Майя преодолела земное притяжение
В Москве открыли памятник великой балерине в день ее 91-летия
Такой запечатлел скульптор Виктор Митрошин Майю Плисецкую в образе Кармен. Фото: Артем Геодакян/ТАСС
В ее имени слышится плеск аплодисментов.
Она рифмуется с плакучими лиственницами,
С персидской сиренью,
Елисейскими полями, с Пришествием.
Есть полюса географические, температурные, магнитные.
Плисецкая - полюс магии.
А. Вознесенский
…По Большой Дмитровке плыла мелодия Хабанеры. Ноябрьское солнце светило щедро. Люди с букетами роз спешили к скверу имени Майи Плисецкой, где стену одного из домов украшает разноцветное панно бразильца Эдуардо Кобры. На нем балерина в образе «Умирающего лебедя». 20 ноября, в день рождения Майи Михайловны, был торжественно открыт памятник величайшей балерине. Эскиз статуэтки она видела, он ей понравился – именно образ страстной Кармен был одним из самых любимых у Плисецкой. Он навсегда вошел в историю мировой хореографии.
Танец на фоне неба
На телеэкране, установленном в сквере специально для торжественной церемонии открытия памятника, - прима снова танцует. Две главные свои партии – Лебедя и Кармен. Скульптура на высоком постаменте словно парит над всеми собравшимися, притягивает взоры. Инициатором установки памятника стал Родион Щедрин, супруг Майи Михайловны, композитор, народный артист СССР. А создали его заслуженный художник России Виктор Митрошин вместе с архитекторами Алексеем Тихоновым и Василием Перфильевым.
- Началось все с того, что Майя Михайловна попросила меня сделать ее новую скульптуру. Сказал, что буду делать Кармен. Она не возражала, но и не настаивала, а мне был нужен толчок. Плисецкая была очень открытый человек, необыкновенный по энергетике, про нее невозможно было сказать, что она - «человек в возрасте». А видите, как получилось, я стал автором памятника, - говорит скульптор Виктор Митрошин. Майи Михайловны не стало 2 мая 2015 года, а 20 ноября 2016-го, в день открытия памятника, ей должен был исполниться 91 год. По словам Митрошина, самое главное для него было максимально воплотить образ самой Плисецкой. А для Алексея Тихонова – важна была иллюзия парения балерины в образе Кармен на фоне неба.
«Кармен-сюита» Бизе – Щедрина была поставлена почти полвека назад, в 1967 году, на сцене Большого театра кубинским балетмейстером Альберто Алонсо специально для Плисецкой. Под эту чарующую, так хорошо знакомую всем музыку, и был открыт памятник: покрывало песочного цвета плавно соскользнуло с постамента.
"Вечная прописка" в любимой Москве
В церемонии приняли участие вице-премьер, член Попечительского Совета Большого театра Ольга Голодец, министр культуры РФ Владимир Мединский, худрук, главный дирижер Мариинского театра, народный артист России Валерий Гергиев.
- Майя Михайловна Плисецкая - удивительное явление в мировой культуре, - сказала Ольга Голодец. - Это человек, который прославил русский балет, поднял его на новую ступень. Человек, который прославил Россию и является для всех нас воплощением таланта и женственности. Думаю, что открытие памятника привлечет на это место не только любителей балета, но и всех, кто дорожит русской культурой.
«Как ни старайся, не удастся прожить эту жизнь дважды. Живи ее сейчас, живи свое».
Майя Плисецкая
Родион Константинович Щедрин не мог оторвать взгляд от памятника. Признался, что счастлив «видеть родного человека, с которым прожил 57 лет счастливейшей жизни». Поблагодарил правительство России и Москвы за помощь в установлении памятника, несмотря на «суровые времена политических и экономических цунами во всем мире». Особую благодарность выразил другу семьи и почитателю таланта Плисецкой со студенческих лет, руководителю Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Алишеру Усманову. А также Валерию Гергиеву, прилетевшему на один день из Европы, не смотря на травму ноги, чтобы быть рядом с Щедриным в знаменательный день.
Теперь в сквере имени балерины на улице Большая Дмитровка два ее знаменитых образа - Лебедя и Кармен. Артем Геодакян/ТАСС
- Благодаря таким друзьям, мы и видим этот памятник, - сказал композитор. - Надеюсь, со временем этот сквер благоустроят, посадят сирень, и он превратился в место встреч молодежи. В одном из последних интервью Майю спросили, в каком городе она хотела бы жить. Она ответила: «Я уже живу, и это – Москва». Мне кажется, сегодня Майя получила вечную прописку в своем родном городе, и я счастлив безмерно.
ДОСЬЕ «СВ»
Народная артистка СССР Майя Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Мать родом из города Вильно, отец - уроженец Гомеля. После окончания Московского хореографического училища Плисецкую приняли в труппу Большого театра, где больше сорока лет она была прима-балериной.
Среди самых известных спектаклей с ее участием - «Умирающий лебедь», «Лебединое озеро», «Легенда о любви», «Болеро», «Кармен-сюита», «Прелюдия» и «Гибель розы». Главные роли в фильмах-балетах на музыку своего супруга Родиона Щедрина («Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой»). В картине «Фантазия» работала вместе с известным белорусским балетмейстером Валентином Елизарьевым.
Скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни.
Владимир Мединский, в свою очередь, отметил, что без энергии Родиона Щедрина, сумевшего найти меценатов, а также без помощи Московской филармонии и компании «Росконцерт», не удалось бы так быстро осуществить эту идею.
- Памятник, безусловно, стал воплощением бесконечной народной любви к нашей Кармен, - подчеркнул министр.
- Я сейчас сказал бы тебе - с днем рождения, Майя Михайловна!.. - начал свое выступление Валерий Гергиев. – Я желаю русскому балету двигаться в том направлении, в котором хотела бы его видеть Плисецкая. Вверх и ввысь. Майя Михайловна сама преодолела многие ограничения, например, закон земного притяжения: никто так много лет не летал столь ярко и убедительно над мировыми сценами. Мало кто умел притягивать к себе магнитом миллионы восхищенных душ. Думаю, мало кто умел так дружить, как Плисецкая. И я уверен, что мы действительно будем находить здесь, в центре Москвы, рядом с Большим театром, отдушину.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Родион Щедрин:
- Мне кажется, памятник получился. Кармен – это ее образ. Мы видим не среднестатическую балерину в пачке, а именно бунтарку, реформатора балета. Скульптор Виктор Митрошин знал Майю многие годы, это он делал приз «Майя» для ее международного конкурса. Тогда в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, была большая выставка его работ, так что он был готов к тому, чтобы сделать памятник. И все равно у нас было несколько вариантов. Конечно, я думал о Лебеде, но сейчас это стало какой-то оберточной темой. Лебедь везде – на конфетах, на парфюмерии. А Кармен – это ее создание, она долго вынашивала эту мысль, с большими трудностями воплотила. И для меня великая радость, что именно этот образ скульптор взял за основу. В нем есть и движение, и порыв, и сила. И это мой любимый образ у Майи.
Валерий Гергиев:
- В Москве и Петербурге, мне кажется, многое сделано для того, чтобы у нас появлялись девочки, которые когда-нибудь смогут также летать над сценой, как Плисецкая. Во всяком случае, будут к этому стремиться. В этом великая историческая роль Майи Михайловны. Считаю, что XX век стал веком балета во всем мире, а в XXI нам есть к чему стремиться.
Андрис Лиепа, народный артист России:
- Год назад мы со Щедриным делали потрясающий концерт в честь Майи Михайловны. Господь так распорядился, что ее 90-летие мы отмечали без нее, но идею концерта она дала мне заранее. И сказала: «Очень хочу, чтобы вы сделали, как я придумала». И мы исполнили все, что она хотела. Даже то, что было написано в конце: «Я появляюсь на музыку «Болеро». За пять минут до окончания концерта мы опустили экран и дали ее танец. Мы даже школу из Тольятти привезли, о которой она беспокоилась. И у нас получилось все...
Я 10 лет делал творческие вечера Плисецкой, и самый потрясающий момент был связан с «Кармен-сюитой». На презентации книги «Аве Майя», когда Майя Михайловна вышла на поклоны, я включил музыку из «Кармен-сюиты», и она станцевала - просто руками. Зал взорвался аплодисментами.