Сетевое СМИ Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Фото: Владимир Веленгурин/ kpmedia.ru
Сергей Гармаш ворвался в кинематограф в 1984 году - ролью солдата Урина в фильме «Отряд». С тех пор снимается почти без перерыва. Последняя премьера с его участием - фантастическая драма Федора Бондарчука «Притяжение».
- Фильм «Притяжение» стал четвертой российской картиной в формате IMAX. Довольны результатом?
- Получилось очень яркое, зрелищное кино. Даже страшно смотреть! Правда, Федя Бондарчук снял картину не для старшего поколения, а для моего десятилетнего сына Вани и его ровесников. Режиссер посылает молодежи очень важный месседж: поднимите голову от экрана компьютера или смартфона, посмотрите по сторонам, остановитесь в бессмысленной гонке за пустотой.
- Недавно вы снялись еще в двух громких проектах: в роли провокатора Однорукого в «Дуэлянте» и императора Александра III в скандальной «Матильде». Чем запомнились съемки?
- «Дуэлянта» пока не видел, но очень понравилось работать с Алексеем Мизгиревым. Волевой, жесткий режиссер. С Учителем давно дружим, снимался в его картине «Край». Вначале с юмором отнесся к предложению сыграть царя, долго отпирался, но режиссер все-таки заставил прийти на пробы. И не пожалел: сценарий очень интересный.
- Фильм еще не вышел в прокат, но со всех сторон обрушилась критика. Как реагируете на обвинения в оскорблении чувств верующих?
- Как можно воспринимать критику людей, видевших только трейлер и уже написавших огромное количество жалоб в прокуратуру?! С ними мне говорить не о чем. Наш фильм не о каком-нибудь позорном факте из жизни Николая II, а о романе молодого человека с известной балериной Матильдой Кшесинской. Всех призываю сначала посмотреть «Матильду», а потом уже судить.
- Который год слышим споры о том, живо ли российское кино. Себя к какому лагерю относите?
- Ни к какому. Есть поговорка: «Болтать - не сено косить». Кинематографисты снимают фильмы и сериалы, целая армия зрителей их смотрит, на мировых фестивалях постоянно признают наши работы. Вспомните хотя бы «Фауста» Сокурова, «Левиафана» Звягинцева, «Рай» Кончаловского. Если сравнивать наш кинематограф с американским, безусловно, как индустрия мы отстаем, но в художественном отношении, наоборот, впереди.
Кадр из фильма "Матильда". Скриншот
- Вы часто снимаетесь в Беларуси.
- Как-то подсчитал: на съемках провел в этой стране больше трех лет! Минск - это вся «Каменская», картины «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн»... Очень красивый город с совершенно не амбициозными людьми. На съемках всегда работаем с белорусскими костюмерами, администраторами, осветителями, гримерами - это мастера своего дела, ничуть не хуже коллег из России.
ДОСТОЕВСКИЙ В ДЖИНСАХ? ПОЧЕМУ БЫ И НЕТ!
- В кино у вас целая палитра сыгранных ролей, а театр что для вас значит?
- Признаюсь в любви к театру и кино в равной степени. Это два разных мира. Объединяют их разве что текст, грим и костюм. Того, что не хватает в кино, нахожу в театре. И наоборот. За счастье считаю возможность заниматься таким «двоеборьем».
- Есть роль, которую мечтали сыграть, но не случилось?
- Соленый из «Трех сестер» Чехова. Одна из самых потрясающих ролей русского репертуара. Трагическая, надломленная фигура. Вроде бы нет у него слабостей: независимый, жесткий, колкий, как еж. Но при виде Ирины становится безвольным. И в этом его трагедия.
- Как относитесь к современным постановкам по классике, например, к спектаклю «Князь» по роману Достоевского «Идиот», который шел в «Ленкоме»?
- Я в этом плане консерватор. Но меня не пугает, что завтра, играя «Идиота», актеры выйдут на сцену в спортивных костюмах или джинсах, с мобильными телефонами в руках. Пожалуйста, выходите, главное, чтобы осталась мысль, эмоция, страсть Достоевского. А пример с «Князем» неубедителен: это эксперимент, который не войдет в историю русского театра.
К тому же не вся классика движется в сторону таких спектаклей. Посмотрите «Позднюю любовь» по Островскому у нас в «Современнике». Художник, режиссер и актеры смотрят на историю через призму молодежного взгляда. Но к тексту пьесы все равно относятся с уважением.
Сергей Гармаш родился в 1958 году в Херсоне. Окончил Днепропетровское театральное училище, затем Школу-студию МХАТ. С 1984 года играет в театре «Современник».В фильмографии более 150 картин. Обладатель четырех статуэток кинопремии «Ника» и трех наград кинопремии «Золотой Орел». За роль Маркеранца в фильме «Механическая сюита» (2001) награжден призом Постоянного комитета Союзного государства «Герой нашего времени» - «За экранное воплощение настоящего мужского характера».