По ком звонит колокол Тарковского?
В Суздале появился памятник великому русскому режиссеру
Когда мэтр (в центре) на площадке подпирал подбородок, все знали – жди пересъемки. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Поводов для этого сразу два: 85-летие со дня рождения Андрея Тарковского и 50-летие его знаменитого фильма «Андрей Рублев». Монумент украсил берег реки Каменки вблизи Спасо-Евфимиева монастыря. Именно здесь режиссер снимал киноновеллу «Колокол» - и скульптор Мария Тихонова запечатлела этот образ.
Памятник виден издалека - колокол высотой 4,5 метра, а на его фоне три фигуры - самого Андрея Тарковского и двух главных персонажей картины - иконописца Андрея Рублева (роль Анатолия Солоницына) и литейщика Бориски (его сыграл Николай Бурляев).
Строили его на деньги спонсоров. Скульптор Мария Тихонова, лауреат Международного Славянского форума изобразительных искусств, от своего гонорара отказалась.
- Для меня этот памятник - как для Бориски колокол, - сказала она. - Три года моя жизнь проходила под покровом рублевской «Троицы», в мыслях о его героях.
Старший сын режиссера, хирург Арсений Тарковский поблагодарил всех, кто помогал:
- От имени всех родственников благодарю энтузиастов. Марию Тихонову в том числе - за труд, за творчество и вдохновение.
Александр ПАНКРАТОВ-ЧЕРНЫЙ, актер:
- Для меня фильм «Андрей Рублев» - икона кинематографа, созданная в муках творчества и приближающаяся к рублевской «Троице». Судьба не раз сводила меня с представителями семьи Тарковского - с ним самим, с его отцом Арсением Александровичем, с сестрой Мариной. Она была редактором и составителем моей книги стихов «Хочу сказать», изданной в Петербурге.
Александр БАЛУЕВ, актер:
- Такие памятники объединяют соотечественников, придают сил и веры в завтрашний день.
Лариса СОЛОНИЦЫНА, директор Центрального музея кино:
- В последнее время все чаще замечаешь, как часто хорошие идеи не доходят до реализации, а в Суздале все получилось! И в память о создателе «Андрея Рублева» детям и внукам современников останется этот памятник.
Борис ТОКАРЕВ, актер:
- Мы постоянно сталкиваемся с тем, что с монументами активно борются, стараясь уничтожить память. Инициаторам памятника Тарковскому можно только аплодировать. Колокол в России всегда был символом русской души, воли и несгибаемости. Колокол сообщал о несчастьях и звал к победе, колокол всегда звучал над нашей страной.
Ольга СТРАДА, директор Итальянского института культуры в Москве:
- Свою «Ностальгию» Андрей Тарковский снял в Италии, в парке Баньо-Виньони, в самом сердце Тосканы. Он работал с великим сценаристом Тонино Гуэрра, соавтором Феллини и Антониони, и во всех его фильмах ощущаешь сгущение философских смыслов, эстетики и высокого духовного начала.
Когда читаешь книгу Тарковского «Запечатленное время», понимаешь, как рождались образы его картин, меня же в особенности затронуло его знание итальянского искусства. В фильме «Зеркало» он ссылается на картину Леонардо да Винчи «Портрет женщины» и дает понять зрителям, что художнику присуща та мера вечности, которая помогает правильно относиться к постоянно текущему времени.
Роль Бориски стала второй яркой работой актера после «Иванова детства». Фото: Кадр из фильма
СЛОВО ДРУГУ
«Андрей, прости меня, грешного, что примазался к твоей славе»
После церемонии корреспондент «СВ» поговорил с актером, инициатором проекта, народным артистом России Николаем Бурляевым.
- Нравится памятник?
Внимательно смотрит сначала на Тарковского, потом на Бориску:
- Претензий нет. Андрея узнаю. Мы открыли первый в мире памятник величайшему режиссеру мирового кинематографа, о котором ведущие мастера говорили, что это режиссер номер один на планете.
- Что бы сказали сегодня Андрею Арсеньевичу, если бы он мог услышать?
- Андрей, пожалуйста, прости меня, грешного, что я примазался к твоей славе! (смеется).
- Почему рядом с Тарковским и Рублевым изображен именно Бориска?
- Тарковский говорил, что, только сняв фильм «Иваново детство», понял, что такое режиссура. Значит, снимал по наитию, не зная секретов. Так же и литейщик Бориска. А кто будет спорить, что и иконописец Андрей Рублев действовал по наитию? Для Тарковского были важны эти два образа - сотворцы с даром свыше.
- Почему он признавал всего нескольких режиссеров на планете?
- Потому что очень строго относился к кино. Называл лишь несколько имен - Куросаву, Феллини, Антониони, Бунюэля. Тарковский учился у великого Бергмана, подрастал на его фильмах. И именно Бергман сказал о нем: «Когда я увидел фильм этого молодого русского режиссера, понял, что у него есть ключи от той тайной комнаты, в которую я хотел бы попасть, но не мог, а он себя там чувствовал как дома».
Андрей будто предчувствовал приход в мир кино торгашей, сужу по тому безобразию, которое происходит на экранах мира. Российские кинематографисты пытаются подражать Голливуду, чего Тарковский на дух не переносил. Пусть этот памятник будет напоминанием продюсерам, которые рвутся «собрать кассу в первый уикэнд», каким должно быть кино. Это невозможно, конечно, но тянуться в сторону духовности необходимо.
Фильм «Андрей Рублев» не имел успеха в «первый уик-энд», но прошло полвека, и сейчас на него очереди - во Франции, США, Венесуэле. На этом фильме выросли поколения, воцерковились многие люди, он пробудил интерес к истории России. Ведь до Тарковского Андрея Рублева знал узкий круг профессионалов.
- Что ответите тем, кто утверждает: спроси на улице, кто такой Тарковский, откликнутся единицы?
- Что тут скажешь. «Печально я гляжу на наше поколенье. Его грядущее - иль пусто, иль темно». Мне жаль этих людей, от них отрезали имена тех, на ком они должны учиться и духовно расти. Пока живы, будем возвращать эти имена. А молодежи посоветовал бы больше смотреть фильмов Тарковского и поменьше Голливуда. К сожалению, на этой эффектной пустоте уже выросло поколение.