По мосту дружбы
Важным лейтмотивом VII Форума регионов России и Беларуси станет гуманитарная сфера: история, литература и живопись
Уголок белорусской земли в Ярославле – посетители музея увидят, как выглядел рабочий кабинет поэта. Фото: museum.ru/M3123
НА ПУТИ В НИЖНИЙ
- Стремление народов к взаимодействию в этой сфере настолько велико, что не требуется дополнительных постановлений, решений, указов, - считает Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. - Культура - не просто элемент формирования мировоззрения, а то, что влияет на экономическое развитие любой страны.
У нас исключительно глубинные отношения, еще со времен «Слова о полку Игореве» - как их можно разорвать? Так же, как нельзя разделить творчество Симеона Полоцкого. Недавно при поддержке Постоянного Комитета была издана книга «Горький и Богданович: дружба, рожденная на берегах Волги» - переписка белорусского этнографа и отца поэта Максима Богдановича с классиком русской литературы и его семьей.
- Над ее созданием работали несколько научных институтов наших стран: ИМЛИ имени Горького РАН и Институт литературоведения имени Янки Купалы, музеи Максима Богдановича и белорусской литературы, - рассказывает заместитель главного редактора журнала «Полымя» Николай Трус. - Получился не просто информативный сборник о прошлом, но и книга-открытие. Даже само название говорит о новом концептуальном видении нашего совместного прошлого. Такие вроде бы разновеликие фигуры, но все-таки они были взаимосвязаны.
Свежий пример литературного сотрудничества - конкурс молодых литераторов «Мост дружбы». На презентации нового сезона эксперты говорили о том, как важно, что в нем участвуют авторы со свежим взглядом на жизнь.
Конкурс проходит в пятый раз: за восемь лет его существования о себе заявили около 500 молодых литераторов, которые представили жюри рассказы, очерки и эссе. По правилам в финал выходят по пять произведений от каждой страны. Не изменится формат конкурса и в этот раз. Хотя не исключено привлечение популярных блогеров - они по-своему тоже авторы малых форм. Произведения победителей опубликуют в специальном альманахе, который издается на двух языках. Для многих лауреатов этот успех становится путевкой в мир большой литературы.
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ
Связи между учреждениями культуры не ограничиваются каким-то одним регионом. Например, Музей истории белорусской литературы тесно сотрудничает с коллегами по всей России: толстовской «Ясной Поляной», Пушкинским заповедником в Михайловском, Смоленским музеем-заповедником, нижегородским горьковским и московским есенинским музеями.
- У нас много общих проектов, - делится опытом директор Музея истории белорусской литературы Михаил Рыбаков. - На выставках, конференциях понимаем, насколько тесная между нами связь: наши писатели были лично знакомы, учились на творчестве друг друга, а бывали и межкультурные пересечения.
Вот один из таких примеров: при поддержке Академии народного искусства РФ музей выпустил недавно издание «Библии для народа» Василия Кореня, оригинал которой хранится в Петербурге. Она была создана в XVII веке в Москве, и вот более чем через триста лет копия вернулась в Синеокую.
- Эта Библия, созданная белорусским мастером, стояла у истоков русского лубочного рисунка. Вот вам и взаимосвязь культур, - отмечает Рыбаков. - А книги Александра Карлюкевича, посвященные адресам русской и белорусской культуры в наших странах, «Очерки о белорусской земле» Сергея Максимова, сборник о сябрах, оставивших след в культуре и архитектуре Москвы, изданные при содействии Союзного государства, очень востребованы и белорусской диаспорой, и экспертами.
Поделился Рыбаков и планами: в этом году музей собирается провести выставку, посвященную «Слову о полку Игореве».
ИЗ АРХИВА
ТРИ ГОРОДА МАКСИМА БОГДАНОВИЧА
По словам заведующего Литературным музеем Максима Богдановича в Минске Михаила Барановского, без России они никуда. Основной вектор их работы связан с Нижним Новгородом и Ярославлем - городами, которые были определяющими в жизни и творчестве белорусского классика:
- Много информации по Максиму Богдановичу находится в российских архивах. Мы организовывали круглый стол с Нижним Новгородом, а наша передвижная выставка «Гений земли белорусской» гостила в этом году в Ярославле.
Картинки из Библии Василия Кореня поражают своей красочностью.
Директор тамошнего музея Богдановича - Центра белорусской культуры - Наталья Прохорова гордится тем, что это единственный литературный музей в городе:
- Мы - площадка для проведения различных фестивалей и конкурсов. Сейчас хотим издать рукописный сборник авторских переводов Максима Богдановича «Зеленя», чтобы пополнить фонды ярославских библиотек. Там не хватает его произведений.
открытие
НАРИСУЙ МНЕ ВЕСНУ
О художниках Илье Репине и Витольде Бялыницком-Бируле говорят: их наследие в равной степени принадлежит обеим нашим странам. В Здравнёве под Витебском работает дом-музей Репина, где проводят пленэры для юных художников. Охотно любители живописи посещают и дачу Бялыницкого-Бирули «Чайка» в Тверской области. Не случайно событий, связанных с их именами, за последнее время произошло немало.
Особая гордость - открытие в рамках VII Форума регионов музея Бялыницкого-Бирули в Могилеве: на его реконструкцию понадобилось почти пять лет и 1,5 миллиона долларов. По такому случаю с Государственной Третьяковской галереей был подготовлен уникальный выставочный проект: в экспозицию включили девять работ из ГТГ и шестнадцать - из Национального художественного музея: картины Бялыницкого-Бирули и живописцев из его круга. А в альбоме «Вновь зацвела весна», рассказывающем о жизни и творчестве мастера, собрали свыше сотни его произведений и более пятидесяти фотографий.
Кстати, картины из собраний белорусских музеев - частые гости на выставках в России. Взять хотя бы нашумевшие вернисажи Василия Поленова и Ильи Репина в Третьяковке. По словам директора Национального художественного музея Беларуси Владимира Прокопцова, очень важно, чтобы «мы дружили и на уровне региональных музеев». Правда, есть нюанс: страховка и транспортировка произведений искусства стоят немало. Десяток работ оплатить еще можно, а более масштабную выставку - на 50 - 60 картин - для музейщиков уже значительная сумма.
- Поэтому союзные программы должны быть не только в области экономики, но и в сфере культуры, - считает Прокопцов.