САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

«Ахматова. Поэма без героя»: реквием по двадцатому веку

Громкой премьерой в Гоголь-центре стал спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова

Постановка «Ахматова. Поэма без героя» стала продолжением театрального проекта «Звезда», посвященного русским поэтам. Первые два спектакля - «Пастернак. Сестра моя жизнь» и «Мандельштам. Век-волкодав». Алла Демидова много раз читала «Поэму без героя» со сцены, исследовала ее в своей книге «Ахматовские зеркала». В попытках расшифровать загадочных персонажей и их двойников, актриса пришла к выводу: делать этого не нужно. У зрителей есть возможность заглянуть в «ахматовские зеркала» и почувствовать глубину драм и трагедий, пережитых их обитателями… Ближайшие показы намечены на 14 марта, 19 и 20 апреля.

АРОМАТ ВРЕМЕНИ

«Не так уж важны в «Поэме» конкретные лица, важен аромат времени, ведь в «Поэму», помимо всего прочего, вошел огромный пласт культуры целой эпохи…» - Алла Демидова имеет в виду, разумеется, XX век, Серебряный век.
  
Над сценой, большую часть которой занимает магический шар – те самые ахматовские зеркала. Светится неоном огромная надпись на латыни - Deus conservat omnia («Бог сохраняет всё»). Это девиз на гербе Фонтанного дома в Петербурге, которым начинается «Поэма без героя».

«Ахматова. Поэма без героя»: реквием по двадцатому веку


Актриса, неожиданно появившись в зале из боковых дверей, через которые проходили и зрители, очень просто, словно своим задушевным друзьям, начинает рассказывать о похоронах Анны Ахматовой в марте 1966 года. Со слов режиссера Семена Арановича, который снял все на пленку. Она рассказывает, какая напряженная обстановка была на Комаровском кладбище, как авторы некрологов путались в словах, определяя место поэта в русской литературе, как позднее из сейфа исчезла та самая пленка Арановича, а потом неожиданно обнаружилась в Америке… В Штаты, к слову, Бродский приглашал Демидову читать «Поэму» в дни 100-летия Ахматовой.


Закончив рассказ, актриса незаметно начинает читать поэму. То поднимаясь наверх по огибающим шар лестницам, то вновь спускаясь на авансцену. И зрители видят в ней уже не Аллу Демидову, а саму Анну Ахматову, тем более, что пластика актрисы неуловимо меняется. Она своей поступью, обликом и даже будто бы голосом начинает напоминать поэта.

БЕСКОНЕЧНЫЕ ДВОЙНИКИ 

Поэма сложна для восприятия. И автор не раз подчеркивала: объяснять ничего не будет. «Написала – как написала». В поэме множество двойников, благодаря зеркалам они «раздваивались» до бесконечности. В персонажах угадывали Гумилева, Блока, Маяковского, Кузмина, ближайших друзей Ахматовой. А на смену им вдруг являлись Коломбина и Пьеро, Анна и Дон Жуан, Демон и Дапертутто.

«Ахматова. Поэма без героя»: реквием по двадцатому веку


Воображение автора поэмы легко переносит зрителей из Петербурга 1913-го в 1921-й год, в 1940-й и 1943-й. И в магическом шаре начинают мелькать образы этих времен – Мандельштам, Мейерхольд и десятки других лиц, среди которых различите и лица вождей. На сцене разыгрывается настоящая мистерия, и соединяет зрителей с этими призраками, явившимися из небытия, сама Анна Ахматова.

Вы слышите подлинный гул эпохи…

 «И всегда в тишине морозной,
Предвоенной, блудной и грозной,
Потаённый носился гул». 

 …который иллюстрируют Александр Болдачев своей космической музыкой и саунд-дизайнер Даниил Журавлев. Дополняет образы видео-анимация Александра Житомирского.

Связь времен подчеркнута и реальным явлением Коломбины (Светлана Мамрешева), которую Ахматова называет одним из своих «двойников».
  
«Ты в Россию пришла ниоткуда,
О, моё белокурое чудо,
Коломбина десятых годов!
Что глядишь ты так смутно и зорко?
– Петербургская кукла, актерка,
Ты, один из моих двойников».

Ахматова называла «Поэму» «волшебным зеркалом», в котором каждый видит то, «что ему суждено видеть». И для зрителей 21 века «Поэма без героя» неотделима от ахматовского «Реквиема», который стал частью спектакля, и в котором Ахматова сама указала место для возможного памятника – напротив Крестов, где был заключен ее сын.

Более пронзительного спектакля, пожалуй, и не припомнить среди премьер. Каждая строчка в нем – послание. И поэта, и актрисы.

Фото: gogolcenter.com

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также