САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Карен Шахназаров: Женщины всегда хотят одержать над мужчинами победу

Год под знаком Анны Карениной - именно таким останется минувший год в кинобиографии Карена Шахназарова: в апреле на телевидении показали мини-сериал по одноименному роману Толстого, а в июне в прокат вышел полнометражный фильм

Россия. Москва. 2 июня 2017. Режиссер Карен Шахназаров на премьере своего фильма "Анна Каренина. История Вронского" в кинотеатре "Каро 11 Октябрь". Артем Геодакян/ТАСС

Режиссер рассказал «СВ», почему в его фильмах Анна не бросается под поезд, кто прототипы главных героев и какова главная ошибка всех экранизаторов.

ИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОИНЬ - В БРЕНДЫ

- В мировой литературе немало героинь, переживавших не меньший накал страстей – Джульетта, мадам Бовари, Нора, Татьяна Ларина, но именно к образу Анны Карениной, в среднем, каждые четыре года обращаются кинематографисты (за 105 лет - 26 экранизаций). Почему так?

- Лучше Толстого никому не удалось написать классический треугольник взаимоотношений мужчины и женщины. Роман широко известен в мире, в нем много элементов мелодраматизма, что всегда привлекает читателей. Вот мы смотрим сотни сериалов, а они все, на самом деле, рассказаны Толстым. Емко, образно, точно. Другое дело, что о романе много кто слышал, и все знают, что Анна бросилась под поезд, но очень многие не читали и смутно представляют себе сюжет. Зато фамилию Карениной знают все, Анна стала частью нашей жизни, почти реальным историческим персонажем. Брендом, говоря современным языком.

В отличие от других, той же Татьяны Лариной, Анна не положительная героиня. Совершает ужасные вещи: бросает сына, разрушает семью и, собственно, жизнь Вронского, ведь это клише, что она бросилась под поезд от несчастной любви. У Толстого она бросается, чтобы наказать и победить Вронского, а не потому что он охладел. Она знает, что он любит ее. Образ Анны неоднозначный: она и жертва, и палач, и порочна, и целомудренна - в ней есть все, очень сложный, живой характер, вот почему, наверное, она самая привлекательная.

- Как вы думаете, Лев Николаевич догадывался, что его главную троицу – Анну, Вронского и Каренина каждый будет судить со своей колокольни?

- Думаю, да, потому что в его дневниках есть запись о том, что «человек - существо текучее»: он и добрый, и злой, и щедрый, и жадный, и храбрый, и трусливый, говорить однозначно о нем нельзя. Мне кажется, в этом метод Толстого, он пишет человека во всей его сложности, когда хорошее и дурное в нем взаимодействуют и порождают человеческие поступки. Поэтому все герои у него такие сложные - Анна, Каренин, Вронский, нет однозначно плохих или хороших.

- Тем не менее, публика считает, что вы защищаете Вронского, а Анна у вас на скамье подсудимых.

- Не согласен, просто часть публики хочет простых решений, для нее есть клише - Анну соблазнил красивый офицер, потом бросил. На самом деле, ничего этого у Толстого нет. У него, подчеркну, не написано, что Вронский оставил Анну, и она бросилась под поезд из-за несчастной любви, она хотела одержать над ним победу, а это разные вещи. Женщины так ведут себя, разве нет. Я это видел, знаю, женщины всегда хотят одержать над мужчиной победу.

- Даже ставя жизнь на кон?

- Зависит от масштаба характера, Анна - очень сильный человек. Обычная женщина, конечно, не будет бросаться под поезд, а Анна - с ее страстью и эмоциональной мощью - способна.

Карен Шахназаров: Женщины всегда хотят одержать над мужчинами победу

Фото: kinopoisk.ru

«АЗ ВОЗДАМ» - ЭТО НЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ГРЕХ

- Вам приходилось слышать о том, что ваша экранизация впервые дает ясно понять, что Анна погибла из-за недоразумения - Вронскому не попала вовремя ее записка?

- Это действительно так: застань слуга с запиской Вронского, вернулся бы он домой, и ничего бы не произошло. Но слуга его не застал и поехал следом за ним в имение к матери, и только там Вронский ответил на записку Анны: «Да, я приеду». Но было уже поздно. В момент этой паузы все и произошло. Толстой все это психологически точно написал, но именно эта часть с запиской всегда выпадала в экранизациях. Чашу терпения женщины, которая находится в таком состоянии, может переполнить любая мелочь. И вот – переполнила. Стечение обстоятельств? Да, но и в другой раз, думаю, эта история у них все равно бы закончилась трагически.

- Как думаете, что имел в виду Лев Толстой, взяв эпиграфом библейскую фразу «Мне отмщение, и Аз воздам»? Наказание Анны за грех?

- Нет, тут более глубокий смысл: «Аз воздам» означает, что за все человеку приходится платить. Уверен, что писатель имел ввиду всех. Но почему-то многие думают только про Анну. Нет, это про и Анну, и про Каренина, и про Вронского, и про Долли, и про Облонского - каждый платит свою цену за все то, что происходит с ним в жизни.

- Но неужели для Анны могло быть только так – отказ от любви или смерть? Время такое?

- Думаю, дело не только во времени, надо смотреть историю в целом, а для Анны в той ситуации и правда выхода не было. Такое и сейчас может случиться, поэтому роман актуален. Если вы имеете в виду клише советских времен, что Анну уничтожил свет, то это неправда, при всем моем уважении к советским литературоведам. Свет требовал от нее легализации отношений с Вронским. Русский свет в ту эпоху был довольно фриволен, но выйти замуж за Вронского она не могла, потому что, дай ей Каренин развод, сын остался бы у него, и вырос, ненавидя мать. И был бы прав. Ну как можно с этим смириться!.. Вронский, с другой стороны, все время предлагал ей жениться, но, как бы он ни обещал хорошо относиться к Сереже, все равно для него это был бы чужой ребенок.

Но Каренин не дал развода, несмотря на обещание. И сына не отдал. И правильно! Мужчина должен мстить, потому что людьми движут страсти, глубокие чувства. В жизни люди ведут себя именно так, вы разве не замечали?! Анна оказалась в страшном противоречии, и это часто случается с женщинами, независимо от того, живет она в Императорской России или в современной.

- Откликнулись ли каким-то образом в картине ваши личные переживания? От вас ведь тоже уходила жена.

- К сожалению, женат был трижды, и все время разводился. Сказать, что это моя история, не могу. Но когда читал роман и ставил эти сцены, восхищался тем, как точно написал Толстой психологию отношений. В этом его величие, и неважно, 19-й, 20-й или 21-й век на дворе, взаимоотношения между людьми те же. С этой точки зрения, могу сказать, да - это и моя биография.

Карен Шахназаров: Женщины всегда хотят одержать над мужчинами победу

Вронского у Шахназарова прекрасно сыграл Максим Матвеев. Фото: bojarskaja.ru/filmografia/anna-karenina.html 

ПАРОВОЗ НА ЭКРАНЕ В 21 ВЕКЕ?

- А как появилась идея вплести рассказы Вересаева в ткань романа?

- Весь роман невозможно было вместить даже в сериал, и требовалось найти ход, чтобы организовать драматургию фильма. Также меня изначально не интересовала история Левина - не самая сильная часть романа. Представляя себя Левиным, Лев Николаевич мог ошибаться. Мне кажется, внутренне он был гораздо ближе к Вронскому. А как могла сложиться судьба Вронского, мне было всегда интересно. У Толстого он уезжает на Балканы и исчезает. Балканы нам по сюжету не подходили, а на Русско-японской войне полковник Вронский, в возрасте 55-56 лет, мог оказаться вполне. И встретить там сына Анны, военврача Сергея Каренина. При этом возникала важная тема: Русско-японская война, на мой взгляд, и знаменовала конец той империи, в которой разворачивалась судьба Анны. Не 1917 год, а именно 1904-1905 годы. Поэтому мы использовали произведения Вересаева, пожалуй, единственного крупного писателя, который как врач участвовал в этой войне, а потом написал интересные записки.

Еще этот ход позволял избежать сакраментальной финальной сцены, которая ни в одной экранизации из тех, что я видел, не удавалась. Сцену эту считал и считаю главной проблемой, потому что снимать кино, которое, все знают, чем закончится, на мой взгляд, очень опасно. А нам удалось оставить смысл Толстого, ведь мы включили сцену приезда Вронского на вокзал, когда он видит погибшую Анну. И избежать этой сцены с паровозом.

- Какой совет дадите читателям, которые хотят разобраться во взаимоотношениях главных героев?

- Чтобы понять Анну Каренину, нужно прочитать дневники Толстого и Софьи Андреевны. Станет понятно, откуда взяты ее взаимоотношения с Вронским. Недавно прочитал книгу, где автор сделал подборку из этих дневников - взгляд на одни и те же события с двух сторон, и там просматриваются все главные сцены из романа. И правильно, большой писатель всегда черпает образы из своей жизни.



ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА


Как Мастроянни не стал пациентом «Палаты№6»

- «Анна Каренина» - не первая ваша экранизация. В чем залог успешной экранизации?

- Экранизация должна быть самостоятельным кинопроизведением: не повторять первоисточник, передавать дух литературного произведения и привлекать авторским взглядом на вещь. А иначе зачем вообще ее делать - прочитай роман. Всегда интересно, когда в книге тебе откроют то, что ты не увидел. Особенно в больших произведениях - в каждом времени они смотрятся по-новому. Интересны авторы, которым есть что сказать. А простой перенос текста на экран будет полезен будет разве что школьникам.

- Вы как-то сказали, что режиссеры вспоминают жизнь по фильмам, а не по годам. Как вспоминаются вам «Палата №6», «Цареубийца» и «Зимний вечер в Гаграх»?

- В «Палате № 6» я хотел снять Марчелло Мастроянни, но не случилось. Хотя важен сам опыт, мы подружились, работали какое-то время над сценарием, я бывал в Риме. С удовольствием вспоминаю, как в сентябре 1984-го отмечали его 60-летие в маленьком ресторанчике. Было тепло, сидели на улице. Марчелло был с подругой Розой-Марией, которая жила в доме напротив. Помню, мне было странно, что такой большой артист, снимавшийся в лучших фильмах по всему миру, звезда - так скромно отмечает юбилей. Сидели пять-шесть друзей, пили вино, ели спагетти. В СССР точно дали бы «народного артиста», орден какой-нибудь, устроили вечер во Дворце съездов или в Доме кино. А у него было все просто, и в этом был весь Мастроянни - хороший рассказчик, веселый, остроумный человек.

Не состоялось сотрудничество потому, что итальянцы не приняли идею перенести действие «Палаты №6» в современность. Это был эксперимент, мы хотели снимать в жанре телевизионного репортажа, дрожащей камерой (и это раньше «Догмы») и т.д. Мастроянни, кстати, ход понравился, но потом итальянцы решили, что для нашей идеи такая большая звезда не нужна. Продюсер стал нас склонять делать более классическую экранизацию, обозначать эпоху, но я не захотел, мы долго торговались и в результате разошлись. Возможно, это была ошибка… Двадцать лет спустя я снял этот фильм с Володей Ильиным, он замечательно сыграл в нашей стилистике.

ДОСЬЕ "СВ"

Карен Шахназаров родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Гендиректор «Мосфильма» с 20 апреля 1998 года. Окончил режиссерский факультет ВГИКа в 1975 году. Дебютировал картиной «Добряки», а известность к нему пришла после фильма «Мы из джаза» (1983). Снял 16 картин, среди лучших – «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер», «Исчезнувшая империя», «Палата №6», «Белый тигр». Народный артист РФ. Лауреат Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых, двух Госпремий РФ.

В 2017 году состоялись премьеры мини-сериала «Анна Каренина» и фильма «Анна Каренина. История Вронского». Фильм побывал в мировом турне – в Европе, США, Австралии, Израиле, странах Азии.




ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. 4 миллиона заплатят за ранение, повлекшее инвалидность
  2. В Польше около границы с Россией открыли ракетную базу США
  3. В Германии призвали скорее вернуть автокомпании в РФ, пока рынок не захватили китайцы
  4. Александр Лукашенко оценит реконструированный минский стадион «Трактор»
  5. Шестеро испытателей из РФ и Беларуси завершают годовой «полет на Луну»
  6. ФСБ задержала мужчину, передававшего Украине данные о деятельности оборонного предприятия
  7. Боливию пригласили стать страной - партнером БРИКС
  8. "РГ": Российская компания наращивает поставки привитой роботами рассады в Беларусь
  9. Литва вводит электронную очередь на границе с РФ и Беларусью
  10. Вячеслав Володин: Госдума рассмотрит законопроект о рублевых спецсчетах для иноагентов
  11. В Курской и Белгородской областях ночью сбили два украинских беспилотника
  12. Ирина Яровая: Госдума сформировала новую систему противодействия незаконной миграции
  13. Путин, Бен Сальман обсудили важность продолжения тесной координации в «ОПЕК плюс»
  14. Apple позволит установить российский магазин приложений, считают в ГД
  15. Латвия замедлила оформление транспорта на границе с Беларусью

Парламентское Собрание

Парламентское Собрание проведет семинар по вопросам согласованной политики Беларуси и России в сфере культуры

Эксперты выработают рекомендации по развитию культурно-гуманитарного пространства Союзного государства.

Политика

Вячеслав Володин: Ушло время Байденов, Шольцев и Макронов

Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Председатель Госдумы встретился с Председателем Народной скупщины Республики Сербской (Босния и Герцеговина) Ненадом Стевандичем. Россия и Республика Сербская выступают за построение многополярного мира.

МНЕНИЯ

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

Трамп еще официально не вступил в должность, но уже вовсю строит свою будущую администрацию

Анатолий Заусайлов

Обожающий нестандартные ходы политик и миллиардер и тут не обошелся без шоковых для многих назначений. Америку ждет большая перезагрузка.

Запад опять за Гитлера

Михаил Васильев

Страны «цивилизованного мира» хором голосуют против героизации нацизма

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также