САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...

23-й минский кинофорум запомнился не звездами на красной дорожке, а сильными премьерами

Министр культуры Борис Светлов вручает диплом авторам японской картины "Молитва Лиры". Фото: Юрий Мозолевский

В этом году международный фестиваль «Лiстапад» отличался скромностью. Сосредоточились не на внешнем лоске, а на конкурсной программе.

- Люблю приезжать на «Лiстапад» - здесь всегда отбирают очень сильные фильмы. А в этом году и вовсе спорили до последнего, кому же вручить главный приз, - признался на торжественной церемонии закрытия киносмотра председатель жюри, грузинский режиссер Заза Урушадзе.

После многочасовых споров Гран-при отдали картине «Лили Лейн» («Лилиевая тропа») венгерского режиссера Бенедека «Бенце» Флигауфа. Это история о женщине Ребекке и ее маленьком сыне, которому она рассказывает воображаемые истории. Потом выясняется, что это реальные эпизоды из ее прошлого.

Отдельно от конкурса игрового кино проходила программа «Молодость на марше», в которой участвовали картины начинающих режиссеров. Лучшей лентой стала российская «Зоология» Ивана Твердовского - полуфантастическая драма о работнице зоопарка, у которой внезапно вырос хвост.

Лауреатом конкурса документального кино стала польская лента «Причастие». Режиссер Анна Замецка сняла фильм о 14-летней девочке, которая вынуждена тащить на себе всю семью.

Были и специальные награды. Фильм японского режиссера Хироюки Курокавы «Молитва Лиры» получил приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино». Главная героиня картины случайно оказывается в историческом музее и, увидев одну из глиняных фигурок, начинает «видеть» события из прошлого.

ЛАУРЕАТ



Геннадий Овсянников: Иди в мир, ищи свой путь

На церемонии открытия народный артист СССР, звезда Национального театра имени Янки Купалы получил спецприз президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».

- Когда ведущие объявили, что я стал лауреатом, над речью долго не думал. В памяти сразу возник монолог одного из моих любимых персонажей - шляхтича Завальни из книги Яна Барщевского «Беларусь в фантастических рассказах»:

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
Фото: БЕЛТА

- Я повторю слова, которые сказал мне когда-то отец: «Иди в мир, ищи свой путь, люби Бога, ближнего. И правда, воля Творца тебя не оставит. Служа, отдавайся полностью и будь трудолюбивым. Когда столкнешься с несчастьем - терпи! В беде не поддавайся отчаянию, помни, что нет ничего вечного на свете…»

Одинаково люблю играть в театре или сниматься в кино. Просто экранные ленты сразу охватывают большую аудиторию. А снимался я в основном на «Беларусьфильме». Работал со многими известными режиссерами: с Виктором Туровым, Валерием Рубинчиком, Александром Ефремовым. Знакомством с этими великими кинематографистами горжусь. На современный кинематограф смотрю с глубокой печалью. Нет сегодня картин-потрясений. Один фильм посмотришь, потом второй - и разницы особой не видишь.


ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД


Кино - как сеанс психоанализа

Программный директор форума Игорь Сукманов - о кризисе нашего кинематографа и разговорах на кухне.

У КОГО ЧТО БОЛИТ…

- Российских лент в программе немного. С чем это связано?

- В этом году даже мой любимый фестиваль «Кинотавр» показал, что авторских картин стало меньше. Произошел сдвиг в сторону коммерциализации. А очень хочется показывать кино, которое «болит».

Была и другая проблема. Те фильмы, которые хотелось привезти на фестиваль, уже вышли в прокат. Тот же «Мученик» Кирилла Серебренникова. 

Поэтому решили остановиться на киноальманахе «Петербург. Только по любви».

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
Фото: БЕЛТА

- Почему «Зоология» победила в международном конкурсе «Молодость на марше»?

- В основной конкурс ее не включили, потому что там собрались фильмы из Восточной Европы. А эта замечательная лента и в международном контексте неплохо смотрится.

- В центре сюжета многих картин - жизнь «маленького человека». Это неслучайно?

- Это же эпик нашей жизни! Взять ту же «Сьерра-Неваду» - румынскую картину о нашем «постсовковом» сознании. Все три часа, что длится кино, мы слушаем бытовые разговоры на кухне малогабаритной квартиры. Во всех конфликтах больше всего страдает именно «маленький человек». А искусство - единственный форпост, который может его защитить.

ОТ СТЕРИЛЬНОСТИ ПЕРЕХОДИМ К ПРАВДЕ

- Белорусские режиссеры вписываются в мировые кинотенденции?

- Появляется плеяда молодых авторов. Долгие годы был застой. Национальный кинематограф, как страус, опускал голову в песок и ничего вокруг себя не замечал. Снимались стерильные фильмы: с чистыми улицами, хорошей погодой, красивыми героями.

Сейчас молодежь пытается что-то сказать. Им не нужна господдержка, у них нет спонсоров - снимают на чистом энтузиазме. А мы помогаем держаться им на плаву. Третий год проводим конкурс национального кино. Приглашаем зарубежных прокатчиков, режиссеров, артистов, чтобы они проводили мастер-классы.

Но проблем все равно много. Большинство наших молодых режиссеров даже по-английски не говорят. А без языка, будь ты хоть очень талантливым, успеха не добьешься.

- Зритель на фестивале довольно интеллигентный, но все-таки достаточно взрослый.

- Он у нас не избалованный. «Лiстапад» для страны - грандиозное событие. В программе есть и кино для представителей старшего поколения, но некоторые картины я бы не рекомендовал им смотреть.

Каждый год у нас случаются острые дискуссии. Помню, когда представляли картину «Географ глобус пропил», одна из зрительниц с возмущением сказала: есть гениальный фильм «Доживем до понедельника», а есть ваш «Географ». Провела черту между «высоким» и «низким».

Общество у нас тихое, все держит в себе. А жизнь настолько сложная, что ее, наоборот, надо проговаривать. И когда появляются фильмы, которые вызывают споры... Да это же счастье! Кино - как сеанс психоанализа.

- По-вашему, оно может что-то изменить? Или это пустые слова?

- Я в искусство верю. Оно облагораживает, развивает интеллект. Критик Даниил Дондурей когда-то правильно сказал: если искусство начнет мельчать, кто завтра будет строить космические корабли?


ГОСТЬ


Режиссер Оксана Бычкова: «Питер FM» помог снять новый фильм про Петербург

Первой лентой внеконкурсной программы стал женский альманах «Петербург. Только по любви».

Представлять картину в Минске приехала Оксана Бычкова. Режиссер сняла одну из семи новелл - «Утро».

- Пару лет назад в прокат вышел фильм «Короткое замыкание», в котором наши мальчики-режиссеры рассказывали о первой любви. А девочек никто не спрашивал. И вот благодаря продюсеру Сергею Сельянову женский голос кино наконец-то услышали!

Нас ни в чем не ограничивали, рамки были только - Петербург и четыре съемочных дня. Мой сюжет основан на реальных событиях, которые произошли с подругой в 90-х. Правда, в реальности все было гораздо жестче. Парень поспорил, что влюбит в себя девушку, прикинувшись немым. А у нас в новелле юноша просто застеснялся и придумал такой необычный способ знакомства.

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
Фото: youtube.com

- Десять лет назад вы уже снимали оду северной столице - «Питер FM». В чем разница?

- Петербург как был, так и остается моим любимым городом. «Питер FM» получился коммерчески успешным. У новеллы «Утро» совсем другой формат. Хотелось показать немножко другой Питер, «не засвеченный».

И знаете, первый фильм мне очень помог. Выбирали места для съемок, владельцы магазинов и кафе не хотели нас пускать. Но как только услышали, что я автор картины «Питер FM», сразу открывали двери.

- Юношу-молчуна у вас играет модный актер Александр Паль, известный по комедии «Елки» и «Горько!».

- Он нравится девчонкам. Мне хотелось попробовать Сашу в некомедийной роли. Потому что он не такой поверхностный, как кажется. В итоге молчал он ну очень хорошо!

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
Глвная интрига: узнает ли героиня, что юноша только прикидывается немым? Фото: Предоставлено пресс-службой кинокомпании "ПРОвзгляд"

Девушку сыграла Надя Лумпова, которая снималась у меня в фильме «Еще один год». Она замечательная актриса - работала бы с ней и работала. Но у нее много проектов в театре, так что не получается.

Есть и ноу-хау - отца главной героини сыграл... наш режиссер монтажа. Это его актерский дебют. Когда будете смотреть, обратите внимание, чем он занимается в кадре: сидит за компьютером, монтирует свой предыдущий фильм!

- Если бы вам предложили снять новеллу для альманаха «Минск. Только по любви», какой был бы сюжет?

- Не могу ответить - для этого нужно прочувствовать город. А я здесь впервые. Но Минск мне понравился - это город со своей атмосферой и очень благодарным зрителем.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС


 «Души мертвые» по-прежнему в цене

В конкурсе белорусских фильмов победителями стали сразу три картины.

Лента «Саламанка» помимо спецприза получила награду в категории «Лучший документальный фильм». Анимационная лента «Даша и людоед» Наталии Суринович стала призером в конкурсе анимации.

Приз за лучший игровой фильм получил Виктор Красовский с картиной «Души мертвые». Молодой режиссер снял фильм о современном логистическом центре, где трудятся работники с инвалидностью. Однажды туда приезжает хозяин предприятия, которому плевать на работяг, ему нужна лишь прибыль. В его планах - уволить всех и взять на их место здоровяков.

Корреспондент «СВ» поймал режиссера за кулисами.

- Виктор, ваша драма - социальное кино?

- Не совсем. Мы не снимали фильм о том, как бедно и тяжело живут люди с инвалидностью. Лента не про них, а про лицемерие общества по отношению к таким людям. Все это сочувствие - фальшь, пустые слова.

- «Души мертвые» действительно снимались одним кадром?

- Все верно. Хотелось попробовать необычный формат. На съемки ушло три дня. Два дня репетировали и еще один день снимали.

- Вы собирались стать скульптором, а как в итоге попали в режиссерскую компанию?

- Хотел подать документы на отделение скульптуры. Уже когда поступил, понял, что эта «случайность» стала самой важной в моей жизни.

СПЕЦПРИЗЫ


От Парламентского Собрания Союза Беларуси и России вручили две награды «За верность нравственным идеалам в киноискусстве». Их удостоились анимационная картина Елены Петкевич «Марк Шагал. Начало», созданная на основе автобиографии художника, и документальный фильм о старейшем городе на западе Испании «Саламанка», который сняли молодые операторы Руслан Федотов и Александра Кулак.

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...

Кадр из фильма "Марк Шагал. Начало"

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Вячеслав Володин: Последнее пленарное заседание осенней сессии Госдумы состоится 18 декабря
  2. Специалисты заявили о кадровом старении в России
  3. Глава комитета НАТО Бауэр: Альянс обсуждает превентивные удары по России
  4. Минобороны РФ: Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет
  5. Главы МИД Беларуси и Пакистана обсудили сотрудничество на международной арене
  6. Целевой патент для работы в РФ будет выдаваться иностранцам не более чем на два года
  7. Вячеслав Володин: В Госдуму внесен законопроект о запрете принимать в школы детей мигрантов, не знающих русский язык
  8. Александр Лукашенко прибыл с официальным визитом в Пакистан
  9. Владимир Путин: Введение российских онковакцин будет прорывом
  10. Владимир Путин и Вероника Скворцова обсудили помощь мобильных медицинских отрядов в СВО
  11. Военкор Коц: Российские войска ликвидировали до 600 солдат ВСУ в Ольговском лесу
  12. Беларусь и Пакистан подготовили дорожную карту всестороннего сотрудничества до 2027 года
  13. Родион Мирошник: ВСУ устроили кровавую баню в Селидово, желая повторить Бучу
  14. Владимир Путин подчеркнул важность проекта «Без срока давности» для сохранения исторической памяти
  15. Аналитик не исключил, что ЕС отправит отдельные воинские контингенты на Украину

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

Сожгли шалаш Ленина. Хотят поджечь страну?

Михаил Васильев

Поступать с историческими памятниками как на Украине – желать России такой же судьбы

Зачем Абхазии валюта Союзного государства?

Анатолий Заусайлов

Местная оппозиция предлагает сделать республику полигоном для ее тестирования

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также