26 Июня 2017 года / Текст:  Нина КАТАЕВА

Константин Фам: Бум «короткого метра» не за горами

Режиссер рассказал «СВ», почему взялся за международный проект “Свидетели”, и каков вклад Беларуси в создание этого кино-альманаха

Константин Фам: Бум «короткого метра» не за горами

Фото представлено пресс-службой кинокомпании "Арк Пикчерс"

На 39-м Московском международном кинофестивале в конкурсе «короткого метра» был показан фильм российского режиссера Константина Фама «Скрипка» - третья часть альманаха «Свидетели», посвященного жертвам Холокоста. Премьеры двух первых частей состоялись на «Кинотавре» («Туфельки») и на ММКФ-2016(«Брут»). После премьеры «Туфелек» команде альманаха от имени Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН был вручен почётный диплом "За яркий творческий вклад в музейные выставочные программы и сохранение памяти».

- Константин, что для вас стало главным импульсом в работе над альманахом?

- Родился я на Украине, отец мой вьетнамец, политический иммигрант, а мать – еврейка, долгое время скрывавшая этот факт. И когда я занялся поиском корней, со стороны отца нашел всех родственников, хотя многие погибли во время войны с Францией и США, а со стороны матери никого не отыскал. А мои родственники как раз были выходцами из Польши и Беларуси, упоминали Оршу и территорию ближе к Витебску. Моя мама во время войны была маленькой девочкой, и воспоминания у нее были смутными.

Когда я впервые побывал в Освенциме, захотел сделать мемориальный проект. И в первом фильме – «Туфельки» отразил историю пары обуви, которая началась в витрине магазина и закончилась в концлагере. Сняв «Туфельки», я понял, что этим не ограничусь, и начал искать другие истории. И – появился фильм «Брут» - история немецкой овчарки, воспитанной хозяйкой-еврейкой, а потом ставшей псом в концлагере. И наконец «Скрипка» - история инструмента, который был сделан в 1939 году на территории Восточной Европы и на котором в финале сыграл Поминальную молитву у Стены Плача сын погибшего скрипача. В заключительном фильме появляются персонажи из первых двух фильмов, в альманахе, который покажем зрителям в январе 2018 года, повествование будет более развернутым, и там появятся герои всех новелл.

- Вы сказали, что для фильмов искали истории, как сложился сюжет «Скрипки»?

- Из двух реальных историй. Историю скрипки, которая дожила до наших дней, мне рассказал Йосси Тавор, известный музыкальный критик, публицист, бывший советник Посольства Израиль. А историю расстрелянного прямо во время концерта оркестра я почерпнул из материалов Нюрнбергского процесса. Случилось это в Яновском концлагере во Львове, где был сформирован оркестр из выдающихся музыкантов. Так я и работал – искал истории, складывал их вместе, интерпретировал по-своему. Мы понимали, что в этой трагедии найдем мало рассказчиков, потому что они не дожили до наших дней. Но мы знаем цифры - 6 млн евреев, погибших во время Холокоста, половина нации. Знаем и другие цифры... Знаем о сотнях концлагерей на территории Европы, в Беларуси, в том числе, которые потом сравняли с лица земли.

- Были ли прототипы у скрипачей, которых расстреляли во время концерта в концлагере?

- Да, в Яновском концлагере оркестром дирижировал Лео Штрикс, и есть фотография этого оркестра, и доподлинно известно, что музыкантов расстреливали во время игры.

- С легкостью ли подобрался актерский ансамбль?

- Мне было важно, что у нас снимались настоящие скрипачи. Ленн Кудрявицки, известный в Европе музыкант и актер, снимавшийся в оскароносных фильмах «Фальшивомонетчики» и «Перевозчик», сыграл Лео, а Алим Кандур - Шломо Бернштайна. Он тоже музыкант и актер, живет в Лондоне, недавно окончил консерваторию и только начинает карьеру. Михаил Горевой, снимавшийся в «Джеймсе Бонде» у Спилберга, блестяще сыграл начальника концлагеря. Также снимались Владимир Кошевой, Вячеслав Чепурченко, Мария Зыкова, которых я очень люблю.

- Как связан ваш альманах с Беларусью?

- Альманах – копродукция нескольких стран, со мной работали, в том числе, белорусские продюсеры, над первыми двумя фильмами – Юрий Игруша и Сергей Жданович, над «Скрипкой» - Сергей Якубовский и Геннадий Павлович. «Скрипка» снималась на территории пяти стран, в том числе, в Беларуси. Например, концлагерь, получив разрешение Минкульта, мы снимали на территории Брестской крепости. Там есть форт, который не является исторической частью, и нам разрешили возвести там декорации. А в Минске снимали сцену на вокзале, когда героиню «Туфелек» и ее мужа увозят в концлагеря. Получается, почти треть «Скрипки» снята в Беларуси.

А дальше в наших планах полнометражная картина на основе материала альманаха. Уже подали заявку в Минкульт России, думаю, подадим и в Минкульт Беларуси. С коротким метром все же сложно дойти до большого зрителя, этот материал достоин больших экранов.

- Тем не менее, на пресс-конференции вы сказали, что не за горами бум короткого метра.

- Лет через десять так и будет. Как с сотовыми телефонами, помните, какие они были дорогие, а потом появились у каждого. То же самое увидите в кинотеатрах, произойдет передел рынка. Изменится формат: сейчас молодежь ходит на двухчасовые показы, а вскоре кино будут смотреть лишь по полчаса. И платить за него будут не 500 рублей, а 100. Люди привыкли смотреть в интернете короткое кино, оно не всегда еще высокого качества, но мне, например, важно получить эмоциональный заряд. И такие работы есть. А большое кино иногда смотришь с тоской – «Да когда же оно закончится?» Просто вся власть в кинематографе сосредоточена сейчас у больших продюсеров. А вспомните, с чего начиналось кино? Как раз с короткого метра. Люди с удовольствием смотрели малые аттракционы, мы же про зрелища говорим, не про авторские высказывания.

- И последнее - насколько живуч, по-вашему, альманах как жанр?

- Живуч, раз фестивали без них не обходятся. Зрителям интересно услышать либо высказывание нескольких людей сразу, либо о нескольких историях. Ну и собирают они прилично.

Комментарии


Другие статьи раздела

Культура

В Питере петь

Участники международного фестиваля «Добровидение-2019» искали культурный код народов в самобытных песнях, танцах, обычаях и сказаниях

Билет на подземный балет

Ночь классики в метро, выступление с королевским размахом, беби-концерт - в Минске завершился XIV Международный фестиваль Юрия Башмета

Не партнеры, а единомышленники

Российские и белорусские писатели выбрали лучших. Лауреатами Большой литературной премии стали поэт Анатолий Аврутин из Минска и прозаик Александр Лапин из Воронежа

Анна Зайцева: «Х-фактор» и «Евровидение» научили не плакать

Другая высшая награда творческого форума досталась 19-летней минчанке. «СВ» узнало о ее участии в топовых телепроектах и как вокалистке помогла магия чисел

Победитель фестиваля «Молодежь - за Союзное государство» Ильдар Абдуллин: Спеть, как Витас - не проблема

Первую премию разделили двое участников. Один из них - 24-летний Ильдар Абдуллин из Оренбурга. Он рассказал, как попал на срочную службу в ансамбль имени Александрова

Билет в кино, как в космос

В Смоленске и Минске на фестивале документальных фильмов стран СНГ «Евразия.doc» показали ленты о безграничных возможностях людей, трудном пути к Победе и ужасах войны

Читайте также

Экономика: интеграция

Мал золотник, да бизнес

Как заработать на родословной и поставить диагноз по одному вздоху? Россияне и белорусы все активнее предлагают всевозможные стартапы. «Союзное вече» узнало, что происходит с начинающими коммерсантами в наших странах

Культура

В Питере петь

Участники международного фестиваля «Добровидение-2019» искали культурный код народов в самобытных песнях, танцах, обычаях и сказаниях

Трибуна депутата

Узница кадров

Чем болеет система здравоохранения? Почему раньше врачей учили дольше? Нужна ли России корпорация «Медицина»? Об этом рассуждает сенатор, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир Круглый

Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Победителем в войне был великий советский народ

В Ашхабаде руководители Союзного государства встретились со своими коллегами по СНГ, чтобы обсудить дальнейшую интеграцию

Союзное государство

Дон, милый дом

На своей земле Ростов-папа встречал в конце сентября не только участников фестиваля «Молодежь - за Союзное государство», но и гостей, которые приехали, чтобы наладить связи российской области с Беларусью

Общество

КЛАССный трактор

Тюменские студенты будут знакомиться с белорусской техникой прямо в аудиториях



Политика

Владимир Путин и Александр Лукашенко: Победителем в войне был великий советский народ

В Ашхабаде руководители Союзного государства встретились со своими коллегами по СНГ, чтобы обсудить дальнейшую интеграцию

Общество

КЛАССный трактор

Тюменские студенты будут знакомиться с белорусской техникой прямо в аудиториях

Трибуна депутата

Узница кадров

Чем болеет система здравоохранения? Почему раньше врачей учили дольше? Нужна ли России корпорация «Медицина»? Об этом рассуждает сенатор, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной и молодежной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Владимир Круглый

Общество

Кто стучится в дверь ко мне?

В Беларуси начался самый технологичный всереспубликанский соцопрос под слоганом «Взгляд на настоящее - шаг в будущее»

Экономика: интеграция

Мал золотник, да бизнес

Как заработать на родословной и поставить диагноз по одному вздоху? Россияне и белорусы все активнее предлагают всевозможные стартапы. «Союзное вече» узнало, что происходит с начинающими коммерсантами в наших странах

Культура

В Питере петь

Участники международного фестиваля «Добровидение-2019» искали культурный код народов в самобытных песнях, танцах, обычаях и сказаниях

Общество

От зоны отчуждения до места притяжения

Больше тридцати лет опустевшие белорусские деревни после взрыва на Чернобыльской АЭС были скрыты от любопытных глаз заборами, густо обтянутыми колючей проволокой. Сегодня сюда приглашают туристов

Общество

«Ну ты, Леха, даешь!...»

Не стало Алексея Леонова - первого из землян, побывавшего в открытом космосе. Астронавта, который мог первым ступить на Луну

Культура

Билет на подземный балет

Ночь классики в метро, выступление с королевским размахом, беби-концерт - в Минске завершился XIV Международный фестиваль Юрия Башмета

Общество

«Твой Костя. Октябрь 43-го…»

В Могилев из Москвы передали уникальные письма Константина Симонова. Корреспондент «СВ» одной из первых взглянула на раритеты