Такого «Лiстапада» давно не знали здешние места...
23-й минский кинофорум запомнился не звездами на красной дорожке, а сильными премьерами
В этом году международный фестиваль «Лiстапад» отличался скромностью. Сосредоточились не на внешнем лоске, а на конкурсной программе.
- Люблю приезжать на «Лiстапад» - здесь всегда отбирают очень сильные фильмы. А в этом году и вовсе спорили до последнего, кому же вручить главный приз, - признался на торжественной церемонии закрытия киносмотра председатель жюри, грузинский режиссер Заза Урушадзе.
После многочасовых споров Гран-при отдали картине «Лили Лейн» («Лилиевая тропа») венгерского режиссера Бенедека «Бенце» Флигауфа. Это история о женщине Ребекке и ее маленьком сыне, которому она рассказывает воображаемые истории. Потом выясняется, что это реальные эпизоды из ее прошлого.
Отдельно от конкурса игрового кино проходила программа «Молодость на марше», в которой участвовали картины начинающих режиссеров. Лучшей лентой стала российская «Зоология» Ивана Твердовского - полуфантастическая драма о работнице зоопарка, у которой внезапно вырос хвост.
Лауреатом конкурса документального кино стала польская лента «Причастие». Режиссер Анна Замецка сняла фильм о 14-летней девочке, которая вынуждена тащить на себе всю семью.
Были и специальные награды. Фильм японского режиссера Хироюки Курокавы «Молитва Лиры» получил приз Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино». Главная героиня картины случайно оказывается в историческом музее и, увидев одну из глиняных фигурок, начинает «видеть» события из прошлого.
ЛАУРЕАТ
Геннадий Овсянников: Иди в мир, ищи свой путь
На церемонии открытия народный артист СССР, звезда Национального театра имени Янки Купалы получил спецприз президента «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве».
- Когда ведущие объявили, что я стал лауреатом, над речью долго не думал. В памяти сразу возник монолог одного из моих любимых персонажей - шляхтича Завальни из книги Яна Барщевского «Беларусь в фантастических рассказах»:
- Я повторю слова, которые сказал мне когда-то отец: «Иди в мир, ищи свой путь, люби Бога, ближнего. И правда, воля Творца тебя не оставит. Служа, отдавайся полностью и будь трудолюбивым. Когда столкнешься с несчастьем - терпи! В беде не поддавайся отчаянию, помни, что нет ничего вечного на свете…»
Одинаково люблю играть в театре или сниматься в кино. Просто экранные ленты сразу охватывают большую аудиторию. А снимался я в основном на «Беларусьфильме». Работал со многими известными режиссерами: с Виктором Туровым, Валерием Рубинчиком, Александром Ефремовым. Знакомством с этими великими кинематографистами горжусь. На современный кинематограф смотрю с глубокой печалью. Нет сегодня картин-потрясений. Один фильм посмотришь, потом второй - и разницы особой не видишь.
ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД
Кино - как сеанс психоанализа
Программный директор форума Игорь Сукманов - о кризисе нашего кинематографа и разговорах на кухне.
У КОГО ЧТО БОЛИТ…
- Российских лент в программе немного. С чем это связано?
- В этом году даже мой любимый фестиваль «Кинотавр» показал, что авторских картин стало меньше. Произошел сдвиг в сторону коммерциализации. А очень хочется показывать кино, которое «болит».
Была и другая проблема. Те фильмы, которые хотелось привезти на фестиваль, уже вышли в прокат. Тот же «Мученик» Кирилла Серебренникова.
Поэтому решили остановиться на киноальманахе «Петербург. Только по любви».
- Почему «Зоология» победила в международном конкурсе «Молодость на марше»?
- В основной конкурс ее не включили, потому что там собрались фильмы из Восточной Европы. А эта замечательная лента и в международном контексте неплохо смотрится.
- В центре сюжета многих картин - жизнь «маленького человека». Это неслучайно?
- Это же эпик нашей жизни! Взять ту же «Сьерра-Неваду» - румынскую картину о нашем «постсовковом» сознании. Все три часа, что длится кино, мы слушаем бытовые разговоры на кухне малогабаритной квартиры. Во всех конфликтах больше всего страдает именно «маленький человек». А искусство - единственный форпост, который может его защитить.
ОТ СТЕРИЛЬНОСТИ ПЕРЕХОДИМ К ПРАВДЕ
- Белорусские режиссеры вписываются в мировые кинотенденции?
- Появляется плеяда молодых авторов. Долгие годы был застой. Национальный кинематограф, как страус, опускал голову в песок и ничего вокруг себя не замечал. Снимались стерильные фильмы: с чистыми улицами, хорошей погодой, красивыми героями.
Сейчас молодежь пытается что-то сказать. Им не нужна господдержка, у них нет спонсоров - снимают на чистом энтузиазме. А мы помогаем держаться им на плаву. Третий год проводим конкурс национального кино. Приглашаем зарубежных прокатчиков, режиссеров, артистов, чтобы они проводили мастер-классы.
Но проблем все равно много. Большинство наших молодых режиссеров даже по-английски не говорят. А без языка, будь ты хоть очень талантливым, успеха не добьешься.
- Зритель на фестивале довольно интеллигентный, но все-таки достаточно взрослый.
- Он у нас не избалованный. «Лiстапад» для страны - грандиозное событие. В программе есть и кино для представителей старшего поколения, но некоторые картины я бы не рекомендовал им смотреть.
Каждый год у нас случаются острые дискуссии. Помню, когда представляли картину «Географ глобус пропил», одна из зрительниц с возмущением сказала: есть гениальный фильм «Доживем до понедельника», а есть ваш «Географ». Провела черту между «высоким» и «низким».
Общество у нас тихое, все держит в себе. А жизнь настолько сложная, что ее, наоборот, надо проговаривать. И когда появляются фильмы, которые вызывают споры... Да это же счастье! Кино - как сеанс психоанализа.
- По-вашему, оно может что-то изменить? Или это пустые слова?
- Я в искусство верю. Оно облагораживает, развивает интеллект. Критик Даниил Дондурей когда-то правильно сказал: если искусство начнет мельчать, кто завтра будет строить космические корабли?
ГОСТЬ
Режиссер Оксана Бычкова: «Питер FM» помог снять новый фильм про Петербург
Первой лентой внеконкурсной программы стал женский альманах «Петербург. Только по любви».
Представлять картину в Минске приехала Оксана Бычкова. Режиссер сняла одну из семи новелл - «Утро».
- Пару лет назад в прокат вышел фильм «Короткое замыкание», в котором наши мальчики-режиссеры рассказывали о первой любви. А девочек никто не спрашивал. И вот благодаря продюсеру Сергею Сельянову женский голос кино наконец-то услышали!
Нас ни в чем не ограничивали, рамки были только - Петербург и четыре съемочных дня. Мой сюжет основан на реальных событиях, которые произошли с подругой в 90-х. Правда, в реальности все было гораздо жестче. Парень поспорил, что влюбит в себя девушку, прикинувшись немым. А у нас в новелле юноша просто застеснялся и придумал такой необычный способ знакомства.
- Десять лет назад вы уже снимали оду северной столице - «Питер FM». В чем разница?
- Петербург как был, так и остается моим любимым городом. «Питер FM» получился коммерчески успешным. У новеллы «Утро» совсем другой формат. Хотелось показать немножко другой Питер, «не засвеченный».
И знаете, первый фильм мне очень помог. Выбирали места для съемок, владельцы магазинов и кафе не хотели нас пускать. Но как только услышали, что я автор картины «Питер FM», сразу открывали двери.
- Юношу-молчуна у вас играет модный актер Александр Паль, известный по комедии «Елки» и «Горько!».
- Он нравится девчонкам. Мне хотелось попробовать Сашу в некомедийной роли. Потому что он не такой поверхностный, как кажется. В итоге молчал он ну очень хорошо!
Девушку сыграла Надя Лумпова, которая снималась у меня в фильме «Еще один год». Она замечательная актриса - работала бы с ней и работала. Но у нее много проектов в театре, так что не получается.
Есть и ноу-хау - отца главной героини сыграл... наш режиссер монтажа. Это его актерский дебют. Когда будете смотреть, обратите внимание, чем он занимается в кадре: сидит за компьютером, монтирует свой предыдущий фильм!
- Если бы вам предложили снять новеллу для альманаха «Минск. Только по любви», какой был бы сюжет?
- Не могу ответить - для этого нужно прочувствовать город. А я здесь впервые. Но Минск мне понравился - это город со своей атмосферой и очень благодарным зрителем.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС
«Души мертвые» по-прежнему в цене
В конкурсе белорусских фильмов победителями стали сразу три картины.
Лента «Саламанка» помимо спецприза получила награду в категории «Лучший документальный фильм». Анимационная лента «Даша и людоед» Наталии Суринович стала призером в конкурсе анимации.
Приз за лучший игровой фильм получил Виктор Красовский с картиной «Души мертвые». Молодой режиссер снял фильм о современном логистическом центре, где трудятся работники с инвалидностью. Однажды туда приезжает хозяин предприятия, которому плевать на работяг, ему нужна лишь прибыль. В его планах - уволить всех и взять на их место здоровяков.
Корреспондент «СВ» поймал режиссера за кулисами.
- Виктор, ваша драма - социальное кино?
- Не совсем. Мы не снимали фильм о том, как бедно и тяжело живут люди с инвалидностью. Лента не про них, а про лицемерие общества по отношению к таким людям. Все это сочувствие - фальшь, пустые слова.
- «Души мертвые» действительно снимались одним кадром?
- Все верно. Хотелось попробовать необычный формат. На съемки ушло три дня. Два дня репетировали и еще один день снимали.
- Вы собирались стать скульптором, а как в итоге попали в режиссерскую компанию?
- Хотел подать документы на отделение скульптуры. Уже когда поступил, понял, что эта «случайность» стала самой важной в моей жизни.
СПЕЦПРИЗЫ
От Парламентского Собрания Союза Беларуси и России вручили две награды «За верность нравственным идеалам в киноискусстве». Их удостоились анимационная картина Елены Петкевич «Марк Шагал. Начало», созданная на основе автобиографии художника, и документальный фильм о старейшем городе на западе Испании «Саламанка», который сняли молодые операторы Руслан Федотов и Александра Кулак.