Птицы детства не исчезают
Гран-при 39 ММКФ получил фильм Цяо Ляна «Хохлатый ибис» (Китай)
Церемонии закрытия Московского кинофестиваля год от года становятся все лаконичнее, и нынешняя не стала исключением. Ведущие Екатерина Климова и Вячеслав Манучаров начали ее с объявления лауреатов новой премии мэра "За создание образа Москвы в киноискусстве". Призовой фонд 100 млн рублей распределили так: 50 млн – Анне Меликян - режиссеру фильма "Про Любовь", 30 и 20 млн – создателям лент «14+» и «Духлесс» и «Духлесс 2». Получив приз, Алла Меликян поблагодарила членов жюри, и рассказала, что приехала в Москву в 17 лет и сразу же полюбила город. «Но город, конечно, не сразу принял меня, - сказала она, - и сегодня у меня такое чувство, как будто это свершилось, и у нас теперь взаимная любовь».
Никита Михалков сказал несколько слов в защиту Сергея Собянина, который не смог приехать на церемонию из-за недомогания: Михалков попросил горожан с пониманием отнестись к городским «раскопкам», которых так много, что копателям впору задавать вопрос, который юный Никита задавал в фильме "Я шагаю по Москве» - «Клад ищете?»
Первыми вручили награды за лучшие фильмы: короткометражный – «Скорая помощь» Себастиана Торнгрена Вартина(Норвегия) и документальный – «Опера» Жана-Стефана Брона (Франция, Швейцария). Победителей выбирало жюри под руководством швейцарского документалиста Кристиана Фрая. «Надеюсь, что через пару лет вернусь сюда с полнометражным фильмом», - уверенно заявил Себастиан. А режиссер фильма «Опера» написал из Франции, что в его картине именно российский баритон Михаил Тимошенко «воплощает оперу», и в этот час он думает «обо всех артистах, которые отдают свои силы этому прекрасному искусству».
Приз «Скорой помощи» наметил традиционную тональность фильмов-лауреатов ММКФ: здесь любят кино, поднимающее социальные проблемы, крупным планом рассматривающее маленького человека. Гран-при – из рук председателя жюри Резы Миркарими - получил китайский фильм «Хохлатый ибис» Лян Цяо, в центре которого история приезда пекинского репортера на малую родину, где неожиданно обнаружили «краснокнижную» птицу. Но внедрение СМИ грозит неприятностями землякам журналиста – закроют цементный завод, отравляющий, конечно, атмосферу, но дающий возможность заработка людям. До боли знакомый конфликт. Выход из него, конечно же, есть, режиссер впрямую говорит об этом, показывая родные места, своих земляков – друзей детства и птицу, за которой они гонялись шумной толпой, через призму поэзии и мистицизма. Неслучайно создатели ленты заверили со сцены – «Думаем, проблемы с экологией в Китае будут решены».
Приз за режиссуру получил дебютант из Турции, режиссер фильма «Желтая жара» - о семье иммигрантов, в которой налицо конфликт поколений. Но фильм снят так, что зритель, далекий от ситуации, переживаемой овощеводами под палящим солнцем, способен подключиться к происходящему. Призами за лучшую мужскую и женскую роли награждены – Сон Хен-джу («Обычный человек», Республика Корея) и Верена Альтенбергер («Лучший из миров», Австрия). Сон Хен-джу сыграл полицейского, прошедшего через все круги ада своей неоднозначной профессии, а Верена – несчастную мать-наркоманку, всеми силами старающуюся выбраться из ядовитого плена.
Спецприз жюри ушел к Рустаму Хамдамову за «Мешок без дна» - волшебный сюрреалистический фильм, который подарит множество тонких переживаний киноманам. Режиссера в зале не было, на сцену поднялась исполнительница главной женской роли Светлана Немоляева и сказала: «Это счастье – сниматься у такого человека, как Рустам Хамдамов. Для меня он не просто режиссер, он – человек Ренессанса, обладающий огромным талантом и непостижимым даром по-особому видеть искусство, кадр, актеров в кадре». Публика вдохновенно аплодировала и кричала «Браво!» Приз зрительских симпатий, конечно, достался «Карпу отмороженному» Владимира Котта (Россия).
Все-таки итальянцы рулили на этом фестивале. Орнелла Мути – в жюри, Франко Неро – обладатель приза «За вклад в мировой кинематограф», а актерским призом «Верю. Константин Станиславский» - наградили комиссара Каттани из «Спрута» - актера и режиссера Микеле Плачидо. Он вышел на сцену с фотографией Станиславского и рассказал, что накануне побывал «в доме Константина». «Станиславский, действительно, был моим учителем, - сказал Плачидо. – Он - учитель для всех актеров мира – американских, французских, итальянских. Не найдете талантливого артиста, который не изучал бы его систему. Для меня получить премию имени Станиславского гораздо почетнее, чем «Оскар». Я никогда не понимал, почему итальянцы должны оборачиваться на Америку, когда есть великая Россия, которая дала миру Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Горького, Пастернака. Я стал тем, что я есть, только благодаря русской культуре».