К 130-летию Марка Шагала: «Нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы в Витебске»
7 июля в родном городе Шагала, как и во всем мире, отметят 130-летие художника-авангардиста, живописца, графика, декоратора и иллюстратора
Витебск – центр Вселенной Шагала. Здесь он родился и провел почти треть своей долгой жизни – 33 года. Окрестности города появлялись на полотнах Шагала и тогда, когда мир узнал его как французского художника, именно здесь он «обрел краску своего искусства».
ОТ ВИТЕБСКА ДО ПАРИЖА
Марк Шагал прожил очень долгую жизнь – пары лет не хватило до века (1887-1985). Родился в Витебске, окончил Витебское городское училище, обучался в частной Школе живописи и рисунка художника Пэна, где впервые была отмечена его «дерзкая» работа с цветом. Из Беларуси путь лежал в Санкт-Петербург, где была учеба у Николая Рериха, в школе Общества поощрения художеств, в частной студии Зайденберга, в школе Званцевой, под руководством Бакста и Добужинского. Чем сильнее были художественные «влияния», тем более яркий и своеобразный стиль формировался у молодого художника.
Весной 1910 года состоялась его первая выставка в редакции «Аполлона», впереди были четыре года жизни в Париже, вблизи Ван Гога, Сезанна, Курбе, Гогена, персональная выставка в Берлине. Именно в эти годы в его жизнь вошла Белла, которая навсегда стала музой и вдохновительницей художника. В июле 1915 года молодые поженились, а через год у них родилась дочь Ида.
Из Витебска в 1920-м Шагал с семьей уехал в Москву, а в 1922-м из Москвы - в эмиграцию. В Париже навсегда он оказался в 1923 году, получил французское гражданство, и в 1985 году на 98-м году жизни умер в своем доме в Сен-Поль-де-Вансе, в Провансе. Отмечен наградами Франции. В Ницце расположен знаменитый музей «Библейское послание Марка Шагала».
МУЗЕЙ НА РОДИНЕ
На родине, конечно, тоже помнят и чтят великого художника. Хотя Музей Марка Шагала в Витебске появился лишь в 1991 году, тогда же прошла первая выставка его работ. Мемориальная экспозиция в родительском доме Марка открылась в 1997-м. В музее ежегодно проводятся международные Шагаловские чтения, на которых много говорят о том, что именно витебские мотивы всю жизнь питали творчество живописца. До открытия музея, в советское время, более полувека Шагал считался во всем мире французским художником.
О том, что в Витебске существует мемориальный дом семьи Шагалов, в городе стали говорить лишь в восьмидесятых годах. Благодаря усилиям витебской общественности, в частности, председателя Шагаловского комитета, поэта Давида Симановича, помощи писателей Василя Быкова, Рыгора Бородулина, Андрея Вознесенского, вопрос с открытием музея удалось решить. Письмо о необходимости создать музей художника отправлял еще в ЦК КПБ академик Лихачев. Сейчас у сотрудников самые тесные связи с внучками Марка Шагала – Мерет и Беллой. Работы художника в экспозиции – в основном, их дары.
Мемориальных вещей немного, но все это подлинные вещи рубежа эпох. Создавать экспозицию помогали рисунки Шагала, уже в Париже по памяти он рисовал столы, стулья, лампы и коврики из своего детства. В 1990-х во дворе дома провели раскопки и обнаружили осколки посуды. Отец Шагала был простым рабочим, семья не бедствовала, но жила очень скромно. Западные туристы уезжают растроганными – они ведь знают Шагала как очень богатого человека, всемирно признанного, обласканного славой, и удивляются, что в детстве он жил так бедно. Ежегодно в музее бывает до 20 тысяч посетителей.
Марк Шагал. "Над городом" (1918)
«ВСЕ ПАМЯТНИКИ ШАГАЛУ БУДУТ ПАМЯТНИКАМИ И МНЕ»
Откуда взялись летающие люди на картинах Шагала, спрашиваю у экскурсовода музея.
- Из фольклора, с которым в детстве знакомят всех еврейских детей. Но только в его голове эти сказки сварились в какую-то субстанцию, особенно после того, как он стал впитывать светскую культуру, вначале русскую – в Витебске и Петербурге, а потом – европейскую во Франции. Эти слои ассимилировались, и этот симбиоз мы получили в живописи художника.
Летал над Витебском Марк Шагал исключительно с Беллой. Искусствоведы утверждают, что личность Беллы (она умерла в 1944 году в США, потом Шагал женился во второй раз на Валентине Бродской) – таинственна, еще многое предстоит исследовать ее биографам. Шагал всегда подчеркивал, что Белла была его музой. Дочка богатых родителей, она влюбилась в Марка в 1909 году, когда он в первый раз собирался ехать в Париж. Белла отказывала всем женихам, пошла против воли родителей, выбрав Марка. Сознательно ушла в тень мужа и очень многое сделала для него.
Друзья Шагала вспоминали: когда стали прочить Марку мировую славу и говорить, что когда-нибудь ему поставят памятник, Белла говорила: «Все памятники, которые поставят Шагалу, будут памятниками и мне».
ВИТЕБСКИЙ РЕНЕССАНС
В 1918 году по инициативе Марка Шагала в Витебске было открыто художественное училище, в котором собралось созвездие выдающихся художников - Добужинский, Пуни, Богуславская, Ермолаева, Коган, Лисицкий, Малевич. Это время – называют «Витебским Ренессансом». Художники занимались с молодыми людьми. Именно здесь Казимир Малевич сформулировал свою философскую теорию – супрематизм, которая родилась у него еще до приезда в Витебск, когда он сделал «Черный квадрат» своим знаменем. Две брошюры с изложением теории литографским способом издали в Витебске.
Много говорят о борьбе амбиций Шагала и Малевича в это время. Александр Митта даже посвятил этому свой фильм. Исследователи творчества Шагала свидетельствуют: Малевич с семьей жил в училище, ставил с учениками спектакли, рисовал вывески для города - молодежь тянулась к нему. А Шагал был «скучным комиссаром», который сидел на заседаниях, постоянно ездил в Москву «выбивать деньги на училище». Забот оказалось больше, чем он ожидал. Времени, чтобы реализоваться самому как художнику, не оставалось и он принял решение уехать.
ГОГОЛЕВСКАЯ СЮИТА
В Музее Шагала в Витебске нельзя пройти мимо серии иллюстраций к гоголевским «Мертвым душам». Подарок внучек художника от имени Фонда Иды и Марка Шагалов. Иллюстрации эти по заказу издателя Амбруаза Воллара художник сделал еще в двадцатые годы, но книга вышла в свет лишь в 1948-м. Специально для этого издания «Мертвые души» перевели на французский язык. Оно отмечено призом Венецианской биеннале. После этого началось триумфальное шествие иллюстраций по миру. В начале 2000-х книга вышла и в России.
В 1960-е годы Шагал увлекся созданием фресок и витражей, шпалер и получил множество заказов на оформление храмов и синагог в Европе, Америке и Израиле. В 1964-м расписал плафон парижской Гранд Опера по заказу президента Франции Шарля де Голля. В 1966 году создал два панно для Метрополитен Опера в Нью-Йорке. В 1972-м в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года».
В 1973 году Шагал побывал на своей персональной выставке в Москве, передал в дар Музею имени А.С. Пушкина 75 своих литографий. Съездил в Ленинград, а до Витебска не доехал: «Сильное эмоциональное волнение опасно для людей моего возраста. Но у меня нет ни одной картины, на которой вы не увидите фрагменты моей Покровской улицы».
В 1977-м Шагал удостоен высшей награды Франции - Большого креста Почетного легиона, а в 1977-1978 годах, в честь 90-летия, была устроена его выставка в Лувре. Еще при жизни автора – вопреки правилам.
КАК ОТМЕТЯТ ЮБИЛЕЙ ШАГАЛА В ВИТЕБСКЕ
«Марк Шагал. Нереальная реальность» – с демонстрации этого документального фильма в Доме кино начнутся торжества. Покровская улица, на которой расположен Дом-музей Шагала, заметно преобразилась. На заборах и фасадах появились цитаты художника, которые говорят о его любви к родному городу. Особый акцент сделан на шагаловской росписи «К моему городу Витебску».
В Художественном музее откроется выставка фотодокументов из фондов краеведческого музея. Зрители увидят спектакль Виталия Барковского «Шагал. Шагал...» Национального драмтеатра имени Якуба Коласа.
В 16:00 после возложения цветов к памятнику Шагалу на Покровской улице начнется театрализованное шествие. Музыканты, художники, танцоры, акробаты – к Марку Шагалу придут все. Да и он сам вместе с Беллой проедет в бричке к своему дому. Дому-музею, во дворе которого начнутся народные гуляния. Коллектив «Шалом» из Лиды устроит концерт клезмерской (уличной еврейской) музыки. На этой же площадке впервые под открытым небом покажут спектакль «Шагал. Исход» белорусского театра «Лялька». Арт-перформанс «Васильковое небо» ожидает тех, кто придет в 19.00 в культурно-исторический комплекс «Золотое кольцо города Витебска «Двина». Обещают, что перед зрителями оживут картины Шагала – и скрипачи на крыше, и влюбленные над городом, обещают даже тушение пожара показать.