Карен Шахназаров: В «Иди и смотри» приходилось «чистить» каждый кадр
Гендиректор «Мосфильма» рассказал «СВ», как восстанавливали легендарную ленту Элема Климова, какие еще шедевры в очереди на «омоложение» и где зрители могут посмотреть обновленные ленты.
ЗИМНИЙ ВЕЧЕР В ГАГРАХ
- Когда говорят о реставрации, имеют в виду уникальные произведения искусства. «Иди и смотри» к ним относится?
- В этот раз мы стояли в одном ряду с работами Антониони, Бертолуччи, Формана, Спилберга, Годара... В художественном отношении эти ленты безупречны. Определять, на первом или на втором месте по отношению к ним, бессмысленно. Это то же самое, что сравнивать романы «Идиот», «Война и мир» и «Мертвые души».
В картине «Иди и смотри» есть мощные художественные образы, которые и определяют ее значимость. Приз нам дали именно за высокое качество реставрации, за технические достижения. Восстановленные картины попадают на фестиваль по конкурсу, где участвуют крупнейшие студии мира «Двадцатый век Фокс», Paramount, Sony Pictures и другие.
И я рад, что фильм победил. К сожалению, Элем Германович в свое время недополучил наград.
- Вы знали его лично. Каким он был?
- Яркий, сложный, харизматичный. И необыкновенно одарен, как художник. Мне довелось с ним тесно общаться, когда я делал озвучание «Зимнего вечера в Гаграх». В соседней студии работал над звуком «Иди и смотри» Элем. Трудились в основном вечерами и встречались в курилке. Говорили о многом. Потом общались в Союзе кинематографистов, где Климова избрали первым секретарем, а меня - секретарем молодежной секции. Последняя встреча была в конце 90-х в Бремене на ретроспективе «перестроечных» фильмов. Мы оказались соседями по гостинице, много общались.
«СТАЛКЕР» БЕЗ ЦАРАПИН
- Что побудило открыть на киностудии целую фабрику по реставрации лучших отечественных лент?
- Лет восемнадцать назад, когда я стал директором «Мосфильма», мы столкнулись с тем, что там нет негативов такой картины, как «Война и мир». И, несмотря на то, что цифровые технологии уже зарождались, мы отреставрировали фильм пленочным способом. Получилось. Потом обновили «Освобождение» Озерова. И вскоре увидели, как много прекрасных картин нуждается в реставрации! Лет пять назад купили дорогостоящее оборудование, и процесс пошел. Мы стали не просто переводить картину в цифру (в этом случае на ней остаются царапины и другие огрехи), а чистить каждый кадр в специальных программах. Воспитали своих специалистов в этом деле. И вскоре нас стали приглашать на мировые киносмотры. На всех крупных фестивалях есть секции киноклассики, где картины сравнивают по качеству реставрации.
- Как же решить, какой фильм «омолодить» в первую очередь?
- Картины должны быть вехами в киноискусстве и культуре. Уже из них выбираем те, что в наихудшем состоянии. За небольшое время дважды участвовали в Каннском кинофестивале со «Сталкером» и «Иваном Грозным» Эйзенштейна. Последней картине почти семьдесят лет, она была в тяжелом состоянии, и работали над ней около восьми месяцев. А в Венеции в прошлом году показали отреставрированного «Александра Невского». Несмотря на то, что «Иди и смотри» - картина относительно молодая, она тоже была в неважных кондициях, и ее латали почти четыре месяца.
- Кто еще на очереди?
- Недавно привели в порядок знаковую для «Мосфильма» «Войну и мир» Бондарчука. Будем предлагать ее на кинофестивали. Обновили «Они сражались за Родину». За пять лет отреставрировали все ленты Тарковского, Гайдая (кроме «Деловых людей»), Рязанова и Меньшова. Закончили «Свой среди чужих» Михалкова, «Ассу» Соловьева. Сейчас занимаемся «Я шагаю по Москве». В ближайших планах - «Летят журавли». Из двух тысяч картин нашей коллекции вторую жизнь получили уже около девяноста. Мы их отправляем по запросу: в основном на ТВ и в интернет, реже - в кинотеатры. Также зрители могут посмотреть их в мосфильмовском кинозале на YouTube.
- Это дорогое удовольствие?
- Реставрация – дорогое удовольствие - от пятидесяти до восьмидесяти тысяч долларов. Это не коммерческий проект – делаем за свой счет. Реставрация уже вошла в моду. Директор Каннского фестиваля господин Фремо открыл в Лионе - на родине Люмьеров - престижный киносмотр отреставрированных картин. В прошлом году на открытие приехали Тарантино, Моника Белуччи, французские звезды. В залах был полный аншлаг. Старые фильмы, сохранив всю свою художественность, выглядят совсем по-новому – свежо, современно.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Нешаблонная Анна
- Современным картинам нужно будет спустя годы к реставраторам?
- А вот это вопрос! Их снимают на цифру, и в теории они должны жить долго. Но как файлы будут вести себя со временем, не знает никто. Возможно, этим картинам никогда не потребуется реставрация, потому что они не бьются в проекторе и не царапаются. Например, я очень доволен тем, что снял «Анну Каренину» на цифру. Но, возможно, через сто лет все рассыплется и исчезнет, поэтому сейчас мы все равно одну копию делаем на пленке.
- Кстати, про «Анну Каренину». Зрителям больше нравится сериал или фильм?
- Отзывы разные. У фильма немало поклонников, но и сериал многим нравится. Знаю, что ждут второго показа. Фильм получил спецприз «За художественный вклад в кинематограф» на фестивале в Монреале. Впереди серия поездок по Европе - Братислава, Милан, Белград. Во многие странах выйдет в прокат.
Постер фильма "Анна Каренина. История Вронского"
Когда мне говорят, что Лиза Боярская - не толстовская героиня, советую пересмотреть еще раз, и станет ясно, что она замечательно сыграла Анну. Нешаблонно, не по школьному клише, которое вкладывали нам в сознание: мол, Анна - обманутая жертва неверного любовника. Там все не так. Каренина - сильная, страстная, темпераментная. А то, что она выдумала охлаждение к ней Вронского и срежиссировала свою гибель, такое поведение свойственно женщинам (смеется).
- Многие говорят о том, что в России кино умерло. Вы тоже так считаете?
- У кино много проблем, бывают более или менее плодотворные периоды, но оно живет.
- Каково ваше отношение к скандалу вокруг «Матильды»?
- Согласитесь, вначале нужно фильм посмотреть, это так очевидно. Я много раз говорил, что участвовать в этой истории не хочу, поскольку она может оказаться пиар-компанией.
Досье «СВ»
Карен Шахназаров – режиссер, сценарист, продюсер. Родился 8 июля 1952 года в Краснодаре. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1975, мастерская Игоря Таланкина). Дебютировал картиной «Добряки» (1979). Снял шестнадцать фильмов, самые известные из них – «Курьер», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Палата №6», «Белый тигр», «Анна Каренина. История Вронского». С 1998 года гендиректор «Мосфильма». Заслуженный деятель искусств РФ. Народный артист РФ. Лауреат Госпремии РФ (2002,2012). Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени.