Ирина Мазуркевич: Любовь появляется в одну секунду - и тогда ничего уже от тебя не зависит
Обычно 20 августа актриса всегда старается проводить в Минске. Двойной день рождения - и ее, и мамин. Но в этом году пришлось сделать исключение - поехать в Нижний Новгород с Юрием Грымовым, чтобы представить новый фильм «Три сестры» по Чехову
ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ В ЛЮБВИ
- Вы как-то сказали, что играть любовь в кино вам всегда помогало реальное чувство.
- Правда. Помню, одна зрительница высказала сомнение в том, что настоящая любовь может прийти после сорока лет. Но она появляется неожиданно, в одну секунду! И тогда уже ничего от тебя не зависит. Мне мама еще лет двадцать назад сказала: «Знай, Ирочка, с годами ничего не меняется». Она и сейчас не разрешает говорить в интервью о ее возрасте.
- Были ли в вашем муже черты, роднившие его с Хоботовым, его персонажем в «Покровских воротах»?
- Мы с Анатолием Равиковичем счастливо прожили треть века (он умер в 2012 году - прим. Ред.) «Покровские ворота» принесли Равику широкую популярность. Хоботов в его исполнении очень нравится зрителям, но сам он относился к этой своей роли скептически. Он не раз говорил об этом, писал в своей книге «Негероический герой, или Продолжения не будет». По типажу что-то объединяло их с Хоботовым, как без этого в кино? Но и отличий много - Равик хорошо готовил, многое мог починить своими руками, умел мастерить.
У него было много ролей-шедевров в театре, так что всерьез относиться к его работам в кино не могу. Да и он считал также. Мы познакомились в Театре имени Ленсовета – там он гениально играл в то время Карлсона. А еще в том же театре - Мармеладова, Санчо-Пансу. В Санкт-Петербургском театре комедии им. Акимова - Аметистова в «Зойкиной квартире», дюрренматовского Ромула и вампиловского Сарафанова. Множество ролей с прекрасными актерами на одной сцене - Алисой Фрейндлих, Михаилом Боярским, Алексеем Петренко и другими.
С мужем Анатолием Равиковичем в 2011 году. Фото: из семейного архива
- Пошел ли кто-то в семье по вашим с мужем стопам?
- Пока нет. У дочери Лизы свой бизнес, двое детей. Матвею семь, Еве - пять. Дети воспитанные, контакт у нас полный. Лиза водит дочку в драматическую студию. Ева, блондинка с голубыми глазами, с чувством юмора, пошла в деда Толю. Умеет смешить, у нее это врожденное. Может и продолжит династию.
У БЕЛОРУСОВ - СИЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
- Что помогает вам держаться на плаву, когда трудно? Малая родина - в Беларуси ведь не редкость люди с сильным характером?
- Мама у меня и вправду сильный человек, и папа был таким. Мне помогает сама жизнь – бесконечно интересная. А так посмотришь по сторонам - кому-то намного хуже, чем тебе, надо помнить об этом и не унывать.
- Детство на Гомельщине часто вспоминаете?
- Родом я из Мозыря, знаменитого нефтеперерабатывающим комбинатом. Там, на реке Припять, я и росла с двумя братьями. Сейчас они, как и мама, живут в Минске. Помню, как в родном дворе репетировала свои первые спектакли, первые роли. Ни в каких драмкружках не занималась, только художественной гимнастикой. Я уехала из Мозыря после восьмого класса, поступив в Горьковское театральное училище. А в 1986 году случился Чернобыль, накрыл наши края…
- К строительству Союзного государства как относитесь?
- Хорошо, что россияне и белорусы поддерживают друг друга. С соседями надо ладить, понимаешь это даже на бытовом уровне. У меня не было никаких проблем с соседями - вовсе не потому, что меня хорошо знают по кино. Наше поколение выросло в единой стране. Мы говорим на одном языке. Друг от друга никуда. Как можно перестать учить русский язык, забыть русскую классику, как сделали в другом государстве? Это недальновидно.
КОЛЛЕГИ ПО ЦЕХУ
«Высоцкий запретил называть его по имени-отчеству»
- Популярность вам принесла рязановская лента «О бедном гусаре замолвите слово»…
- Не совсем согласна. Больше всего меня узнавали на улицах после фильма Дмитрия Астрахана «Все будет хорошо», где я сыграла тетю Катю, первую любовь героя Збруева. Там я появлялась без грима, со своей прической. Если честно, о популярности никогда особо не задумывалась, может, потому что рано начала сниматься. То, за что люди так борются, идут на ухищрения, ко мне приходило само, в свое время и на блюдечке с голубой каемочкой. Я лишь была готова использовать свой шанс.
Кадр из фильма "О бедном гусаре замолвите слово".
А Эльдар Рязанов с нами работал как театральный режиссер: у него кино не из видеоряда состоит, а из сцен. Конечно, мне, как любой артистке, хотелось сниматься у Рязанова. Я работала тогда в Театре имени Ленсовета, а Рязанов очень любил Алису Фрейндлих и этот театр. Но я честно участвовала в пробах, и он меня утвердил.
- Чем вам запомнились съемки у Александра Митты в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил»?
- На решающих пробах на роль Наташи, невесты Ганнибала, Высоцкий из двух претенденток выбрал меня. Но я тогда была слишком молода, чтобы оценить уровень таланта этого человека, не осознавала величины его личности. Мы много общались с Володей - на кинопробах, на съемках и потом, до самой его смерти. Называть себя Владимиром Семеновичем мне, 16-летней девчонке, он запретил при первой встрече. Я относилась к нему как к другу, а он баловал меня подарками из Франции - то пластинки, то банку с чаем, то джинсы, то кофточку. Весть о его смерти я получила в день своей свадьбы.
ПРЕМЬЕРА
«Три сестры». Тридцать лет спустя
В этом году на «Кинотавре» в Сочи показали новый фильм Юрия Грымова «Три сестры» по Чехову, где Ирина Мазуркевич снялась в одной из главных ролей. Фильм авторский, в широком прокате его не будет, но работы Грымова, как правила, оставляют глубокий след в кинематографе.
- Были ли у вас опасения, когда согласились сыграть 59-летнюю Ирину в фильме Юрия Грымова?
- Никаких. Когда Грымов предлагает работу, он уверен в себе. Рискует, но ведет за собой. Артисты охотно работают с ним. В нашем фильме люди, как и в пьесе Чехова, живут в провинции, куда их много лет назад занесло по службе. Им всем под шестьдесят, но обстоятельства те же, только вместо газет - интернет, соцсети. И очевидно: во все времена люди испытывают одни и те же чувства.
Ирину я уже играла в дипломном спектакле Горьковского театрального училища. Когда прочитала сценарий Грымова, слегка опешила. Прошли сутки, и мне подумалось: а почему бы нет? Ведь это молодым людям кажется, что с возрастом у людей начинается жизнь, в которой важно лишь вовремя принимать лекарства да не пропускать сериалы. На самом деле, вот я дожила почти до 60 и совсем не готова подписаться под формулой – «Если бы молодость знала, если бы старость могла». Во-первых, человечество помолодело, сегодняшние 60-летние почти ровня 40-летним прежних времен. Если у 60-летней женщины горят глаза, и она полна энергии и жажды жизни, возраст не чувствуется. И, представьте, на таких женщин реагируют молодые люди, знаю не понаслышке.
ДОСЬЕ "СВ"
Ирина Мазуркевич родилась 20 августа 1958 года в Мозыре. В 1977-м окончила Горьковское театральное училище. До 1988-го работала в Театре имени Ленсовета, потом перешла в Санкт-Петербургский театр комедии имени Н.П. Акимова. Среди ее знаковых ролей в театре - Зоя Пельц («Зойкина квартира»), Миссис Пейдж («Виндзорские проказницы»), Эмилия Марти («Средство Макропулоса»), Клара Цаханассьян («Визит Дамы»).
Дебютировала в фильме Виктора Титова «Чудо с косичками» (1974). Снялась более, чем в двадцати фильмах. Среди лучших – «Сказ про то, как царь Петр I арапа женил», «О бедном гусаре замолвите слово», «Ты у меня одна» и другие.