26 Июня 2017 года / Текст:  Нина КАТАЕВА

Константин Фам: Бум «короткого метра» не за горами

Режиссер рассказал «СВ», почему взялся за международный проект “Свидетели”, и каков вклад Беларуси в создание этого кино-альманаха

Константин Фам: Бум «короткого метра» не за горами

Фото представлено пресс-службой кинокомпании "Арк Пикчерс"

На 39-м Московском международном кинофестивале в конкурсе «короткого метра» был показан фильм российского режиссера Константина Фама «Скрипка» - третья часть альманаха «Свидетели», посвященного жертвам Холокоста. Премьеры двух первых частей состоялись на «Кинотавре» («Туфельки») и на ММКФ-2016(«Брут»). После премьеры «Туфелек» команде альманаха от имени Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН был вручен почётный диплом "За яркий творческий вклад в музейные выставочные программы и сохранение памяти».

- Константин, что для вас стало главным импульсом в работе над альманахом?

- Родился я на Украине, отец мой вьетнамец, политический иммигрант, а мать – еврейка, долгое время скрывавшая этот факт. И когда я занялся поиском корней, со стороны отца нашел всех родственников, хотя многие погибли во время войны с Францией и США, а со стороны матери никого не отыскал. А мои родственники как раз были выходцами из Польши и Беларуси, упоминали Оршу и территорию ближе к Витебску. Моя мама во время войны была маленькой девочкой, и воспоминания у нее были смутными.

Когда я впервые побывал в Освенциме, захотел сделать мемориальный проект. И в первом фильме – «Туфельки» отразил историю пары обуви, которая началась в витрине магазина и закончилась в концлагере. Сняв «Туфельки», я понял, что этим не ограничусь, и начал искать другие истории. И – появился фильм «Брут» - история немецкой овчарки, воспитанной хозяйкой-еврейкой, а потом ставшей псом в концлагере. И наконец «Скрипка» - история инструмента, который был сделан в 1939 году на территории Восточной Европы и на котором в финале сыграл Поминальную молитву у Стены Плача сын погибшего скрипача. В заключительном фильме появляются персонажи из первых двух фильмов, в альманахе, который покажем зрителям в январе 2018 года, повествование будет более развернутым, и там появятся герои всех новелл.

- Вы сказали, что для фильмов искали истории, как сложился сюжет «Скрипки»?

- Из двух реальных историй. Историю скрипки, которая дожила до наших дней, мне рассказал Йосси Тавор, известный музыкальный критик, публицист, бывший советник Посольства Израиль. А историю расстрелянного прямо во время концерта оркестра я почерпнул из материалов Нюрнбергского процесса. Случилось это в Яновском концлагере во Львове, где был сформирован оркестр из выдающихся музыкантов. Так я и работал – искал истории, складывал их вместе, интерпретировал по-своему. Мы понимали, что в этой трагедии найдем мало рассказчиков, потому что они не дожили до наших дней. Но мы знаем цифры - 6 млн евреев, погибших во время Холокоста, половина нации. Знаем и другие цифры... Знаем о сотнях концлагерей на территории Европы, в Беларуси, в том числе, которые потом сравняли с лица земли.

- Были ли прототипы у скрипачей, которых расстреляли во время концерта в концлагере?

- Да, в Яновском концлагере оркестром дирижировал Лео Штрикс, и есть фотография этого оркестра, и доподлинно известно, что музыкантов расстреливали во время игры.

- С легкостью ли подобрался актерский ансамбль?

- Мне было важно, что у нас снимались настоящие скрипачи. Ленн Кудрявицки, известный в Европе музыкант и актер, снимавшийся в оскароносных фильмах «Фальшивомонетчики» и «Перевозчик», сыграл Лео, а Алим Кандур - Шломо Бернштайна. Он тоже музыкант и актер, живет в Лондоне, недавно окончил консерваторию и только начинает карьеру. Михаил Горевой, снимавшийся в «Джеймсе Бонде» у Спилберга, блестяще сыграл начальника концлагеря. Также снимались Владимир Кошевой, Вячеслав Чепурченко, Мария Зыкова, которых я очень люблю.

- Как связан ваш альманах с Беларусью?

- Альманах – копродукция нескольких стран, со мной работали, в том числе, белорусские продюсеры, над первыми двумя фильмами – Юрий Игруша и Сергей Жданович, над «Скрипкой» - Сергей Якубовский и Геннадий Павлович. «Скрипка» снималась на территории пяти стран, в том числе, в Беларуси. Например, концлагерь, получив разрешение Минкульта, мы снимали на территории Брестской крепости. Там есть форт, который не является исторической частью, и нам разрешили возвести там декорации. А в Минске снимали сцену на вокзале, когда героиню «Туфелек» и ее мужа увозят в концлагеря. Получается, почти треть «Скрипки» снята в Беларуси.

А дальше в наших планах полнометражная картина на основе материала альманаха. Уже подали заявку в Минкульт России, думаю, подадим и в Минкульт Беларуси. С коротким метром все же сложно дойти до большого зрителя, этот материал достоин больших экранов.

- Тем не менее, на пресс-конференции вы сказали, что не за горами бум короткого метра.

- Лет через десять так и будет. Как с сотовыми телефонами, помните, какие они были дорогие, а потом появились у каждого. То же самое увидите в кинотеатрах, произойдет передел рынка. Изменится формат: сейчас молодежь ходит на двухчасовые показы, а вскоре кино будут смотреть лишь по полчаса. И платить за него будут не 500 рублей, а 100. Люди привыкли смотреть в интернете короткое кино, оно не всегда еще высокого качества, но мне, например, важно получить эмоциональный заряд. И такие работы есть. А большое кино иногда смотришь с тоской – «Да когда же оно закончится?» Просто вся власть в кинематографе сосредоточена сейчас у больших продюсеров. А вспомните, с чего начиналось кино? Как раз с короткого метра. Люди с удовольствием смотрели малые аттракционы, мы же про зрелища говорим, не про авторские высказывания.

- И последнее - насколько живуч, по-вашему, альманах как жанр?

- Живуч, раз фестивали без них не обходятся. Зрителям интересно услышать либо высказывание нескольких людей сразу, либо о нескольких историях. Ну и собирают они прилично.

Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

Культурный код

Уходящий год был богат на события в культурной сфере, которые с полным правом можно назвать знаковыми. «СВ» выбрала самые яркие, о которых будут говорить еще долго

Листая старую тетрадь непозабытого поэта

Одним из главных событий стала потрясающая находка: в Москве нашли рукопись Максима Богдановича. Она считалась утерянной еще в прошлом веке

Одна жизнь Александра Исаевича

Кто-то им восхищается, другие ненавидят. Солженицыну 11 декабря исполнилось бы сто лет

Навка показала «Аленький цветочек», а муж Заворотнюк оказался Чудовищем!

ГУМ-каток открылся за пару дней до начала зимы. Его залили, как обычно, в самом центре Москвы – на Красной площади

Расследование «СВ»: Почему белорусский Дед Мороз не приехал на День рождения российского?

18 ноября в Великом Устюге отмечали двойной праздник - 3000-летний юбилей главного зимнего волшебника и круглую дату его резиденции. У его коллеги из Беловежской пущи, как оказалось, была уважительная причина не приехать...

Дед Мороз: Три тысячи лет в обед, а на пенсию не собираюсь!

Главный зимний волшебник России отметил юбилей. Гуляли в деревне с говорящим названием Морозовица под Великим Устюгом, где находится вотчина новогоднего старца

Читайте также

Политика

На одной волне

В этом году речи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко совпадали по многим политическим, экономическим и международным проблемам. Неудивительно: Россия и Беларусь - союзники, вовлечены в процесс интеграции, и действовать необходимо синхронно. «СВ» собрало самые значимые и интересные высказывания президентов

Трибуна депутата

Ольга Германова: «Будем праздновать 75-летие освобождения Беларуси от фашистов

Член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике  - об итогах и перспективах работы

Туризм

Амулет на тысячу лет

В следующем году один из старейших городов Европы - Брест - отметит юбилей и станет культурной столицей СНГ

Союзное государство

Дмитрий Медведев: Россия и Беларусь продолжат снимать барьеры в торговле и помогать малому бизнесу

На заседании Совмина СГ обсудили более 20 вопросов. В том числе индикативные балансы на топливно-энергетические ресурсы и подготовку мероприятий к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков

Экономика: интеграция

Инновации для цифровизации

Беларусь и Россия активно формируют единое научно-технологическое пространство. Главная цель совместных усилий - новая цифровая экономика, а основной инструмент - союзные программы

Культура

Культурный код

Уходящий год был богат на события в культурной сфере, которые с полным правом можно назвать знаковыми. «СВ» выбрала самые яркие, о которых будут говорить еще долго



Политика

На одной волне

В этом году речи президентов Владимира Путина и Александра Лукашенко совпадали по многим политическим, экономическим и международным проблемам. Неудивительно: Россия и Беларусь - союзники, вовлечены в процесс интеграции, и действовать необходимо синхронно. «СВ» собрало самые значимые и интересные высказывания президентов

Трибуна депутата

Ольга Германова: «Будем праздновать 75-летие освобождения Беларуси от фашистов

Член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике  - об итогах и перспективах работы

Трибуна депутата

Андрей Наумович: «Делаем ставку на передовые технологии и соцсети»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике - об итогах и перспективах работы

Трибуна депутата

Галина Филиппович: «Вдохнем жизнь в загрязненные радионуклидами земли»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экологии - об итогах и перспективах работы

Трибуна депутата

Валерий Гайдукевич: «Займемся общей концепцией миграционной политики»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по безопасности - об итогах и перспективах работы

Трибуна депутата

Артем Туров: «В фокусе - равные условия для бизнеса»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и регламенту - об итогах и перспективах работы

Трибуна депутата

Сергей Калашников: «Союзным продуктом нужно владеть и торговать вместе»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике - об итогах и перспективах работы

Трибуна депутата

Николай Арефьев: «Наши проекты - новые рабочие места»

Член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам -  об итогах и перспективах работы

Трибуна депутата

Сергей Рахманов: В регионах конкретики больше, а бюрократии - меньше

Председатель Комиссии Парламентского Собрания по вопросам внешней политики  -  об итогах и перспективах работы

Культура

Культурный код

Уходящий год был богат на события в культурной сфере, которые с полным правом можно назвать знаковыми. «СВ» выбрала самые яркие, о которых будут говорить еще долго