Куда приводит «Нелюбовь»
1 июня на экраны России и Беларуси вышла драма Андрея Звягинцева. Картина удостоена Приза жюри 70-го Каннского фестиваля
СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ
Ни Борису (Алексей Розин), у которого в наметившемся союзе с простушкой Машей скоро будет новый ребенок, ни Жене (Марьяна Спивак), нашедшей состоятельного Антона (Андрис Кейш) с «апартаментами», мальчик не нужен. Они не стесняются даже сказать это вслух. И во время очередной ссоры - со словечками, которые пришлось «запикать» - звучит это слово «интернат». Его услышал мальчик. Ночью он беззвучно рыдает навзрыд, а назавтра исчезает…
Создатели фильма не раз говорили, что импульсом для «Нелюбви» стал знаменитый фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». Но герои Бергмана расставались после пережитой любви, а здесь… Феномен Звягинцева в том, что его фильм настолько же углублен в российские реалии, насколько универсален. Такая драма могла развернуться и в предместье Парижа, и на окраине Буэнос-Айреса, и в Манчестере. Увы, слишком многим на Земле знакома эта «территория нелюбви».
Весь фильм посвящен поискам Алеши. Но даже эта беда не объединяет бывших супругов - настолько души разъедены ненавистью. Им совсем не сочувствуешь, хотя они оказываются один на один с бедой – полиция советует «подождать», учителя и соседи самоустраняются... Подключается к поискам лишь поисково-спасательный отряд «Вера».
Пока зритель проникается обстановкой, удивительная камера Михаила Кричмана, показавшая и брейгелевский пригорок (снимался фильм в Южном Тушино), и сцены в новых союзах Бориса и Жени, и речку, мимо которой идет из школы Алеша, и «базу» подростков в заброшенном здании в лесу, успевает многое предсказать. В овраге мальчик вытащит из-под корней подгнившего дерева красно-белую ленту, которой обозначают опасность, обернет ею камешек и запустит на ветви дерева. Знак неминуемой беды.
ГЛАЗ РЕЖИССЕРА - АЛМАЗ
Во время просмотра не покидает ощущение: чем больше обстоятельств и деталей происходящего выясняется, тем в меньшей степени картина воспринимается как история одной семьи. Нестабильность и нелюбовь разлиты в самом воздухе, фоном во всех квартирах – вещающий голосом Дмитрия Киселева телевизор: о конце света, о начале событий на Украине, о выборах. Будто весь мир наполнен нелюбовью.
В актерском кастинге у Звягинцева не бывает промахов: глаз – алмаз. Роль Жени сыграла внучка Жанны Прохоренко, актриса «Сатирикона» Марьяна Спивак. Она первой пришла на пробы. В этой пока единственной ее большой роли в кино она предстает в роли и жертвы своей жуткой матери, и гнобителя сына. Сцена, где Женя при чужих людях, пришедших смотреть квартиру, дает тычок Алеше и оскорбляет его, переворачивает душу. На пресс-конференции даже звучало, что особо чувствительным людям фильм противопоказан – именно по причине, что самыми близкими людьми в нем растаптывается росток жизни.
Матвей Новиков, сыгравший светлоглазого Алешу, и Артем Жигулин (его друг Кузнецов) были выбраны из 250 детей.
Алексей Розин, сыгравший Бориса, уже снимался у Звягинцева в «Елене» и «Левиафане».
НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ «ВЕРА»
Предыдущие картины Звягинцева обвиняли в отсутствии света в конце туннеля, в глобальном мраке и беспросвете, в очернении России. Вряд ли режиссер постарался «исправиться», но в «Нелюбви» есть противостояние мраку. Тот самый поисковый отряд «Вера». У него тоже есть прототип - «Лиза алерт». Добровольцы-волонтеры приходят на помощь Слепцовым, разворачивают масштабные поиски в лесу, опрашивают сотни людей.
Координатора отряда играет Алексей Фатеев. Любопытно, что изначально он пробовался на роль Бориса, но после первой же репетиции режиссер предложил ему другое. Посмотрев фильм, каждый поймет почему: всем своим обликом, даже без слов, актер утверждает, что добро существует. Столь же точна в роли опытного волонтера Лены Варвара Шмакова. То есть, там, где госорганы предлагают «ждать», отряд «Вера» действует. И это дает надежду.
БЕГ НА ТРЕНАЖЕРЕ. ВНИКУДА..
По прошествии пары лет, видим главных героев в их новых жизненных «проектах»: они недалеко ушли. Нелюбовь уже начинает подтачивать новые семьи. Каким-то навязчивым уточнением воспринимается надпись «Россия» на спортивной куртке Жени, в которой она выходит на балкон побегать на тренажере.
А что же Алеша? Нашли его поисковики? Или нет? Финал остается открытым. Каждый трактует его по-своему. Вы хотели, чтобы мальчик исчез – получите. Но поймут ли Борис и Женя, что слова и даже тайные мысли, хочешь ты этого или не хочешь - материализуются?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Александр Роднянский, продюсер:
- Наш фильм снят в копродукции России, Бельгии, Германии, Франции. В Минкульт не обращались, министр до сих пор так «тепло» вспоминает «Левиафана», что мы не хотели доставлять ему неприятных минут. Тем более, наше партнерство с продюсером Глебом Фетисовым позволило структурировать картину европейского типа, без господдержки. Этим самым мы позволили Андрею снимать фильм таким, каким он хотел его видеть. Кстати, «Нелюбовь» - первый фильм Звягинцева, который снимали на цифру. Выйдет в прокат во всех странах мира без исключения.
Разговоры о «диагнозе», «лечении», «хэппиэнде» относительно наших фильмов преследуют нас давно. Скажу одно, мы очень верим в магическую функцию кинематографа: он дает людям возможность в течение двух часов прожить другую жизнь, и, возможно, что-то изменить в своей. Считаем, что хэппиэнд должен быть не на экране, а в жизни.
Андрей Звягинцев, режиссер:
- Мы снимаем кино для того, чтобы зритель пришел домой и крепко обнял своих близких. Не нужно строить на этом фоне с сердечным посылом к сочувствию, уважению и состраданию никаких дурацких замков и пустых конструкций.
Никакого другого финала быть не могло. Ну представьте: между супругами все клокочет, они рвут на части сложные отношения, а, начав искать ребенка, мало-помалу обретают друг друга. Что может быть банальнее? Нет, мы не потрафили зрителю, чтобы он до финальных титров выдохнул и успокоился: «Слава Богу, все хорошо». На самом деле, не имеет никакого значения, что будет дальше с героями: важно то, что происходит со зрителем.
Глеб Фетисов, продюсер:
- «Нелюбовь» - мой первый опыт сотрудничества с Александром Роднянским и Андреем Звягинцевым. Помню свое впечатление от сценария – потрясение. Потом встретились с Андреем. Как человеку бизнеса, мне очень понравилась четкость его действий и ответственность. Все, что говорит, выполняет до мельчайших деталей. Режиссеров с таким деловым подходом не встречал.
Марьяна Спивак, актриса:
- Мы все хотим быть любимыми, и моя героиня, которую недолюбили в детстве, тоже ищет любви. Не знаю, что с ней будет дальше. Можно только предполагать. А любовь невозможно объяснить, она в воздухе, и название фильма означает только то, что она существует. Это как атеисты своим отрицанием Бога лишь подтверждают его наличие.