«Днем играем Прокофьева, а вечером пляшем под Верку Сердючку»
На сцене Дома конгрессов в Вильнюсе состоялся второй гастрольный концерт Молодежного оркестра Союзного государства
Из Гродно до Вильнюса вместо трех часов добирались на двух автобусах целый день. Точнее, очень долго проходили паспортный контроль на границе, и не оркестранты, которых 58 человек (и около десятка сопровождающих), а… музыкальные инструменты. Правильно заполнить документы на контрабасы, скрипки, валторны, цимбалы – целая наука. Так что приехали затемно. И сразу после ужина поехали «крутиться по городу». Погода не благоприятствовала – мокрый дождь со снегом и ветром, но самые отчаянные все же устроили себе пешую прогулку в сторону Горы Трех крестов и прошлись по старинной Кафедральной площади – с колокольней, восстановленным Дворцом великих князей литовских и открытым в 1996 году памятником основателю Вильнюса великому князю литовскому Гедиминасу.
Прогулка настроила на правильный лад – завтра предстоял день репетиций и вечером – концерт. Устроил его во Дворце конгрессов местный бизнесмен, директор строящегося Дома Москвы в Вильнюсе Александр Макаров. Концерт благотворительный – роскошный зал Дворца заполнила публика с пригласительными билетами. Днем было две напряженных репетиции. Дирижеры Вячеслав Валеев (Россия) и Иван Коняхин (Беларусь), сменяя друг друга, отрабатывали ритм, подводили последние штрихи, эмоции трех произведений Сергея Прокофьева, двух белорусских произведений и «Мелодии» Чайковского, которая открывает выступление.
То, как готовил ребят к вечернему концерту Вячеслав Ахметович иначе, как спектаклем, не назовешь, настолько ярко и артистично он рассказывал о том, что предстоит сыграть.
- Для чего мы играем? - задал он вопрос оркестрантам.
Кто-то выпалил: «чтобы отработать технические приемы».
Ответ дирижера не устроил. Он опросил еще десяток учеников, пока не услышал верное – «чтобы доставить людям удовольствие». И после этого «по косточкам» разобрал каждое произведение, уделив особое внимание Сергею Прокофьеву, «черту из табакерки», который явился на беду классикам, чтобы иронизировать над ними.
- Сколько юмора в "Классической симфонии" Прокофьева и потаенной издевки! Какая ниточка протянута между XVIII и XX веками, вот и нужно сыграть так, чтобы зритель почувствовал это, - наставлял Валеев юных музыкантов.
Прокофьевский Концерт №1 для фортепиано с оркестром он назвал «прорывом к свету», марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» - «фоном, на котором все кажется смешным», «Мелодию» Чайковского – «воспоминанием о дорогих сердцу композитора местах». О белорусских произведениях также сказал образно и емко: «Мы не хотим войны - вот пафос Арии для скрипки с оркестром композитора-фронтовика Льва Абелиовича».
Смотрели на дирижера во все глаза и слушали во все уши. Между делом он напомнил, что с повышенной температурой нельзя играть, длинноволосым блондинкам волосы следует убрать в хвосты или пучки, а из глаз у всех «должен литься свет». Иван Костяхин коллегу поддержал.
Результат репетиций можно было наблюдать вечером: все было – и темп, и ритм, и издевка, где надо. Дирижеров и четверых солисток – скрипачек Марию Андрееву(Россия) и Полину Дорофееву(Беларусь), цимбалистку Александру Борисюк и пианистку Арину Валенкову (Россия) одарили цветами, а всех оркестрантов – восторженными аплодисментами. Неожиданно горячими для сдержанных литовцев.
Многим зрителям хотелось высказать слова благодарности. Первым это сделал организатор вечера, директор Дома Москвы в Вильнюсе Александр Макаров:
- Молодежный оркестр доставил нам огромное удовольствие. Среди гостей, в основном, представители Беларуси и России, которые пришли сюда по приглашениям, особых объявлений мы не делали. Совсем скоро у нас будет Дом Москвы в Вильнюсе – Международный деловой и культурный центр, подобный тому, что в Минске. И сейчас уже во всех международных праздниках, которые мы проводим в Вильнюсе, наряду с литовцами и россиянами участвуют белорусы и поляки. А в Дом Москвы Молодежный оркестр будем приглашать непременно.
Александр Грачев, генконсул РФ в Клайпеде:
- Выдающееся музыкальное событие. Нам с женой оно интересно со всех точек зрения. С белорусскими друзьями выполняем культурную миссию: несем славянскую культуру в Литву. Занимаемся этим в Клайпеде, а наши коллеги – совместно с посольством Беларуси – в Вильнюсе. Вдвойне приятно быть здесь, потому что в оркестре у нас есть знакомые музыканты. Полгода назад к нам приезжали скрипачи из оркестра и выступали в совместном концерте с литовскими школьниками. Узнав, что они в Вильнюсе, мы приехали на концерт. Очень понравились цимбалы, любим этот инструмент.
Галина Нацвалова, адвокат:
- От концерта незабываемое впечатление: молодая энергетика, молодой интеллект - это будущее России и Беларуси. Уверена, через несколько лет услышим этих молодых исполнителей совершено в другом качестве. Это будут звезды мирового уровня.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Оркестранты – о гастролях
Алексей Стычкин, концертмейстер, Россия:
- На гастролях с оркестром я в третий раз, был в Минске, Молодечно, Воронеже. Поездки дают опыт будущим музыкантам. Большая часть учащихся все равно сядут в оркестр, редко кто становится суперсолистом. Вот и учишься работать в коллективе, быть выносливым, заботиться о здоровье, чтобы переносить все эти переезды.
Репертуар у нас непростой. Музыка Прокофьева, одновременно серьезная и веселая, заряжает позитивом. А как нас сплотила дискотека! Вначале пели и танцевали под музыку 80-90х, а в последний вечер я взял микрофон и сказал – «Мы играли для вас, завтра уезжаем, позвольте, поставим современную музыку». Конечно, отдыхающие согласились.
Мария Цховребова, солистка, Беларусь:
- Один из важных моментов – в оркестре находишь новых друзей. Бывает, просто сталкиваешься в коридорах и начинается общение. Я познакомилась со всеми первыми скрипками – Машей Андреевой, Ариной Дорониной, Лешей Стычкиным. Оркестр невероятно мобилизует тебя, чувствуешь, что должна показать себя на уровне.
Полина Дорофеева, солистка, Беларусь:
- А я сдружилась с теми, кто сидит рядом со мной в оркестре - с Полиной Сацевич, Шарлоттой, у тех, кто играет на одних инструментах, всегда много общего. Мне понравился незапланированный концерт в фойе санатория «Энергетик» в Гродно. Отдыхающих пришло человек 200. Мы играли не всю программу, но выступили хорошо. В будущем хотела бы работать в оркестре.
Владимир Молодых, Россия:
- Для меня было счастьем, что из трубачей выбрали меня, я из Минвод, живу в интернате ЦМШ. У меня соло в фортепьянном концерте Прокофьева: первая труба начинает тему, я продолжаю, и в этот момент дирижер обращается к нам. Из всей программы больше всего мне нравится «Классическая симфония» и концерт Прокофьева. А концерт в санатории безумно понравился зрителям, все-таки мы играем с душой.
Руслан Хохлачев, Россия:
- Тоже живу в интернате, я из Волгограда. На гастролях впервые, и мне интересно наблюдать за дирижерами. Скрипачи восприимчивы к тому, что им говорит дирижер. Конечно, мне нравится «Классическая симфония» Прокофьева, где он старается подражать музыке 18 века, но при этом сохраняет самобытность. Музыкантам всегда помогает публика. Зрители аплодируют после первой вещи, и вы ощущаете теплоту, из зала идет энергетика, которая сталкивается с вашей и снова уходит в зал, так происходит взаимообмен энергиями. Это прекрасно, музыка для того и существует, чтобы приносить людям счастье.
Александра Борисюк, Беларусь:
- Почему я выбрала цимбалы? У меня мама цимбалистка, и когда к ней приходили ученики, я всегда просила взять и меня. Цимбалы – это не гусли, там щипковый инструмент, а здесь надо играть ударом молоточков. И форма, и звук другой, единственное, в обоих инструментах есть струны. Оказаться на сцене Гродненского театра было страшновато, но когда рядом ребята, чувствуешь себя уверенно. Две страны, две школы – граница вроде бы есть, а на самом деле нет. Мы все подружились, и теперь, конечно, будем общаться в сетях.
Софья Бархатова, Россия:
- В санатории «Энергетик» жили в шикарных условиях. Очень уставали на репетициях, но была возможность и отдохнуть. Ходили в бассейн, на дискотеки. Пришли в первый раз, а там музыка 80-х. И тут мы такие врываемся - 40 человек, бабушки в шоке. Но мы зажгли и под их музыку, под «Калинку-малинку», слова всех песен, на удивление, знали, спасибо родителям.
А потом кто только не звучал – Лепс, Пугачева, Киркоров. А на последней дискотеке мы попросили включить нашу музыку – то, что играют по ТВ. Пели и танцевали - вальс, хип-хоп, тверк. А утром поехали в Вильнюс. Вообще классная получилась поездка. Мы все так сдружились. И с дирижерами хорошо общаемся, они понимают нас и многое прощают.
Максим Дзундза, Беларусь:
- Играю на валторне. На гастролях с симфоническим оркестром впервые, раньше приходилось играть в духовых оркестрах. Все ребята профессионалы.
На дискотеке забавно было наблюдать смешение пенсионеров и молодежи, а также музыкальных стилей. Я даже подметил: днем играем Прокофьева, а вечером танцуем под Верку Сердючку.