Маска, я тебя знаю
Фестиваль «Красная площадь» прошел в шестой раз в Москве. После изоляции он стал первым культурным офлайн-мероприятием
ЧТОБ НЕ ЧИТАТЬ ПООДИНОЧКЕ
- Пойдешь? - спрашивала друзей. «Нет, я еще на самоизоляции», - слышала в ответ. «Корону» не жаждала примерять и я, но любопытство взяло верх. Даже крупнейшую в мире Лейпцигскую книжную ярмарку отменили, а в российской столице издатели собрались выходить в офлайн.
- Нам всем предстоит учиться жить с учетом рисков, которые несет инфекция, - пояснил замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, зампредседателя оргкомитета фестиваля Владимир Григорьев. - Мы с друзьями и коллегами встречались в клеточках экранов, и эта имитация живого общения лишь подчеркнула коллективное одиночество каждого. Долго сомневались, проводить или нет фестиваль в офлайн-формате. И решились.
На открытие пришли советник президента по культуре Владимир Толстой, глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, президент Российского книжного союза Сергей Степашин. Особенно радовался фестивалю председатель
Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
- Книга - хороший помощник для того, чтобы преодолеть трудности и запитаться оптимизмом, - улыбнулся он.
На ярмарку мог попасть любой человек старше 7 лет и младше 65. Достаточно было зарегистрироваться на сайте московского правительства и выбрать день и время. Пускали строго в масках и перчатках, группами на два часа, чтобы избежать толп. На входе проверяли температуру. А внутри - как будто прежняя, допандемийная жизнь. О новых реалиях напоминала разметка на дощатом настиле, да еще волонтеры, которые мягко направляли тех, кто слишком «прижался» или подошел поближе.
На Главной сцене выступали звездные гости, а зрители сидели в креслах, расставленных на социальной дистанции. Отовсюду звучали слова «онлайн», «офлайн» и «зум».
ЛИСТАТЬ И ВДЫХАТЬ
Книги представили более 200 издательств. Продавцы, как и покупатели, «при полном пандемийном параде»: средства индивидуальной защиты меняли каждые два-три часа. Поверхности каждый час протирали антисептиком. И еще до начала фестиваля сделали тесты на COVID.
Больше всего посетителей было, как обычно, на стенде «Нон-фикшн». Присматривались к книгам, посвященным 75-летию Победы, толстым томам Захара Прилепина и Дины Рубиной. А вот по обложке пляшут буквы: «Хорошо быть тихоней». Это нашумевший роман американца Стивена Чбоски. Ну и к классике тянулись: Пушкин, Достоевский, Есенин. Не обходили вниманием и книги, посвященные юбилеям: 80-летию со дня рождения Бродского и 130-летию Пастернака.
Листать книги, вдыхать запах страниц было можно - это безопасно. Но продавцы следили, чтобы посетители прикасались к томам строго в перчатках и были в масках.
- После раздумий в итоге решили участвовать, - рассказывает Елена Абрамова, руководитель отдела общественных связей сети книжных магазинов «Читай-город». - Все-таки первое большое социально-культурное мероприятие после двухмесячной изоляции. Людям важно получить положительный заряд, новые впечатления, хорошие эмоции. А книги всегда помогали пережить трудные времена. И они действительно меняют жизнь к лучшему.
Кстати, десять процентов с продажи каждой книги пойдет на покупку средств защиты для врачей, работающих с «ковидными» больными.
БЕЛОРУСКА - ЗА АФРИКАНЦА
Ну какой день рождения Пушкина без лицея! Не обязательно царскосельского. Подойдет и просто «Лицей» - ежегодная премия для молодых поэтов и прозаиков. Ее вручали в четвертый раз.
Соискателей - больше двух тысяч. В возрасте от 15 до 35 лет. Жюри возглавлял писатель, радио- и телеведущий Сергей Шаргунов. Помогали судить поэты Вера Полозкова и Тимур Кибиров, писательница Майя Кучерская, литературный агент Юлия Гумен и книгоиздатель Олег Новиков.
Среди победителей оказалась уроженка Беларуси. Поэтесса, прозаик и переводчица Мария Малиновская выросла в Гомеле, переехала в Москву. Премию она получила «за драматичную достоверность изображения и всемирную отзывчивость» в документальном поэтическом цикле «Время собственное». Это стихи о мужчине, который пережил гражданскую войну в Кот-д’Ивуаре.
- Больше года общаюсь с ним и его детьми, - рассказывает Мария. - В 2004 году на них напали повстанцы. Лишь по счастливой случайности семья избежала смерти. Но не война - смысловой центр цикла. Слово здесь принадлежит человеку, который мог жить где угодно и оказаться в схожей ситуации, когда остаешься один, запертый в собственном доме с женой и двумя детьми, и двери выбивает озверевшая толпа. Одной из моих задач было помочь мужчине преодолеть психологический барьер и заговорить о том, что он, по его признанию, «не может обсуждать даже со своим отцом».
МЮНХГАУЗЕН - НЕ ПИСАТЕЛЬ
Многие звездные гости решили поучаствовать в мероприятии офлайн. На фестивале устроили очередные «Пионерские чтения» - на этот раз посвященные Пушкину. «Машинист» Андрей Макаревич, карикатурист Андрей Бильжо, писатели Виктор Ерофеев и Дмитрий Быков рассказывали о том, какие подвиги совершили на самоизоляции, и рассекретили музу, с которой проводил болдинское заточение великий поэт.
- Самое жизнеутверждающее занятие - писать и читать, особенно вслух, - подмигнул Быков. - И никакие вирусы, хотя бы и в коронах, не помешают это делать!
Предмет обожания юных поэтесс - актер и писатель Григорий Служитель - не выпускал из рук микрофон на стенде художественной литературы. Рассказывал про свой громкий роман «Дни Савелия» и о том, что многие события там происходят в саду имени Баумана.
- Этот парк меня восхищает, - признался Служитель. - Ветхостью, чем-то ретро-советским. Оказывается, раньше там была актерская биржа, и артисты приходили показать, на что способны.
Следом писатель Андрей Рубанов, сняв темно-синюю маску с белыми звездочками, поведал о сборнике рассказов «Жестко и угрюмо» и новом издании романа «Сажайте и вырастет». А затем в «Зум» вывели «маму женских детективов» Дарью Донцову.
- Я живу за городом, - сообщила она. - Внуки вместе с собаками носятся по дому и саду, а я сижу в постели - за столом неудобно - и работаю.
Кое-кто из посетителей уже покидал фестиваль. Догнала мать и дочь с собачкой корги. Поинтересовалась, легко ли пустили с четвероногим читателем.
- А то, - улыбнулись они. - Наш Мюнхгаузен не заразный!
Алла - врач. Ходит на ярмарку ежегодно. В этот раз хотела купить книги двух издательств: «Мелик-Пашаев» и гастрономического «Чернов и Ко», но их не оказалось. Ушла с книгой из своего детства - «Веселые картинки». А Марина решила составить маме компанию.
- Было любопытно посмотреть, как тут все устроили, - призналась она. - Не боимся ли заразиться? Если такая судьба, то вирус можно подхватить в любом месте. Но мы верим, что все будет хорошо.