Режиссер и драматург Николай Коляда: "Спектакль провалился? Значит, точно станет классикой"
В Москве закончились большие гастроли екатеринбургского «Коляда-театра». За две с половиной недели артисты показали 25 постановок, шесть из которых - премьеры. Худрук труппы рассказал «СВ», как продвигает молодых драматургов Урала, кто его самый преданный зритель и почему никогда не расстается с тюбетейкой
- Какие впечатления от московских гастролей?
- Оценили нас в целом неплохо, но была и критика: в соцсетях писали, что спектакли затянуты, много маскарада… Замечено: если сегодня спектакль провалился, значит завтра точно станет классикой. Один московский критик назвал «Ревизора» по пьесе Гоголя «театральной легендой», удивившись, почему раньше эту постановку не видел. Спектаклю четырнадцать лет, объехали с ним весь мир. Но восемь лет назад, когда впервые показали пьесу в Москве, в зале сидели человек двадцать.
- По какому принципу формируете репертуар?
- Когда пятнадцать лет назад театр создавался, в уставе записали: «популяризация пьес уральских драматургов». Этого принципа и стараемся придерживаться. Правда, этот сезон решили посвятить классике: выпустили драму «Фальшивый купон» по одноименной повести Толстого, пушкинскую «Пиковую даму». Вернемся с гастролей, начну репетиции шекспировской «Бури» и «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова.
- «Пиковую даму» в вашем прочтении сложно узнать!
- Получилась пьеса-фантазия, где Германн говорит на родном немецком языке. А Томский с компанией, понимая, что с иностранцем выгодно дружить, постоянно восклицают: «Как прекрасна Германия, и как отвратительна Россия!». Сам Германн похож на диванных деятелей, которые пишут в фейсбуке, как надо управлять государством, а сами палец о палец не ударят. Так и хочется сказать герою: «Иди работай!»
"ДИКАРИ" ВО ФРАНЦИИ
- Французы назвали вас «театром дикарей».
- В прошлом сезоне были гастроли по Европе. После того, как девять раз сыграли «Гамлета» в легендарном театре «Одеон» в Париже, в газете LeMonde вышла статья под названием «Дикий театр из Сибири». Актера Олега Ягодина сравнили с молодым Михаилом Барышниковым. А «дикость» заключалась в том, что «Гамлет» начинался с диких плясок.
- Сувениров с собой для коллег каких набрали?
- Матрешки, деревянные ложки да поварешки беру обязательно. Во французском городе Тарб позвали на прием к мэру Жерару Тремежу. И вот достаю из сумки последний подарок - футболку с фотографией Путина в черных очках и надписью: «Кто нас обидит - три дня не живет». Мэр, не зная по-русски, прикладывает майку к себе, благодарит, фотографируется. И тут ему переводят фразу... Оказался с чувством юмора - пообещал, что всюду будет ходить только в этой майке!
- А вы всюду носите тюбетейку.
- Придумал себе такой образ - недаром же из казахского села. Вообще очень люблю культуру Востока. В метро на меня удивленно оглядываются, но мне-то какая разница.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПЬЕСЫ
В 1990-х ваши пьесы часто ставил Роман Виктюк.
- Самым ярким спектаклем был "Полонез Огинского". Пьесу написал в Гамбурге, когда работал актером театра «Дойче Шаушпиль Хаус». Были сложности с оформлением визы, никак не мог вернуться в Россию. Скучал по родине страшно! И в свободное время писал эту драму. Второе название полонеза так и есть - «Тоска по родине».
Замешана она на двух великих пьесах - «Вишневый сад» и «Трамвай «Желание». Главная героиня - дочка посла Таня, спустя десять лет возвращается из Америки домой в Москву. А в квартире на Тверской уже заселилась прислуга, с которой начинается война. В конце концов Таню, подобно Бланш из «Трамвая «Желание», собираются отправить в сумасшедший дом.
Главные роли в постановке Виктюка исполняли «вахтанговцы»: Таню сыграла замечательная артистка Людмила Максакова, а сына прислуги Диму, влюбленного в дочку посла, - Сергей Маковецкий. Годом раньше актер исполнил одну из ролей в моей пьесе «Рогатка», которую тоже ставил Виктюк. В оригинале главные герои - ровесники, им по тридцать лет. Но на роль Тани режиссер назначил 50-летнюю Максакову. Объяснял это тем, что героиня за десять лет вдали от родины постарела, а Дима остался молодым. Для меня этот ход был удивительным, но публика очень хорошо приняла спектакль. Да и сами актеры с удовольствием репетировали роли.
Еще в пьесе было написано, что в квартире на Тверской живет гусь. И на все спектакли с какой-то фермы привозили живую птицу! Красивый был спектакль, может, один из лучших у Виктюка.
О ПУБЛИКЕ
«Справлюсь сама!» - это про наших женщин
- На спектаклях в зале в основном представительницы слабого пола...
- А куда еще идти женщинам за хорошим настроением, если муж помер, спился или ушел к молодой, а дети выросли и разъехались? Когда пишу пьесу или ставлю спектакль, непременно думаю о том, чтобы дать им надежду. Комедию «Дыроватый камень» посвятил пенсионеркам. Героини говорят в финале: «Мне ничего не надо, и так все хорошо, а если что понадобится - справлюсь сама». По-моему, эта фраза лучше всего характеризует наших женщин.
ДОСЬЕ «СВ»
Николай Коляда родился в 1957 году в селе Пресногорьковка Казахской ССР. Окончил Свердловское театральное училище, после чего играл в Свердловском театре драмы. Заочно окончил московский Литературный институт. Преподает курс драматургии в Екатеринбургском театральном институте, проводит фестиваль «Коляда-Plays», Международный конкурс молодых драматургов «Евразия». Худрук «Коляда-театра».
Заслуженный деятель искусств РФ. Лауреат международной премии имени Станиславского. Автор 120 пьес, которые переведены на двадцать языков мира. Среди самых известных: «Мурлин Мурло», «Полонез Огинского», «Баба Шанель».