Транзитный разворот на Россию
РЖД увеличила скидку на перевозку нефтепродуктов из Беларуси до 50 процентов. Железнодорожная монополия планирует оттянуть грузопотоки у прибалтийских портов, с которыми в последние годы у россиян обострилась конкуренция.
Несколько лет назад отечественные перевозчики «черного золота» начали разворачивать транзитные потоки из Латвии, Литвы и Эстонии в сторону портов в Ленинградской области. Решение, как говорили транспортники, не было политическим. Глава компании «Транснефть» Николай Токарев объяснил этот шаг необходимостью загрузить свои хабы, потому что образовался профицит мощностей.
Грузопоток в прибалтийских портах начал падать. Если в 2015 году там переваливалось порядка 9 миллионов тонн российских нефтепродуктов, то в 2016 году уже 5 миллионов.
- До 2018 года, мы сократим этот грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, - пообещал глава «Транснефти» Николай Токарев.
Переваливаться на терминалах Приморск, Усть-Луга (Ленинградская область) россияне приглашают и белорусов. Разговоры о такой переориентации начались пять лет назад после встречи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко. О своем желании изменить географию перевалок белорусский лидер рассказал губернатору Ленинградской области Александру Дрозденко во время его визита в Минск.
- Мы очень серьезно обсуждали эту тему с президентом России Владимиром Путиным и приняли принципиальное решение о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты. Нам нужно очень серьезно проработать эту тематику. Президент России однозначно поддержал эту инициативу. Нам надо договориться с железнодорожниками Беларуси и России и побыстрее реализовать эти договоренности, - сказал Лукашенко.
Чтобы сделать перевозки привлекательными, РЖД в конце октября 2016 года ввела скидку в 25% на транзит нефтепродуктов из Беларуси в направлении портов на северо-западе России.
- Абсолютно прозрачные условия по конкуренции, - подчеркнул глава РЖД Олег Белозеров. - Если потребуется, мы дадим дополнительные скидки для того, чтобы грузы ехали по железной дороге не в Прибалтику, а на северо-запад.
Не прошло и четырех месяцев как железнодорожники сдержали слово и вновь увеличили скидку на транспортировку нефтепродуктов, доведя ее до 50%. На этих условиях они предложили Мозырскому НПЗ (Гомельская область) и НПЗ «Нафтан» (Витебская область) везти свои цистерны в Усть-Лугу (Ленинградская область).
В этом году конкуренция за белорусский транзит на балтийском направлении станет острее. Вильнюс и Рига всеми силами постараются удержать белорусский грузопоток. Так, в начале этого года в Минске было открыто постоянное представительство Латвийской железной дороги, чтобы «способствовать сотрудничеству в области железнодорожных перевозок и укрепить сотрудничество в сфере транзита и логистики».