Медаль от Пушкина, уроки от Распутина
С 12 по 15 сентября в Иркутске подведут итоги VIII Международного славянского литературного форума
ПОГОВОРИМ ПО-РУССКИ
В этом году на творческий конкурс литфорума «Золотой витязь» пришло больше четырехсот произведений. Из России, Беларуси, Азербайджана, Армении, Сербии, США, Италии, Дании - всего полтора десятка стран.
- Все это русскоязычные писатели, - говорит член жюри, литературовед Владимир Орлов. - Русский - язык межнационального общения для тех, кто живет в странах бывшего СССР, да и в дальнем зарубежье. А уж белорусы участвуют в конкурсе всегда. В этом году прислали пять работ.
Жюри во главе с писателем Владимиром Крупиным отбирало работы по семи номинациям: проза, поэзия, публицистика, детская и юношеская литература, история славянских народов, славянское литературоведение и киносценарии. Обращали внимание прежде всего на духовную составляющую. В работах должны были присутствовать напоминания об идеалах доброты, человечного отношения друг к другу.
- Легкое, занимательное чтиво - не для нас, - продолжает Орлов. - На первом этапе отсеяли всю эквилибристику словами и смыслами, намеки на додумывание того, что хотел сказать автор. После второго этапа осталось 170 работ. Награды получат 25 авторов.
ЛЮБИТЕЛЯМ ЗДЕСЬ НЕ МЕСТО
В конкурсе участвуют профессионалы. Любителей брать перестали, потому что владение языком должно быть безукоризненным. За образец можно было взять слог, созданный Пушкиным, Гоголем, Янкой Купалой.
В этом году форум посвящен известному писателю Валентину Распутину, потому и пройдет он на его родине - в Иркутске.
- Народную прозу Распутина отличает настолько глубинное понимание всех процессов бытия, что авторам-участникам литфорума есть к чему стремиться, - говорит Владимир Орлов.
Будут на форуме и особые награды. На церемонии открытия «за выдающийся вклад в литературу» вручат золотые медали Пушкина. В номинации поэзия статуэтку «Золотого витязя» за книгу «Всеосень» получит Радован Караджич, видный сербский политик, находящийся в заключении в гаагской тюрьме.
Также устроят мастер-клас-сы, спектакли и творческие встречи. Зрителей ждет общение не только с писателями, но и со многими именитыми актерами: Владимиром Гостюхиным, Николаем Бурляевым, Игорем Скляром и другими.
СЛОВО УЧАСТНИКАМ
Владимир Крупин: Женщина, которая не смотрит телевизор, становится красивееЖюри возглавил сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин. Он рассказал «СВ» о литературных законах, разрушительной силе интернета и спорах о «Матильде».
ПРОЩАНИЕ С МАТЕРЫМ
- Владимир Николаевич, с какими эмоциями летите в Иркутск?
- С этим городом связана огромная часть моей жизни. Осенью 1972 года я познакомился с Валентином Распутиным, и 43 года продолжалась наша дружба. Без него мне тоскливо и одиноко. Предчувствую: поездка окажется тяжелой. Места в городе будут напоминать о том, что вот тут мы с Распутиным ходили, тут сидели в компании, а тут выступали. А куда мы с ним только не ездили! И на остров Ольхон на Байкале, и в село Аталанка. Поездка - для меня не только свидание с юностью, но и прощание с этими местами. Скорее всего, я больше сюда не полечу…
- Не будем о грустном. Расскажите о том, какой видите задачу литературы сегодня?
- У литературного процесса есть нерушимые законы: нравственные и религиозные. Их и надо соблюдать. Не верьте политикам, которые изображают любовь к литературе. Им всегда нужно, чтобы обслуживали их интересы и умалчивали о том, о чем не следует говорить. Но хорошая литература во все времена возникала вопреки. Думаете, они любили Распутина и Белова (писатель, один из крупнейших представителей «деревенской прозы». - Ред.)? Их, конечно, пытались прикормить: премию дадут или выберут куда-то. Но хороший писатель всегда неуправляем, он для них головная боль.
ВЕНИЧКА ЕРОФЕЕВ КАК ЭТАЛОН БЛАГОРОДСТВА
- Легко ли живется современным писателям?
- Сейчас в фаворе коммерческая литература. Улицких и Пелевиных на полках предостаточно. Полистайте серию ЖЗЛ. Завал конъюнктуры! Из любопытства полистал книгу об Андрее Вознесенском - все-таки были знакомы. И о чем же прочел? О разговоре двух известных писателей, где один другому предлагает «взять телку», потому что у него на нее «уже нет сил». Вот такая литература. Рядом с ними Веничка Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки» смотрится гораздо благороднее.
- В советские годы наша страна была самой читающей в мире. Почему так сильно изменилась ситуация с тех пор?
- Время работает на понижение интереса к литературе, но это ненадолго. В XX веке литературу пытались убить не единожды. Сначала ее вытесняло кино. В 1919 году сняли фильм по повести Толстого «Поликушка», и критики тут же начали писать, что Лев Николаевич теперь нужен только для написания сценариев. Потом мощный удар нанесло телевидение. А теперь главный враг - интернет. Но все это не навсегда. Ничто не заменит книгу, которой не одна тысяча лет. Книга, которую от руки писал еще Моисей, не убиваема.
Читающий человек на три головы выше нечитающего. Женщина, которая не смотрит телевизор, становится красивее, а мужчина - умнее. Убежден в этом. Вот поэкспериментируйте! В последнее время мне говорят: «Какой вы красивый! Как этого добились?» А я отвечаю, что секрет только в том, что я телевизор не смотрю! (Смеется).
- Общественность бурно обсуждает скандал с «Матильдой» Алексея Учителя и арестом Кирилла Серебренникова.
- Обе эти истории - распространение разврата и пошлости, пропаганда насилия и нелюбви к России. Эти признаки наблюдаем во всей красе, когда в инсценировке по роману Гончарова видим Обломова и Захара лежащими в одной постели, или в новосибирской опере ставят «Тангейзера», или бесконечно обнажают актеров в столичных спектаклях. Все знают, что наша страна - последний бастион святости и целомудрия, вот почему оппонентам так хочется разрушить его. Теперь вот ждем «Матильду».
Наталия Костюченко: Для конкурса оголила душу
Белорусская писательница привезет свою повесть «Время жатвы и время покаяния».
- Впервые поедете в Иркутск?
- Да, и счастлива от того, что увижу Байкал, Ангару. В ожидании перечитываю Валентина Распутина, Александра Вампилова.
- Эти авторы были очень востребованы. Кажется, что сейчас писателям сложнее, люди не так тянутся к книгам.
- Действительно, читают меньше, что в России, что у нас в Беларуси. Проблема в том, что трудно заметить в завалах графоманской литературы что-то хорошее. На сотню книг попадается одна стоящая. Распутин об этом говорил так: «Преступление - издавать книги, которые не проходят цензуру, прежде всего нравственно-моральную. Читая, человек должен думать, пытаться осмысливать, что он сделал, заглядывать в самую глубину себя, туда, куда страшно смотреть».
В моей книге «Верба над омутом» в центре внимания душа. Душа, как омут. В ней не только хорошее, но и плохое: зависть, ревность, тщеславие.
- В книге много личного?
- Там я оголила душу: написала о собственных негативных качествах. Одни проявлялись в детстве, другие позже. Я срываю маску с себя. Следом это делает и читатель, находит недостатки и приходит к покаянию. Ко мне уже не раз подходили и говорили: «Ваша книга спасла мне жизнь».