Задушить в себе чувство, броситься в Неву или жить содержанкой?
Режиссер Владимир Бортко в своей новой мелодраме рассуждает, чем закончит современная Анна Каренина
Мастер режиссуры Владимир Бортко снял мелодраму «О любви», вдохновившись – совсем неоригинально – толстовской «Анной Карениной». Но по собственному сценарию. В широкий прокат лента выходит 23 марта, а в конце февраля ее показали журналистам.
НЕСЧАСТЛИВЫ ВСЕ ПО-СВОЕМУ
Как известно, на «Анну Каренину» существует два противоположных взгляда – сочувствующих Анне, выбравшей любовь и противостояние общественной морали, и поддерживающих Каренина, оплот долга и семьи как таковой. К чему же тяготеет Бортко?
По сюжету, студентка университета Нина (Анна Чиповская), живущая в питерской коммуналке с профессором-китаистом Александром (Алексей Чадов), знакомится с банкиром Сергеем (Дмитрий Певцов). Его банку молодая семья задолжала по ипотеке.
Знакомство, начавшееся как флирт, оборачивается пламенем любви, неожиданным и для банкира, и для Нины. Далее - все вытекающие последствия: выяснения отношений с обманутыми половинками (Сергей тоже женат - на героине Марии Мироновой). Он готов пустить все по накатанной – покупает возлюбленной квартиру, готов жить на две семьи. Но рулить берется Нина. И очень скоро банкир оказывается в новой семье с новым ребенком и женой бизнес-леди.
Однако в финале Нина изменяет второму мужу с первым, объяснив свой поступок так: «Это мое тело и моя душа, и я могу распоряжаться этим по своему усмотрению!..» Грустный банкир навещает первую семью… Несчастливы все.
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
Зритель почти готов объявить Нину бессердечной хищницей, которая переступит через любого… Но так ли это? Простенькая мелодрама стреляет в сердце. Каждый задает себе этот мучительный вопрос: «А как надо было поступить, чтобы быть счастливой?» Задушить в себе чувство и остаться с «Карениным»? Броситься под поезд или в Неву, в темные воды которой в одной из сцен всматривается студентка? Жить содержанкой? Или все-таки сделать несчастными нескольких людей, чтобы дышать полной грудью? Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… Как же нужно было поступить?!..
Героиня Чиповской думает, что новые отношения с банкиром (Дмитрий Певцов) сделают ее счастливой. Кадр из фильма "О любви"
ОРИЕНТИРОВАЛИСЬ НА РОДЕНА
Фильм великолепно снят оператором и по совместительству продюсером Еленой Ивановой. Особенно хороши сцены любви. «Мы ориентировались на Родена», - скромно сказал Владимир Бортко на пресс-конференции, и вы, действительно, увидите эту роденовскую «Весну». А еще изумительно снят Петербург, молчаливый участник этой истории, в нем столько горького чувства, что у некоторых перехватывает дыхание. Петербург снят и с высоты, и глазами прохожих…
Анна Чиповская и Дмитрий Певцов точно ведут свою тему, и зритель сам вынесет вердикт, каково живется «сильной женщине среди слабых мужчин в современном мире», по утверждению Владимира Бортко.
Музыка к фильму трижды переписывалась Максимом Дунаевским, и все потому, сказал композитор, что должна была стать темой Нины – сильной женщины, живущей в современном городе.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир Бортко, кинорежиссер:
- Сценарию фильма «О любви» было более десяти лет, когда мы начали снимать кино. В истории, которая рассказана в фильме, есть мотивы знаменитейшего романа Толстого «Анна Каренина», а также пьесы Ибсена «Карточный домик». Нора уходит из дома, осознав, что живет во лжи. Но самое главное, мне хотелось рассказать о женщине с сильным характером, которой очень непросто жить в окружении слабых мужчин. Не знаю, видно ли это на экране, но мужчины в нашей картине слабее, чем героиня. Они не выдерживают тех чувств, которые есть у Нины, а она хотела бы, чтобы ей отвечали столь же эмоционально.
Владимир Бортко. Фото: Wikipedia.org
Мне дорога моя героиня, потому что она цельная натура. Почему она бросает своего мужа-профессора? Потому что он предлагает ей рацио вместо чувств, начинает говорить о каком-то договоре, по которому они должны жить, но выясняется, что чувство - это совершенно другое. Встретив банкира Сергея, она думает, что находит человека, адекватно ее воспринимающего, охваченного такими же чувствами. Но – нет, и, что удивительно, когда я показывал кино своей группе, которая на 90 процентов состоит из женщин, мужчины были однозначно на стороне героини Чиповской, а все женщины сказали: «Ну и стерва, переступит через любого!»…
Анна Чиповская, актриса:
- Ни через кого она не переступает, эта девочка воспитана жить по правилам – учись, выйди замуж, заботься о муже. Она все старается делать правильно, но в какой-то момент осознает, что несчастлива, а тут еще эта встреча. Вначале она не хочет поддаваться порыву, пытается заглушить в себе чувство, но разве вы, если несчастливы, готовы постоянно жить с этим ощущением?! Она же молода, и ей кажется, что обретет счастье с этим человеком. Пока она не отдает себе отчет, что за это, конечно, придется заплатить. Но платит Нина собой, приходя в конце картины к полному саморазрушению. Изменив новому мужу с бывшим, она изменяет, в первую очередь, себе. Опустошает себя.
Мария Миронова, актриса:
- Моя героиня обладает определенной степенью мудрости, отпуская своего мужа к молоденькой сопернице. Удерживать кого-либо в этой ситуации бессмысленная затея - добьетесь обратного эффекта. А когда ты, несмотря на стресс и переживания по поводу крушения семьи, в которой есть маленький ребенок, преодолев эгоизм, понимаешь, что не отпустить не можешь, ты выигрываешь. Она не устраивает истерику, говоря «уходи», она оставляет дверь открытой. Ребенок – та связь, которую враз не разорвать, не получится, все равно человек останется в ее жизни навсегда. А жизнь не линейна, она по-разному складывается, бывает, что отношения восстанавливаются, бывает, нет, а кто-то остаются друзьями.
Максим Дунаевский, композитор:
- Когда мы встретились с Владимиром Владимировичем Бортко, он сказал, что хочет в фильме красивую мелодию. Я написал, но потом сам же от нее отказался, потому что как только она начинала звучать, в картине возникала… пошлость. Анна Чиповская создала такой глубокий чувственный женский образ, какого давно не было на наших экранах. Ее Нина вставала поперек этой мелодии, настраивала на другой лад, я понял, что в картине должны присутствовать легкие ощущения музыкального настроения, без какого-либо давления. По глазам Владимира Владимировича я видел, что он чувствует то же самое.
Мне очень нравится этот фильм с таким простым названием, идущий поперек всех трендов, но в ожидании его встречи со зрителем мне грустно. Сегодня наш зритель до такой степени погружен в «экшены», что может и не оценить этот замечательный фильм, в погоне за Голливудом мы бросились снимать свои «Аватары». В то время, как Голливуд снимает незатейливую музыкальную ретро-картину «Ла Ла Ленд», завоевывает симпатии зрителей. Бортко ни за кем не гонится, и я очень хотел бы, чтобы наше кино дошло до массового зрителя.
СПРАВКА «СВ»
Владимир Бортко — российский кинорежиссёр, сценарист и продюсер. Народный артист РФ, заслуженный деятель искусств, лауреат Госпремии РСФСР за фильм «Собачье сердце». Депутат Госдумы шестого и седьмого созывов от КПРФ. Первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре. Известен своими знаковыми работами в кино - «Собачье сердце», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», «Тарас Бульба», сериалами «Бандитский Петербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита».