Музыка над Нёманом
Концертом на сцене Гродненского областного драмтеатра начались гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра
Публика, в большинстве своем молодая, энергично заполняла зал. Драмтеатр, расположенный в красивейшем месте над рекой Неман (или Нёман, как ее называют в Беларуси), окруженный замками и костелами, похоже, любимое место горожан. Ожидания от того, что покажут сегодня на сцене, их не обманывают. Как только распахивается занавес и оркестр, юным участникам которого всего по 14 – 18 лет, заиграл «Мелодию» Чайковского, зрители поняли, какой серьезный коллектив к ним пожаловал.
СОЮЗНЫЙ И МОЛОДЕЖНЫЙ
У молодежного коллектива, который через два года отметит 10-летие, яркая история. Возник он на волне мирового интереса к «смешанным» оркестрам, когда представители разных стран и национальностей создавали ансамбли, которые играли известные музыкальные произведения по-иному. И получалось такое единое культурное пространство. Удивительно, но первый объединенный оркестр – российско-американский – был создан еще во времена «холодной войны», потом появились Славянский молодежный оркестр, Молодежный оркестр стран СНГ и, наконец, в 2008 году – Молодежный оркестр Союзного государства. Причем он стал логичным продолжением другого союзного проекта – мастер-классов для творчески одаренных детей.
Дирижер Иван Костяхин. Фото: Михаил Исаченко
В оркестре собрали лучших учащихся элитных музыкальных школ России и Беларуси – Центральной музыкальной школы при Московской консерватории им. П.И.Чайковского и Республиканского музыкального колледжа при Белорусской академии музыки. У ребят два наставника – Кавалер ордена «Служение искусству», дирижер и руководитель Симфонического оркестра студентов Московской консерватории Вячеслав Валеев и дирижер Национального Большого театра оперы и балета РБ Иван Костяхин. Концертный репертуар складывался из произведений мировой классики и современных композиторов двух стран. И ребята не просто блестяще исполняют сложнейшие вещи, они способны, по меткому определению одного из дирижеров-основателей оркестра, «оторваться от земли и взлететь на крыльях музыки».
На первые свои гастроли оркестр отправился в 2009 году в Германию, а еще через год – в Италию, на Международный фестиваль молодежных оркестров во Флоренции. Буквально сразил итальянцев виртуозной игрой. Арт-директор фестиваля тогда отметил «высочайший уровень музыкантов, способных радовать и восхищать зрителей». Потом были успешные гастроли в Чехии, снова в Германии, в Великобритании. Два года гастролировал по городам Союзного государства, и вот вновь его маршрут пролегает через границу – в Вильнюс.
ЗА ГУМАНИЗМ И ПРОТИВ ВОЙНЫ
В гастрольном репертуаре традиционно представлена мировая, русская и белорусская классика. В связи с годом 125-летия Сергея Прокофьева на концерте в Гродно прозвучала его «Классическая» симфония, Концерт №1 для фортепиано с оркестром и – на бис – «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
- На фоне происходящего в мире хочется, чтобы наши концерты несли гуманистическую, а также антивоенную направленность, - говорит Иван Костяхин. – Именно поэтому в нашей программе есть Ария для скрипки с оркестром белорусского композитора-фронтовика Л. Абелиовича и Концерт №2 для цимбал с оркестром Дмитрия Смольского. В Арии явственно звучат отголоски ужасов войны, знакомых многим поколениям белорусов, а почти «хатынская» вторая часть Концерта Дмитрия Смольского несет в себе мысль о том, как важно уметь созидать на пепелище.
На концерте в Гродно. Фото: Михаил Исаченко
И Марш Прокофьева, как ни странно, имеет прямое отношение к антивоенной тематике. Это марш-лозунг или даже сатирическая картинка, дающая яркое представление о том, что можно раздуть на пустом месте, надев фуражку с кокардой, мундир и собрав вокруг себя толпу прихлебателей. Эта музыка – вне времени, вне границ. Выбирая сюжеты и героев, композитор сохраняет главное – нравственную основу. Известно его высказывание о «Классической» симфонии – «Так бы написал Гайдн, если бы жил сейчас».
По реакции зала чувствовалось, что среди зрителей немало будущих музыкантов – ведь в Гродно немало музыкальных учебных заведений. Аплодисменты оглушали, звучали крики «браво!». Особый успех выпал на долю солисток – цимбалистки Александры Борисюк (Беларусь), пианистки Арины Валенковой (Россия), скрипачек Полины Дорофеевой (Беларусь) и Марины Цховребовой (Беларусь).
ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ
- Полтора часа мы наслаждались творчеством удивительно талантливых, красивых молодых людей, - сказала Елена Климович, занимающаяся проблемами культуры в Гродненском облисполкоме. - Меня особенно поразило то, что россияне и белорусы готовят программу отдельно, и перед концертом собираются вместе на очень короткое время. Этого хватает, чтобы раскрыть великую силу музыки, заложенную великими композиторами. Для меня это было погружение во что-то великое, очень важное. Суета ушла, появились светлые мысли. Больше всего мне понравился Концерт Сергея Прокофьева, где солировала Арина Валенкова. Под стать музыке проявлялся ее характер: сначала спокойное звучание, потом нарастал темп, иным становился характер музыкальной палитры. И для солистки уже не существовало ни зала, ни оркестра, хотя вместе с ним она была одно целое. Наверное, это самое важное, что весь оркестр – единое целое.
Цимбалистка Александра Борисюк. Фото: Михаил Исаченко
На поклоны Вячеслав Валеев вызвал не только солистов, но и музыкантов с галерки – в настоящей гармонии важна каждая нота, каждый полутон.
В Гродно юные музыканты жили в пансионате «Энергетик», в 60 километрах от Гродно. Им устроили познавательную экскурсию по городу. А утром следующего дня на автобусах они отправились в Вильнюс, где 2 ноября на сцене Концертного зала Дома конгрессов состоится второй концерт.
Организовали гастроли Молодежного оркестра Международный культурный центр (Москва) и Белорусская государственная филармония (Минск).