САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...

23-й минский кинофорум запомнился не звездами на красной дорожке, а сильными премьерами

Министр культуры Борис Светлов вручает диплом авторам японской картины "Молитва Лиры". Фото: Юрий Мозолевский

В этом году международный фестиваль «Лiстапад» отличался скромностью. Сосредоточились не на внешнем лоске, а на конкурсной программе.

- Люблю приезжать на «Лiстапад» - здесь всегда отбирают очень сильные фильмы. А в этом году и вовсе спорили до последнего, кому же вручить главный приз, - признался на торжественной церемонии закрытия киносмотра председатель жюри, грузинский режиссер Заза Урушадзе.

После многочасовых споров Гран-при отдали картине «Лили Лейн» («Лилиевая тропа») венгерского режиссера Бенедека «Бенце» Флигауфа. Это история о женщине Ребекке и ее маленьком сыне, которому она рассказывает воображаемые истории. Потом выясняется, что это реальные эпизоды из ее прошлого.

Отдельно от конкурса игрового кино проходила программа «Молодость на марше», в которой участвовали картины начинающих режиссеров. Лучшей лентой стала российская «Зоология» Ивана Твердовского - полуфантастическая драма о работнице зоопарка, у которой внезапно вырос хвост.

Лауреатом конкурса документального кино стала польская лента «Причастие». Режиссер Анна Замецка сняла фильм о 14-летней девочке, которая вынуждена тащить на себе всю семью.

Были и специальные награды. Фильм японского режиссера Хироюки Курокавы «Молитва Лиры» получил приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино». Главная героиня картины случайно оказывается в историческом музее и, увидев одну из глиняных фигурок, начинает «видеть» события из прошлого.

ЛАУРЕАТ



Геннадий Овсянников: Иди в мир, ищи свой путь

На церемонии открытия народный артист СССР, звезда Национального театра имени Янки Купалы получил спецприз президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».

- Когда ведущие объявили, что я стал лауреатом, над речью долго не думал. В памяти сразу возник монолог одного из моих любимых персонажей - шляхтича Завальни из книги Яна Барщевского «Беларусь в фантастических рассказах»:

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
Фото: БЕЛТА

- Я повторю слова, которые сказал мне когда-то отец: «Иди в мир, ищи свой путь, люби Бога, ближнего. И правда, воля Творца тебя не оставит. Служа, отдавайся полностью и будь трудолюбивым. Когда столкнешься с несчастьем - терпи! В беде не поддавайся отчаянию, помни, что нет ничего вечного на свете…»

Одинаково люблю играть в театре или сниматься в кино. Просто экранные ленты сразу охватывают большую аудиторию. А снимался я в основном на «Беларусьфильме». Работал со многими известными режиссерами: с Виктором Туровым, Валерием Рубинчиком, Александром Ефремовым. Знакомством с этими великими кинематографистами горжусь. На современный кинематограф смотрю с глубокой печалью. Нет сегодня картин-потрясений. Один фильм посмотришь, потом второй - и разницы особой не видишь.


ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД


Кино - как сеанс психоанализа

Программный директор форума Игорь Сукманов - о кризисе нашего кинематографа и разговорах на кухне.

У КОГО ЧТО БОЛИТ…

- Российских лент в программе немного. С чем это связано?

- В этом году даже мой любимый фестиваль «Кинотавр» показал, что авторских картин стало меньше. Произошел сдвиг в сторону коммерциализации. А очень хочется показывать кино, которое «болит».

Была и другая проблема. Те фильмы, которые хотелось привезти на фестиваль, уже вышли в прокат. Тот же «Мученик» Кирилла Серебренникова. 

Поэтому решили остановиться на киноальманахе «Петербург. Только по любви».

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
Фото: БЕЛТА

- Почему «Зоология» победила в международном конкурсе «Молодость на марше»?

- В основной конкурс ее не включили, потому что там собрались фильмы из Восточной Европы. А эта замечательная лента и в международном контексте неплохо смотрится.

- В центре сюжета многих картин - жизнь «маленького человека». Это неслучайно?

- Это же эпик нашей жизни! Взять ту же «Сьерра-Неваду» - румынскую картину о нашем «постсовковом» сознании. Все три часа, что длится кино, мы слушаем бытовые разговоры на кухне малогабаритной квартиры. Во всех конфликтах больше всего страдает именно «маленький человек». А искусство - единственный форпост, который может его защитить.

ОТ СТЕРИЛЬНОСТИ ПЕРЕХОДИМ К ПРАВДЕ

- Белорусские режиссеры вписываются в мировые кинотенденции?

- Появляется плеяда молодых авторов. Долгие годы был застой. Национальный кинематограф, как страус, опускал голову в песок и ничего вокруг себя не замечал. Снимались стерильные фильмы: с чистыми улицами, хорошей погодой, красивыми героями.

Сейчас молодежь пытается что-то сказать. Им не нужна господдержка, у них нет спонсоров - снимают на чистом энтузиазме. А мы помогаем держаться им на плаву. Третий год проводим конкурс национального кино. Приглашаем зарубежных прокатчиков, режиссеров, артистов, чтобы они проводили мастер-классы.

Но проблем все равно много. Большинство наших молодых режиссеров даже по-английски не говорят. А без языка, будь ты хоть очень талантливым, успеха не добьешься.

- Зритель на фестивале довольно интеллигентный, но все-таки достаточно взрослый.

- Он у нас не избалованный. «Лiстапад» для страны - грандиозное событие. В программе есть и кино для представителей старшего поколения, но некоторые картины я бы не рекомендовал им смотреть.

Каждый год у нас случаются острые дискуссии. Помню, когда представляли картину «Географ глобус пропил», одна из зрительниц с возмущением сказала: есть гениальный фильм «Доживем до понедельника», а есть ваш «Географ». Провела черту между «высоким» и «низким».

Общество у нас тихое, все держит в себе. А жизнь настолько сложная, что ее, наоборот, надо проговаривать. И когда появляются фильмы, которые вызывают споры... Да это же счастье! Кино - как сеанс психоанализа.

- По-вашему, оно может что-то изменить? Или это пустые слова?

- Я в искусство верю. Оно облагораживает, развивает интеллект. Критик Даниил Дондурей когда-то правильно сказал: если искусство начнет мельчать, кто завтра будет строить космические корабли?


ГОСТЬ


Режиссер Оксана Бычкова: «Питер FM» помог снять новый фильм про Петербург

Первой лентой внеконкурсной программы стал женский альманах «Петербург. Только по любви».

Представлять картину в Минске приехала Оксана Бычкова. Режиссер сняла одну из семи новелл - «Утро».

- Пару лет назад в прокат вышел фильм «Короткое замыкание», в котором наши мальчики-режиссеры рассказывали о первой любви. А девочек никто не спрашивал. И вот благодаря продюсеру Сергею Сельянову женский голос кино наконец-то услышали!

Нас ни в чем не ограничивали, рамки были только - Петербург и четыре съемочных дня. Мой сюжет основан на реальных событиях, которые произошли с подругой в 90-х. Правда, в реальности все было гораздо жестче. Парень поспорил, что влюбит в себя девушку, прикинувшись немым. А у нас в новелле юноша просто застеснялся и придумал такой необычный способ знакомства.

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
Фото: youtube.com

- Десять лет назад вы уже снимали оду северной столице - «Питер FM». В чем разница?

- Петербург как был, так и остается моим любимым городом. «Питер FM» получился коммерчески успешным. У новеллы «Утро» совсем другой формат. Хотелось показать немножко другой Питер, «не засвеченный».

И знаете, первый фильм мне очень помог. Выбирали места для съемок, владельцы магазинов и кафе не хотели нас пускать. Но как только услышали, что я автор картины «Питер FM», сразу открывали двери.

- Юношу-молчуна у вас играет модный актер Александр Паль, известный по комедии «Елки» и «Горько!».

- Он нравится девчонкам. Мне хотелось попробовать Сашу в некомедийной роли. Потому что он не такой поверхностный, как кажется. В итоге молчал он ну очень хорошо!

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
Глвная интрига: узнает ли героиня, что юноша только прикидывается немым? Фото: Предоставлено пресс-службой кинокомпании "ПРОвзгляд"

Девушку сыграла Надя Лумпова, которая снималась у меня в фильме «Еще один год». Она замечательная актриса - работала бы с ней и работала. Но у нее много проектов в театре, так что не получается.

Есть и ноу-хау - отца главной героини сыграл... наш режиссер монтажа. Это его актерский дебют. Когда будете смотреть, обратите внимание, чем он занимается в кадре: сидит за компьютером, монтирует свой предыдущий фильм!

- Если бы вам предложили снять новеллу для альманаха «Минск. Только по любви», какой был бы сюжет?

- Не могу ответить - для этого нужно прочувствовать город. А я здесь впервые. Но Минск мне понравился - это город со своей атмосферой и очень благодарным зрителем.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС


 «Души мертвые» по-прежнему в цене

В конкурсе белорусских фильмов победителями стали сразу три картины.

Лента «Саламанка» помимо спецприза получила награду в категории «Лучший документальный фильм». Анимационная лента «Даша и людоед» Наталии Суринович стала призером в конкурсе анимации.

Приз за лучший игровой фильм получил Виктор Красовский с картиной «Души мертвые». Молодой режиссер снял фильм о современном логистическом центре, где трудятся работники с инвалидностью. Однажды туда приезжает хозяин предприятия, которому плевать на работяг, ему нужна лишь прибыль. В его планах - уволить всех и взять на их место здоровяков.

Корреспондент «СВ» поймал режиссера за кулисами.

- Виктор, ваша драма - социальное кино?

- Не совсем. Мы не снимали фильм о том, как бедно и тяжело живут люди с инвалидностью. Лента не про них, а про лицемерие общества по отношению к таким людям. Все это сочувствие - фальшь, пустые слова.

- «Души мертвые» действительно снимались одним кадром?

- Все верно. Хотелось попробовать необычный формат. На съемки ушло три дня. Два дня репетировали и еще один день снимали.

- Вы собирались стать скульптором, а как в итоге попали в режиссерскую компанию?

- Хотел подать документы на отделение скульптуры. Уже когда поступил, понял, что эта «случайность» стала самой важной в моей жизни.

СПЕЦПРИЗЫ


От Парламентского Собрания Союза Беларуси и России вручили две награды «За верность нравственным идеалам в киноискусстве». Их удостоились анимационная картина Елены Петкевич «Марк Шагал. Начало», созданная на основе автобиографии художника, и документальный фильм о старейшем городе на западе Испании «Саламанка», который сняли молодые операторы Руслан Федотов и Александра Кулак.

Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...

Кадр из фильма "Марк Шагал. Начало"

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Путин заявил о деградации отношений Москвы и Берлина по вине Германии
  2. Россия ввела временные ограничения на экспорт обогащенного урана в США
  3. Беларусь и Китай подтвердили важность дальнейшего построения равной и неделимой архитектуры безопасности
  4. Владимир Путин побеседовал с Шольцем
  5. Нижегородская область выделит 12,2 млн рублей на субсидирование авиарейсов в Минск
  6. Шольц заявил Путину, что конфликт на Украине необходимо завершить, сообщили в кабмине ФРГ
  7. Полковник СБУ Стариков: Украина вынуждена отступать на четырех направлениях
  8. Беларусь и РФ договорились об обмене электронными паспортами техники
  9. Bloomberg: Владимир Путин и Олаф Шольц собираются поговорить по телефону
  10. Forbes назвал внезапный штурм Купянска силами ВС РФ зловещим знаком для ВСУ
  11. В Беларуси не планируют повышать пенсионный возраст
  12. В ООН отметили приверженность Беларуси многосторонним усилиям по борьбе с торговлей людьми
  13. Более тысячи участников СВО подали заявки на программу «Время героев»
  14. Депутаты Госдумы инициировали проверку на тему фиктивных скидок в онлайн-магазинах
  15. В Кремле объяснили, в чем проблема работы YouTube в России

Парламентское Собрание

Отвечаем на новые провокации, санкции, политические ультиматумы проектом концепции безопасности Союзного государства

Международная обстановка, конфликты у границ, агрессия и милитаризация соседей вынуждают Беларусь и Россию действовать сообща.

Политика

Леонид Слуцкий: «Россия должна стать страной многодетных семей»

Поддержка бойцов на передовой и их семей, цены на продукты, ужесточение миграционной политики, демография. Темы, волнующие каждого жителя страны, Президент РФ Владимир Путин обсудил в Кремле с лидером ЛДПР, членом Комиссии ПС по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.

МНЕНИЯ

Хамелеон, добра не помнящий

Павел Родионов

Себастьян Коу, глава международной федерации легкой атлетики IAAF, да еще барон к тому же, тот еще хамелеон.

В России вновь заработал крупнейший в мире видеохостинг YouTube

Валерий Чумаков

Всё-таки, когда надо – вертикаль власти работает хорошо. Наглядный пример. 13 ноября Президент России Владимир Путин встретился с генеральным директором киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым.

Пусть собаки-русофобы собственный хвост кусают

Олег Зинченко

Западный автопром заговорил о возвращении в Россию. А надо ли их пускать?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также