САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Антон Мегердичев: Открою секрет: у актеров были свои «аватары»

Спортивная драма «Движение вверх» продолжает бить кассовые рекорды. Лента про легендарный золотой матч советских баскетболистов в Мюнхене-1972 собрала в прокате уже больше 2 миллиардов рублей. Мы разыскали режиссера фильма в Дивееве, куда он уехал с семьей отдохнуть от суеты. Он рассказал «СВ» о том, почему его поразила эта история, были ли у главных героев дублеры и чем матч отличается от киноматча

Фото: кадр из фильма www.kinopoisk.ru

ФИНАЛ - ТОЧНО ПО КНИГЕ

- Какова была сверхзадача, когда снимали кино? Стремление задеть патриотические чувства или показать, что в каждом человеке скрыты потаенные резервы?

- Фильм не может быть патриотическим, если он слабый, тогда патриотическая риторика имеет обратный эффект. Мне была интересна не политическая подоплека, а способность людей к самосовершенствованию. Как обычные люди проявляют себя гораздо ярче, чем даже сами о себе думают. Получился фильм о том, как люди высвобождают свои сверхрезервы и совершают невозможное. Такой импульс для зрителей, призыв заглянуть внутрь себя, задуматься, тем ли делом занимаешься. Спорт - сфера жизни, в которой можно все это проявить.

- Знаю, для вас все началось с книги Сергея Белова и Александра Коновалова «Движение вверх». Книга так поразила, что даже название позаимствовали?

- Прочитал ее взахлеб, хотя и не поклонник мемуаров. Там столько правды и искренности. Особенно впечатлило описание финальной игры. Зарядившись энергетикой книги, снимал. Точно по книге сконструировал финальную сцену. И если в других моментах позволял художественные вольности, то «три секунды» попытался снять документально. В сценарии, конечно, придуманы некие коллизии - без них невозможна экранизация - но суть не изменена.

Обычно сценаристы и режиссеры, мечтая о катарсисе, придумывают сценарные ходы, стараясь удивить зрителя, заставляют его терять надежду и обретать ее вновь. А здесь достаточно было точно передать энергетику - это уже была бомба. Я это сразу понял.

- Работали с оглядкой на «Легенду № 17»?

- Моя задача была сделать самобытный фильм, который работал бы вне зависимости от успеха «Легенды №17». Другое дело – преемственность. Она помогает раскручивать фильм, использовать слоганы в рекламной компании. Ничего плохого в этом не вижу.

КИНОМАТЧ - ВОВСЕ НЕ КОПИЯ ИГРЫ

- Режиссер «Легенды № 17» Николай Лебедев говорил, что между матчем в жизни и на экране – огромная разница. Для вас тоже?

- Абсолютно. Спортивное состязание, не переосмысленное для широкого экрана, не имеет такого эффекта. Киноматч - это фильм в фильме. Вначале пишется текст, который баскетболисты и все члены съемочной группы осмысливают и утверждают. Потом энергетика слов воплощается в образы. Это вовсе не копия игры.

- Лебедев рассказывал еще, что он покадрово рисовал фильм. А ваш метод?

- И мы вначале рисовали, но в какой-то момент поняли, что так ничего нового для себя не открываем. И мы с Александром Беловым (сын баскетболиста Сергея Белова – Ред.), постановщиком киноматча, начали его придумывать и снимать уже с баскетболистами и артистами. Делали объемную разрисовку сложных сцен, это позволяло посмотреть с разных сторон и решить, как лучше поставить камеру. Снимали с шести камер. Постоянно, не прерываясь.

- Снимали с баскетболистами – это как?

- Открою секрет: у каждого артиста был свой баскетболист - «аватар». Каждый эпизод снимали дважды - сначала с артистом, потом с баскетболистом. На финальном монтаже имели профессиональное выполнение всех баскетбольных рифов. Их надо было соединить с актерской игрой и создать у зрителя иллюзию, что артисты сумели дотренироваться до уровня баскетболистов-легенд.

«КОГДА ИГРАЕТ ЕДЕШКО - У БЕЛОРУСОВ ВЫХОДНОЙ»

- Кто из участников матча помогал вам в работе над фильмом?

- Иван Едешко - главный консультант фильма. Родом он из Беларуси, играл в белорусском баскетбольном клубе РТИ, был самым молодым игроком в сборной СССР, которого приветил тренер Владимир Кондрашин. В фильме звучит перепалка: литовец Паулаускас говорит, что, когда он играет, улицы Вильнюса пусты, а ему парируют: «А когда играет Едешко, у белорусов вообще выходной». Иван Иванович – человек чести, надежный, порядочный, мудрый, умеющий прочувствовать нюансы сложной ситуации. С отличным чувством юмора.

Алжан Жармухамедов и Модестас Паулаускас тоже помогли почувствовать характеры баскетболистов, раскрыли механизм существования команды сборной, посвятили в технические моменты, понятные только профессионалам. Рассказали много историй из своей жизни. Благодаря им мы поняли про своих героев – что они за люди и как смогли победить.

- Как вы восприняли однофамильцев Беловых?

- Как Моцарта и Сальери советского спорта - в смысле натур и характеров. Светлый гений Александр Белов - ленинградец, спартаковец. И абсолютный монах от баскетбола, сделавший себя сам – сибиряк Сергей, из ЦСКА. У него такой характер - даже не представляю, с кем сравнить. Мне кажется, таких людей сейчас нет. Александр производил впечатление, что не совсем понимал, насколько великий у него дар. Для меня он Моцарт в спорте.

ПОЛЕ НЕПАХАННОЕ

- Сейчас немало советских реалий возвращается в нашу жизнь - как к этому относитесь?

- Предлагаю брать лучшее без худшего, а хорошего там было много.

- Вы как-то посетовали, что современное российское кино так и не стало бизнесом…

- Любая индустрия должна зарабатывать. Если у нас есть продукт, мы должны его продать и на добавленную стоимость делать следующий. Четверть века этого не было ни в нашей стране, ни во многих других. У нас хоть есть система господдержки, в иных-то и такого нет. Уникальная киноиндустрия существует только в Голливуде. Там, если человек снял фильм, неважно какого качества, он распространяется по всему миру и все равно приносит прибыль. А мы только сейчас начинаем выходить на международный уровень. В последние несколько лет наблюдаю хорошие продажи в Китае. Но у нас почти нет частных инвестиций, а меценатство может позволить себе только государство.

- Вы снимали очень разные фильмы – фэнтези «Темный мир», фильм-катастрофу «Метро», участвовали в проекте «Живой Пушкин». Эти работы каким-то образом подготовили вас к картине «Движение вверх»?

- Конечно, на них я учился профессии. Как сейчас помню, как работал на проекте Леонида Парфенова «Живой Пушкин»: съемки на стыке документальности и художественности, мы добивались, чтобы главным ощущением у зрителей было то, что Пушкин жив. У него «брали» интервью, Парфенов ездил в Эфиопию, встречался с его предками. Яркие впечатления остались от работы.

- В истории спорта, наверняка, есть много эпизодов, которые могли бы стать основой новых фильмов.

- Просто непаханое поле, и работать можно не только в мейнстриме, но и в артхаусе. Это среда, в которой человек проявляется иначе, чем в повседневности. Она не для всех открыта, имею ввиду большой спорт, и оттуда можно черпать драматические коллизии, которые будут работать на кинематографию.

- Бывали ли вы в Беларуси?

- Много раз: школьником на экскурсиях, спортсменом – на соревнованиях, отдыхать туда ездил. А когда снимали «Метро», много репетировали там.

- Каким видом спорта занимались?

- Мастер спорта по фехтованию, занимался с десяти до 23 лет. Бывал на соревнованиях в местечке Улла - чистенький белорусский городок в Витебской области, потом в Минске. Был вторым на первенстве Москвы, выигрывал студенческие игры, стал одним из победителей по фехтованию на чемпионате Советского Союза.

ДОСЬЕ «СВ»

Сценарист и режиссер Антон Мегердичев родился 22 июля 1969 года в Москве. Окончил факультет автоматики и телемеханики Московского института инженеров железнодорожного транспорта в 1993 году. Режиссер документальных фильмов «Убить Кеннеди» (2003), «По следам всадника по имени Смерть» (2004). Дебютировал с художественным фильмом «Бой с тенью 2: Реванш» (2007). Снял фильм-катастрофу «Метро» (2013).


ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. РФ и Украина провели обмен телами погибших военных
  2. Российские военные за неделю освободили пять населенных пунктов в Запорожье, ЛНР и ДНР
  3. В России с сентября 2025 года запретят три вида ПЭТ-упаковок
  4. Путин: Ни о каком «размене территориями» с Украиной речи быть не может
  5. МИД Беларуси: Хаос с мигрантами вызван безответственными решениями Евросоюза
  6. Лавров: Утечки о плане Зеленского говорят о готовности "продать" Украину Западу
  7. Союзные депутаты отмечают важность разработки и реализации программ Союзного государства в области сельского хозяйства
  8. Владимир Путин отвечает на вопросы руководителей ведущих СМИ стран БРИКС
  9. В шестнадцати регионах России отметили всплеск заболеваемости пневмонией
  10. Евросоюз намерен ужесточить миграционный контроль на границах РФ и Беларуси
  11. Зеленский заявил о трех сценариях развития Украины после выборов в США
  12. Владимир Джабаров: Киевский режим не сможет ни создать ядерное оружие, ни вступить в НАТО
  13. В Беларуси в 2025 году могут принять альтернативную систему регулирования цен
  14. Владимиру Путину на форуме БРИКС представили возможности искусственного интеллекта
  15. Вступление в НАТО или ядерное оружие

Парламентское Собрание

Сергей Клишевич: Залог успешного будущего – традиционная семья

Депутаты Парламентского Собрания прокомментировали важные события минувшей недели

Политика

Приезжим придется три года жить в мире и согласии, прежде чем получить ВНЖ

Теневой рынок по созданию липовых семей огромен

МНЕНИЯ

Полет «хромой утки»

Анатолий Заусайлов

Джо Байден все-таки добрался до Германии

С пачки по 25 граммов, – производителю на дворец

Валерий Чумаков

Даунсайзинг — обман или нет?

«Милтоном» рулили русские

Павел Родионов

Оказывается в том, что на США недавно набросился мощный ураган, тоже Путин виноват!

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также