Елизавета Трусевич: В другой реальности Пушкина от смерти спас Чехов
Недавно Егор Кончаловский начал работу над фильмом о комсомолке-партизанке Зое Космодемьянской. Победительница конкурса Российского военно-исторического общества на лучший сценарий к этой ленте рассказала «СВ», что думает о природе героизма, почему все хорошие персонажи должны быть рыжими и почему считает Президента Беларуси суперзвездой
КАЯТЬСЯ НАУЧИЛИСЬ, ГОРДИТЬСЯ - НЕТ
- Кто для вас Зоя Космодемьянская - советская Жанна д'Арк или просто исполнитель приказов?
- Она была человеком своего времени. Сознательно шла на смерть, и в этом смысле ее подвиг более удивителен, чем Жанны д'Арк или ее ровесниц, возведенных в лик святых. Зоя была атеисткой и при этом шла на смерть, думая, что дальше не будет ничего - ни спасения, ни искупления. Только страдание и небытие. Надо быть очень смелым человеком, чтобы выбрать сознательную смерть за будущее абстрактных потомков.
Как сценаристу мне был интересен именно этот феномен. Вера в чистом виде - без мыслей о загробной жизни, даже без надежды на посмертную славу. В тылу врага она назвалась чужим именем, и было немного шансов, что ее судьба станет известна. Но военкор «Комсомольской правды» Петр Лидов сумел выяснить имя неизвестной девушки, подробности ее последних дней. А сколько таких мальчиков и девочек остались неизвестными.
- Для советских людей она была безусловной героиней войны, образцом патриотизма, иконой смелости и мужества. Ее слова «Всех не перевешаете» были известны каждому школьнику. Думаете, молодое поколение считает так же? Или идут на поводу у фальсификаторов истории?
- Конечно, знакома со штампами перестроечного времени, которые выдаются за «правду о войне» или «новые факты о войне». Сейчас многие люди получают информацию из ленты в соцсетях, а суждения составляют по Википедии. Занятная информация, которая отличается от того, чему учили в советской школе, заведомо воспринимается как факт. Сейчас время лавочек у подъезда заменили соцсети. Поэтому вся эта сетевая инфа из серии - была шизофреничкой, жгла дома простых крестьян - с исторической точки зрения критики не выдерживает. Зоя уничтожала не дома крестьян, а объекты, которые были важны с точки зрения военной стратегии - поймали ее, когда она пыталась поджечь конюшню. Жаль, что порой национальная самокритика достигает абсурдных размеров. Каяться мы научились, а вот гордиться - нет.
БОЛКОНСКИЙ СТАЛ БИЗНЕСМЕНОМ
- Вы сценарист, режиссер, писатель - какая муза проснулась первой?
- Моим пропуском в режиссуру стал полнометражный документальный фильм «Герои нашего времени». Про однофамильцев литературных персонажей - продавщицу Анну Каренину, стриптизера Алешу Карамазова, бухгалтера Ивана Царевича, преподавателя философии МГУ Наташу Ростову, бизнесмена Андрея Болконского, певицу Татьяну Ларину. На выбор пути, скорее косвенно, повлияла моя мама, писательница Елена Сазанович. Ее роман «Гайдебуровский старик», написанный современной экзистенциальной прозой, считаю великой философской вещью. Она писатель, но не менеджер, а сегодня второе, может, даже важнее. Очень немногим талантам удавалось совмещать эти дарования. Толстой и Гете - большая редкость. В отличие от мамы пытаюсь быть художником и менеджером одновременно.
- Помог ли ваш дебют в игровом кино понять, какое кино нужно снимать?
- Фильм «Семицветик» - это история о первой любви, именно так воспринимают его зрители. Было важно выстроить драматургию цвета, не зря фамилия главного героя - Семицветов. Все «хорошие» герои - мама, папа, сын, девочка-«волшебница» и даже кот в нашем кино рыжие. Маркер солнечного образа. В фильме есть несколько сцен, в которых использую кинорифму, интересные детали, монтаж аттракционов, надеюсь, что когда-нибудь киноведы проанализируют эти приемы.
- Думаете, все это заметят?
- Для режиссера очень важен грамотный интерпретатор. В истории кино есть примеры - Жан Виго с его полулюбительскими фильмами. Умер в 29 лет. Через три десятилетия молодые кинокритики Годар и Трюффо случайно нашли его фильмы в синематеке и разглядели в них редкостные глубины и авторские посылы. Неинтересно снимать кино, обнажая всю историю и замысел: интересно расставлять скрытые ловушки с подтекстом. В России необходимо развивать детское и семейное кино. Этим направлениям нужна господдержка, тем более что за плечами у нас мощная традиция: детское кино в СССР было на высочайшем уровне. Умение сочетать увлекательность, выразительность с авторским посылом - вот главная задача.
МАЛАЯ РОДИНА
«В одном ряду с Фиделем Кастро и Ганди»
- Многие говорят, что российскую культуру необходимо спасать. Как это можно сделать?
- Сейчас время постмодернизма, отношусь к этому направлению с симпатией. Даже определила для себя два вида постмодернизма: пустой, с игрой ради игры, и - с человеческим лицом, когда кроме самих приемов есть еще и цель. 30 декабря будет премьера моей пьесы «В зале есть врач?» в Пензенском областном драмтеатре. В самом названии заложен интерактив. Пьеса задумывалась как анекдот, внутри которого идет диалог между великими писателями, спасающими друг другу жизнь. Она начинается с того, что умирающего Пушкина оперирует доктор Чехов и - успешно. Тем занимательнее диалоги и повороты, но главное сокрыто в финале. В какой-то степени это постановка диагноза современному театру и литературе. Диагноз неутешителен: искусству срочно нужен реаниматолог.
- Преподаете историю кино студентам. На чем сосредотачиваете внимание?
- Для меня главное - расширить их эстетические и культурологические представления, поэтому ввела в курс такие страны, как Турция, Сенегал, Иран, Монголия, Швейцария, Бельгия. Когда разрабатывала лекции, чувствовала себя португальским мореплавателем, открывающим новые земли.
- У вас уже несколько документальных лент об известных людях XX века. О ком-то еще планируете снять кино?
- Со студенческих лет мечтаю сделать проект о сценаристе Александре Ржешевском, сотрудничавшим с Сергеем Эйзенштейном на съемках «Бежина луга». Он основал мощную советскую и европейскую сценарную школу - альтернативу «производственной» американской записи. Изобрел эмоциональный сценарий - не полуфабрикат, а самостоятельное литературное произведение. Такие писали Шукшин, Гуэрра, Тарковский. Во время моей учебы во ВГИКе нам не позволяли использовать американскую форму записи: интерьер, натура, диалог, важно было работать со словом. Но вековая борьба сценарных школ закончилась победой Голливуда.
- Вы родились в Гродно, что значит для вас эта точка на планете?
- По национальности я белоруска - одна бабушка из Гродно, другая из Солигорска. Недавно увлеклась белорусской литературой. Запоем прочитала несколько романов Короткевича. Белорусскую мову не забыла, читаю дочке сказки по-белорусски. Когда приезжаю на родину, иногда вступаю в споры по поводу роли президента в судьбе республики. По-моему, на мировой арене Беларусь как никогда прозвучала именно в связи с Лукашенко. Он такая бесспорная звезда Беларуси, superstar! Как Фидель Кастро, Альенде, Мандела или Ганди. И в дальнейшем тем же иностранным туристам Беларусь будет интересна во многом именно в связи с его фигурой. А через него неизбежно проявится и тяга к искусству страны, которое в Беларуси совершенно уникальное, особенно литература!
ДОСЬЕ
Елизавета Трусевич, кинорежиссер, сценарист, писатель, родилась в Гродно Белорусской ССР. Автор нескольких документальных и одного игрового фильма - «Семицветик». Лауреат отечественных и международных фестивалей и конкурсов. Окончила сценарный факультет и аспирантуру ВГИКа. Преподает историю кино и сценарное мастерство в Высшей школе ТВ МГУ и других вузах. Действительный член Евразийской Академии телевидения и радио.