:
- Эксперты изучили не только наши предприятия, но и хранилища плодоовощной продукции, а также пограничные контрольно-ветеринарные пункты на границе с Украиной.
Пока не все претензии сняты, но ситуацию драматизировать не стоит. В Беларуси выпускают вкусные, натуральные, безопасные продукты. Мы кормим свою страну. Поставляем продукты почти в шестьдесят стран мира, и претензий еще не получали. Более того, наша молочка и мясные изделия - это бренд, и россияне с удовольствием покупают белорусские колбасы, сыры, масло.
Уверен, отношения между Минсельхозпродом и Россельхознадзором наладятся. А белорусским и российским специалистам в области контроля качества не помешает организовать более тесное и продуктивное сотрудничество.
СЕЛЕДКА "БЕЗ ПАСПОРТА" И СЛИШКОМ ЗДОРОВЫЕ КОРОВЫ
Фото: БЕЛТА.
Что увидели инспекторы Россельхознадзора на белорусских предприятиях.
В Синеокую проверяющие из России заглядывают не первый раз. Подобные инспекции были и в прошлом, и в позапрошлом году. На этот раз выбрали 18 предприятий: одиннадцать мясных, пять молочных и два рыбных.
«СВ» изучило отчет, который подготовили ветеринары по итогам полуторанедельной командировки. Опытный глаз подмечал все недостатки. Чаще всего претензии проверяющих касались бумаг: неправильно заполнен отчет, не заверены исправления.
В некоторых случаях инспекторы не могли понять, откуда вообще взялось то или иное сырье или куда оно делось. Например, в холодильнике стоят два десятилитровых ведра с селедкой, но маркировка стерлась и стала нечитаемой. На другом заводе ситуация обратная - документы на молоко есть, а самого сырья не нашлось.
Были и более серьезные нарушения. Во дворе одного из мясных производств стояли авторефрижераторы с полуфабрикатами, срок годности которых истек полгода назад.
Нашлись претензии и к технологии. В убойном цехе одного из предприятий не оказалось условий для осмотра туши ветеринарами: темно, нет умывальников, стерилизаторов или дезрастворов. На другом заводе за полтора года не выявили ни одного больного животного, что инспекторы тоже сочли подозрительным. На третьем тушки куриц разделывали так, что содержимое желудка и кишечника попадало на мясо.
Основные претензии:
-
Невозможно эффективно проследить путь продукции животного происхождения от фермы до прилавка
-
Нет системы электронной сертификации
-
Некоторые предприятия отгружают товар на экспорт без досмотра госветинспектора
-
Ненадлежащий контроль Госветслужбы РБ за безопасностью сырья и продукции, а также за оформлением сопроводительных документов
-
Недостаточный контроль за поставщиками сырого молока
-
Формальные расследования нарушений
-
Нарушение правил хранения лекарств для животных.
-
Отчет на прошлой неделе передали белорусской стороне. От нее в Россельхознадзоре ждут исправления всех нарушений.