САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Распутин мог творить лишь в полном одиночестве

Долгие годы Валентин Распутин был лицом Союза писателей России, выступая в роли сопредседателя. Каким он запомнился своим коллегам?

Валентин Распутин за рабочим столом. Фото из архива Иркутского областного краеведческого музея

Валерий Ганичев, председатель Союза писателей России, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора:

- Многим из нас посчастливилось жить рядом с гениями - Шолохов и Твардовский, Прокофьев и Свиридов, Королев и Гагарин, - казалось, этот ряд собрал все силы России. Но появилось новое направление. Эту литературу называли то деревенской, то почвеннической, а она была частью нашей созидательной русской классики, выражавшей образ и суть человека. Валентин Распутин - первый в этом ряду.
  
Судьба даровала мне возможность публиковать первые и последующие его произведения в издательстве «Молодая гвардия» и «Роман-газете», работать вместе с ним в нашем Союзе, где он был главой всех истинно русских писателей. Помню, как услышали о нем впервые. В издательство прибежал Владимир Чивилихин: «В Чите на совещании молодых писателей открыли новый талант!» - Да, это был Валентин Распутин.

Повесть «Деньги для Марии», казалось бы, о простых вещах: о финансовом долге, о помощи людской, о сочувствии и безразличии, но, главное, о надвигающейся беде всеобщей алчности и торгашества. Святейший Патриарх Кирилл так и сказал в слове прощания на панихиде: «Распутин говорил и писал просто о вроде бы незаметных вещах, но таких важных для людей - о совести и низости души». Он всегда внимательно слушал выступления Валентина Григорьевича на Всемирном Соборе и аплодисментами одобрял их.



Николай Дорошенко, редактор газеты «Российский писатель»:

- Знаю многих писателей, которых хлебом не корми, дай только выступить, прогреметь на публике. Но надо ж было такому случиться, что именно на Валентина Григорьевича все мы стали надеяться и как на саму русскую правду, и на русскую совесть. А он даже в ЦДЛ не захаживал, чтобы за чашкою кофе с коллегами пообщаться…
  
Однажды я приехал в Иркутск с писательской делегацией. Перед возвращением в Москву Валентин Григорьевич пригласил нас к себе. И когда мы вдоволь выпили и закусили, я вдруг из праздного любопытства спросил у него, что можно привезти в Москву, кроме омуля, в виде иркутского сувенира. С ответом Распутин замешкался, а супруга его, Светлана Ивановна, подсказала: «Да все москвичи от нас со сметаной улетают. Считается, что вкуснее, чем наша, сметаны нигде не бывает…» На том моя разведка об иркутских сувенирах и закончилась. Утром с трудом заставил себя проснуться. И пока ехали в аэропорт, благополучно дремал. Но каково же было мое удивление, когда в аэропорту Валентин Григорьевич и Светлана Ивановна подошли ко мне и вручили огромную банку сметаны. Еще утренние сумерки не сошли. Никакая сметана меня не заставила бы просыпаться в такую рань и аж в аэропорт кому-то везти…

– А то мы подумали, что купить что-нибудь сами вы уже не успеете… – смущенно оправдывалась Светлана Ивановна. – Да и банку запаковали так, что вы не беспокойтесь, не разобьется она, даже если вдруг упадет…

С тех пор я уже отдавал себе отчет в том, что Валентин Григорьевич и в житейской "изнанке" точно такое же «явление чрезвычайное», как и в своей лицевой, писательской стороне.

Распутин мог творить лишь в полном одиночестве
Валентин Распутин регулярно проводил встречи с читателями. Из семейного архива, 2009

Александр Сегень, кинодраматург (автор сценария фильма «Поп»), доцент Литинститута:

- Мне посчастливилось общаться с ним в переделкинском Доме творчества. В отличие от многих Распутин никогда не пил, даже под легким хмельком я его не видел. В Переделкино он приезжал только работать, потому что у него было обостренное чувство на присутствие рядом других людей: «Не напишу ни строчки, просто зная, что жена дома, пусть даже она на кухне возится или в соседней комнате тихо сидит и читает. Даже когда она домой из магазина возвращается и к дому подходит, у меня уже застопоривается».

Лишь в полном одиночестве он мог творить. И было забавно «по секрету» услышать однажды от его жены: «Вы думаете, если бы не я, он стал писателем? Никогда. Это я его сделала таким». По логике вещей получалось, что она его сделала писателем, отсутствуя!..

- Жизнь щедро отвесила ему и счастья, и несчастья. Будучи совсем молодым, он приобрел всемирную известность, его переводили на все языки мира, так что думать о деньгах никогда не приходилось. Но при этом - страшное нападение каких-то подонков в подъезде, которые едва не забили его до смерти. А потом - гибель любимой дочери, заживо сгоревшей в чудовищной авиакатастрофе в Иркутске, когда самолет, уже приземлившись, врезался в какие-то постройки. Невозможно без содрогания думать о том, что ему пришлось опознавать тело...
  
- Всех писателей, приезжавших на «Сияние России» Валентин Григорьевич лично встречал в аэропорту. Это было трогательно, особенно когда однажды он приехал с температурой под сорок. При виде его - больного, но радостного - я прослезился и крепко обнял.

 Были мы с ним однажды и в Китае. Слушая китайскую речь, он усмехнулся: «Как у них это получается? Я по-русски долго говорить не люблю, а был бы китайцем - совсем гибель». И по Транссибу ездили. Была такая поездка на спецпоезде, посвященная 100-летию великой магистрали. Несколько участников сколотились тогда в шахматный турнир. Валентин Григорьевич отказался участвовать: «А вдруг проиграю. Или даже вничью. Люблю только выигрывать. Всякое поражение или ничейный результат для меня - как гвоздь в ботинке.


Александр Ржешевский, консультант Российского военно-исторического общества:

- Пожалуй, Переделкина он не любил. При всем уюте этой ярмарки тщеславия, Распутин был от нее далек. И если его товарищ Владимир Солоухин буквально купался в атмосфере писательского клуба, то Распутин тут был чужаком. Нечасто жил в Доме творчества, редко с кем общался. Ходил в столовую, изредка гулял, в основном, работал.

В нем начисто отсутствовало актерство, не использовал многозначительные паузы и позы. При этом говорил очень тяжело. Но речь его отличалась простотой и искренностью. Обычно так говорят старцы в монастырях. И именно это качество сразу выделяло Распутина. Пожалуй, его одного из всей писательской братии можно было безошибочно назвать гением. И не только из-за высочайшего качества текстов, но именно за свойства человеческой натуры.
 

Владимир Скиф, иркутский поэт, родственник Валентина Распутина. Они были женаты на сестрах, дочерях писателя Ивана Молчанова-Сибирского, Распутин – на Светлане, Скиф – на Евгении. 

- Мужики в поселке порт «Байкал» с великим уважением относились к Вале. Некоторые изредка, стесняясь, заходили к нему занять три рубля на бутылку и Валя никому из них не отказывал. Как-то раз постучали в дверь. Я готовил ужин, а Валя сосредоточенно сидел за рабочим столом.

– Войдите! – глуховато сказал он.

Тихо один за другим вошли три деревенских мужика и остановились у порога, но Распутин приветливо воскликнул:

– Проходите, что ж вы! – и поднялся навстречу мужикам.

– Да мы это… посмотреть на вас…

– Я же не афиша, проходите!

Один мужик двинулся в комнату, где стоял стол с рукописью, а второй сдёрнул с ног сапоги и стал разматывать длинные белые портянки. Мужик в не до конца развернутых портянках шагнул в комнату, портянки потянулись за ним. Третий толкнул его в спину и засмеялся:

– Ну, ты! Рыбный расстегай!

И тут мы все громко расхохотались. 

Мужики подошли к столу и стали смотреть в Валину рабочую тетрадь. Один, присмотревшись, вдруг произнес:

– А это что за линии? Зачем вы их чертите?

Другой, видимо с более острым зрением, тоже наклонившись, почти вскричал:

– Дурень! Это же строчки.

– Какие строчки?

И все они сгрудились у стола, начали охать и удивляться менее чем бисерному почерку Распутина, который можно рассматривать разве что через увеличительное стекло. Я вспомнил немецкий журнал «Freie Welt» («Свободный мир»), в котором был помещён фотоочерк о Распутине «Валентин Распутин – сибирский характер» (№ 2, 1978 г.), где среди десятка фотографий я обнаружил фото распутинской рукописи с лупой на ней. Там, сквозь линзу, мельчайшие буковки были чуть виднее, чем в рукописи.

В конце концов, мужики удалились, унося в кармане драгоценные для них шесть рублей, которыми Валентин наградил их за смелость.   




ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин извинился перед жителями Харбина за жесткие меры безопасности из-за его визита
  2. Премьеру Словакии Роберту Фицо удалили мёртвые ткани
  3. Слуцкий: Свобода слова на Западе превратилась в миф
  4. В украинском Каневе нескольким депутатам раздали повестки прямо на сессии горсовета
  5. В ЕК заявили, что запрет на вещание четырех российских СМИ будет действовать до конца СВО
  6. Джабаров: Личная охрана Роберта Фицо могла быть в сговоре с нападавшим
  7. МО РФ: Российские военные за неделю освободили 12 населенных пунктов в Харьковской области
  8. В аэропорту Минеральных Вод произошел пожар
  9. Российским журналистам запретили использовать символику страны на Олимпиаде в Париже
  10. Минсельхоз: из-за аномальных заморозков погибли тысячи гектаров посевов
  11. Путин оставил слово за Макроном по войскам НАТО в Киеве: Я же не французский президент!
  12. WP: Starlink ВСУ вышли из строя в день наступления России под Харьковом
  13. Путин: правовая система Украины должна ответить на вопрос о легитимности Зеленского
  14. С дуба рухнули: Путин высказался о попытках Киева поставить России условия по урегулированию конфликта
  15. Путин призвал избавиться от лени и заниматься спортом "каждый божий день"

Политика

Владимир Путин: Китай, и Россия – это важные составляющие современной цивилизации

Стенограмма ответов Президента России на вопросы журналистов

МНЕНИЯ

Футбол строго режима

Павел Родионов

Украинцы буду играть под усиленным конвоем

Для кого мы транслируем спортивные праздники наших врагов?

Олег Зинченко

России запретили выход на международный лёд, а мы трусливо показываем Чемпионат мира по хоккею

Битва, которую нельзя проиграть

Татьяна Вахромеева

Россия вместе с Китаем борются за общие интересы

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также