Председатель Союза кинематографистов РБ Виктор Васильев: Белорусские режиссеры научились оставлять следы на воде
В этом году ММКФ отметился особым событием. Впервые здесь устроили Неделю белорусских фильмов в России. С 23 по 28 июня московским зрителям показали лучшие ленты, которые сняли в республике за последние годы
СТАРАЯ ШКОЛА
В российских кинотеатрах ленты из Синеокой - редкие гости. Да и на нашем телевидении они мелькают редко, хотя ни языковых, ни культурных барьеров между ближайшими соседями нет. Почему белорусское кино не попадает на наш рынок, какие времена оно переживает, а также как подбирали фильмы для показа на Московском фестивале «СВ», рассказал председатель Союза кинематографистов республики, актер и режиссер Виктор Васильев.
- Почему таких недель не проводили до этого, ведь идея на поверхности?
- Попытки и раньше были, но в этом году получили поддержку Минкульта России. Почти год совместно с руководством фестиваля составляли программу: из множества фильмов самых разных жанров отобрали шесть картин, самая старая из которых - 2009 года. Они с успехом шли в кинотеатрах Беларуси и во многих фестивалях участвовали, получали призы.
- Но в России почти не видят ваших фильмов. Может, их просто нет?
- Состояние у белорусского кино сейчас не лучшее. Но все-таки стоящие вещи снимаем. Правда, на «Беларусьфильме» все пытаются уцепиться за старые методы обучения студентов. Говорят им - стойте рядом с нами и смотрите. Но теории они пять лет учились, пора снимать. Для начала – короткометражки, но самостоятельно. Именно такой возможности молодым кинематографистам на студии не дают. Пора отказываться от схемы – «мне бы самому фильм ухватить, а там хоть трава не расти». Молодежи нужно уделять больше внимания.
- Государство помогает?
- Союз кинематографистов и Минкульт Беларуси нас поддерживают. Но мы пробиваем идею о том, чтобы деньги шли не оптом на одну главную студию, а делились на десять-пятнадцать небольших кинокомпаний, и тогда будет видно, кто из режиссеров и сценаристов сколько стоит. Можно сделать много фильмов, но сути в них не будет. Мы же стараемся поддерживать стремление художника выразить свою мысль, рассказывая о судьбе героев.
НЕ НАСТОЛЬКО БОГАТЫ
- Вы привезли столько интересных фильмов, а в кинотеатрах их не найти.
- К сожалению, компании проката не дают за наши картины реальную цену. А за копейки продавать не можем даже на почти родной нам российский рынок. Не настолько богаты.
- Совместные российско-бело-русские проекты - частое событие?
- На самом деле к нам приезжает много съемочных групп из России. Конечно, меньше, чем в прежние годы: кризис все-таки ударил по студиям.
Тем не менее одна из них продолжает снимать популярный сериал «Возвращение Мухтара. Новый след». И работают интенсивно: через телефильм за год проходит до тысячи актеров - и россиян, и белорусов. И, что ценно, наши режиссеры, операторы, да и технический персонал, работающие на этом проекте, могут многому научиться у коллег из РФ. Все инициативы и дружеские отношения начинаются с Союзов кинематографистов Беларуси и России.
- Оснащение позволяет снимать современные фильмы?
- Вполне! Недовольным говорю: «У вас на студии есть кабинеты, новое оборудование. Съездите в другие страны СНГ и посмотрите, как там «великолепно». У нас все на хорошем уровне. И развитие не останавливается. 7 ноября будем сдавать президенту комплекс обновленной студии «Беларусьфильм». Несмотря ни на что, белорусский кинематограф возрождается.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
«Следы на воде» (2017)
Режиссер - Александр Анисимов.
Открылась Неделя историко-приключенческим детективом, посвященным столетию белорусской милиции. Фильм сняли в рекордно короткие сроки. Действие разворачивается после войны в Западной Беларуси, где банды терроризируют население. Милицейский корпус только рождается, причем с большим трудом. Всю тяжесть борьбы с преступниками приняли на себя фронтовики. Они находят выходы из сложнейших ситуаций.
Кадр из фильма
«Сладкое прощание Веры» (2015)
Режиссер - Александра Бутор.
Глубоко личная мелодрама, которая дарит надежду на лучшее. Фильм о том, что жить нужно только с близкими по духу людьми. Не нужно откладывать встречу с родными. Часто мы думаем: «я успею приехать к маме, к папе», приезжаем - и их уже нет. И, конечно, если есть чувства, не нужно обращать внимание на стереотипы. А если их уже нет, то и жить дальше по привычке - не лучшая идея.
«БаБУ» (2013)
Режиссер - Андрей Гребенкин.
В социальной драме белорусско-азербаджанского производства у олигарха похищают девятилетнюю дочь. Ее увозят в Европу и начинают шантажировать отца, чтобы тот отказался от нефтяных скважин. Однако Лейле удается бежать от преступников. Девочку, которая не говорит по-русски, находит белорусская бабушка. При этом фильм обращен в том числе и к политикам: «Прекратите раздоры! Отношения в мире не настолько прочны, чтобы ими рисковать!»
«Киндер-Вилейское привидение» (2013)
Режиссер - Елена Турова.
Действие разворачивается в особняке, где главный герой решает устроить городок аттракционов - Киндервиль, и его семья сталкивается с настоящим привидением. В фильме много смешных моментов. Он понравится не только детям, но и молодым людям. Не каждый владеет жанром сказки, но у Елены Туровой получилось.
Кадр из фильма
«Масакра» (2010)
Режиссер - Андрей Кудиненко.
Мистический триллер по мотивам старобелорусских легенд и прозы Проспера Мериме. В загадочное имение графа Пазуркевича прибывает молодой человек. Он хочет учиться живописи в Италии, но, не имея средств, решается на авантюру! Представляется профессором и делает вид, что изучает библиотеку графа, успевая приударить за его невестой. Однако странные события втягивают гостя в водоворот жуткой истории…
Кадр из фильма