Семь старых добрых традиций на Руси и в Беларуси
Что мы знаем о традициях наших предков? Многое уже забыто и утеряно, а ведь национальная память выделяет нас среди других культур. Что общего у двух сестер – России и Беларуси – в обрядах, поверьях и обычаях? «СВ» предлагает вспомнить стародавние времена и провести параллели с современностью
ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ
Традиционный дом с Поднепровья. Беларусь. Фото: wikipedia.org
Белорусы всегда считали строительство большим праздником. К выбору места для обустройства семейного гнездышка относились очень щепетильно. На понравившееся место ставили кувшин с пауком. Если он за ночь сплетал паутину, то именно там начинали строить дом. Не было принято пускать в ход деревья, поваленные бурей – ходило поверье, что неуправляемая природная сила может плохо повлиять на семейный очаг. А еще, между первым и вторым венцом сруба клали кусочек хлеба, подчеркивая, что хлеб – всему основа.
А по старой русской традиции перед строительством дома на земле оставляли дубовую кору, и только через три дня проверяли: если под корой находили паука или муравья — место непригодно, если дождевого червяка — можно строить. Под правый угол дома подкладывали серебряную монету для богатства и ладан от нечистой силы. Под четыре угла помещали освященные травы, как оберег.
КОТИКУ-БРАТИКУ, ВЫРУЧИ ИЗ БЕДЫ
Абиссинская кошка прогоняет злых духов. Фото: Ив Гайдаш
В белорусской традиции в новый дом сначала запускали петуха. Если птица издыхала, значит в доме была нечистая сила. Тогда запускали кота, чтобы он ее прогнал.
На Руси первым в дом входил самый старший член семьи, тогда после его смерти дом получал в его лице своего домового. По старинному обычаю, в первую ночь на столе с белой скатертью оставляли хлеб и соль. На вторую ночь запускали в дом черных петуха и курицу: по их состоянию определяли наличие в доме нечистой силы. На третью ночь – черных кошку и кота. Дом освящали, а затем собирали гостей отмечать новоселье. В наши дни остался обычай первой в дом запускать кошку и одаривать хозяев в день новоселья ценными подарками.
И ПЕЧЬ, И КРАСНЫЙ УГОЛ
Иконы в доме крестьянина: Фото: Ляшко Ирина/ wikimedia.org
В старину и в России, и в Беларуси самым важным в доме всегда был красный угол (покут), который исполнял роль святого места, для молитв. В нем висела икона, убранная самоткаными рушниками.
За иконами хранились сретенские свечи, без которых не проходило ни одно ритуальное событие. И другие обереги-символы, например, в белом платке – горстка земли со следом парня, который ушел на войну, красное пасхальное яйцо и т.д.
Три раза в день семья собиралась в «красном углу» за столом, чтобы набраться сил – физических и духовных. Сидеть в самом красном углу мог только глава семьи.
А вот печь обычно находилась по диагонали напротив покута.
Печь кормила, согревала, лечила. По преданию, в день поминовения предков (на Беларуси - «Дзяды») через трубу в дом спускаются души умерших. Возле печи – кочерга, ухват, лопата, на которой сажали хлеб в печь. Во время грозы хлебную лопату выставляли на улицу – она защищала дом от пожара. Под печью в холодные зимы держали кур. Возле печи – дежа, символ достатка и благополучия. В ней замешивали тесто, а старую никогда не выбрасывали. Перед замужеством невеста садилась на дежу, и ей расплетали косу.
ЗЮЗЯ НА ДВОРЕ – КУТЬЯ НА СТОЛЕ
Фото: Кудрявцева Лариса/ kpmedia.ru
Дед Зюзя – белорусский родной брат русского Деда Мороза. Так называли мифического персонажа, Мороза, в некоторых белорусских говорах, например, в Полесье. Изображался в виде лысого деда небольшого роста, с длинной седой бородой. Он носит тулуп, но ходит без сапог, без шапки. В крепкий мороз бьет своей ледяной булавой по деревьям, чтобы они трещали. Согласно поверью, Зюзя так вызывает пургу, метель и стужу. Зюзя заглядывает в белорусские деревни и предупреждает трудолюбивых крестьян о надвигающихся трескучих морозах. Дед Зюзя справедлив – бедные семьи оберегает от холода, а голодного человека накормит вкусной кутьей. Недаром существует присказка: «Зюзя на дворе — кутья на столе».
С древних дохристианских времен у славян Дед Мороз был божественным повелителем зимней стужи, снега и ветра, замерзших рек и снежных сугробов. Изначально его представляли как могучего старика огромного роста с длинной седой бородой. Воспринимался как могущественный волшебник с суровым характером. В гардеробе Деда Мороза долгополые шубы трех цветов: белая, синяя и красная, на седовласой голове боярская шапка, украшенная разноцветными кристаллами, в руках он держит посох и мешок с подарками. По старой традиции передвигается он на тройке великолепных белых лошадей, символизирующих три зимних месяца.
ДРЕВНИЙ КОД
Фото: wikimedia.org
В каждой области, районе, а то и в деревне были свои орнаменты. Ромбы символизировали благополучие. Солнце, красный цвет – символ огня, жизни. Черный – символ земли, почвы. Васильковый – цвет неба, василька.
Белорусская культура смогла сохранить первозданный вид орнамента со стародавних времен. И более того, красные узоры на белом фоне до сих пор широко используются в повседневной жизни.
Как и в русской культуре, в Беларуси орнаменты считались оберегами. В них вкладывались положительные эмоции, поэтому ни в одном орнаменте вы не найдете символа смерти, горя или боли.
Этот рисунок из красных ниточек и есть источник информации о жизни, быте, проблемах и заботах предыдущих поколений.
КРАСНЫМ ПО БЕЛОМУ
Традиционная одежда белорусов. Фото: Тимофеева Ксения/ kpmedia.ru
Белорусы особо ценили белый цвет – цвет здоровья, свободы и независимости.
У историков нет единого мнения о происхождении топонимов «Белоруссия», «Белая Русь». Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к популярному белому цвету льняной одежды и светлых волос местных жителей.
А вот на Руси «красный» всегда был синонимом слова «красивый». Вспомните народные сказки, в которых фигурирует красна девица, что значит статная, приятная девушка.
Красный цвет у всех славян являлся символом огня, солнца, плодородия, любви, продолжения и защиты рода, воинского и мужского начала, крови, оберега.
УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЕЖ
Фото: Тимофеева Ксения/ kpmedia.ru
Ох уж эти свадебные гуляния! И в России, и в Беларуси свадьбу играть было принято в конце лета или в начале осени, как раз к концу сбора урожая. А вот в период церковных постов наши предки такие торжества не проводили. Если в теплое время года молодожены не успели обвенчаться, то следующий свадебный сезон начинался от Крещенских праздников до самой Масленицы, так называемый период зимнего мясоеда.
По традициям Синеокой, обручальные кольца молодоженов были из разных металлов, для невесты кольцо выливали из серебра, а для жениха – из золота. Считалось, что таким образом заключается союз между солнцем и луной.
Хорошей приметой у белорусов считалось после бракосочетания пронести молодую жену на руках через семь мостов – ради семейного счастья.
В остальном же традиции славянских народов похожи. Невесту сначала сватали, сваты приходили не с пустыми руками, приносили мед, каравай, подарки. А для чтобы на сватовстве не получить отказ, засылали «сватью», которая расхваливала жениха и получала согласия девушки.
Гулять на свадьбе полагалось три дня – много пить, есть, громко петь и танцевать.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Какова пряха, такова на ней и рубаха
Белорусский национальный костюм – один из самых ярких символов народа Синеокой
Молодец в кафтане, девка в сарафане
В русском национальном костюме есть что-то волшебное и завораживающее. А носить одежду с элементами национальных мотивов сегодня не только ярко, но и модно
Будаки на Волге
Откуда взялись белорусские деревни в центре России
Горячая «бабка» под «крамбамбулю»
Не драником единым! Пять белорусских национальных блюд для праздника желудка