Свою первую песню Высоцкий спел в фильме Турова
Классику белорусского кино 25 октября исполнилось бы 80 лет. Корреспондент «СВ» поговорила с друзьями и коллегами о легендарном режиссере и сценаристе
Елена БОРЗОВА, заслуженная артистка России:
- Прошло двадцать лет, как его нет с нами. Но я и сейчас помню его интонацию, манеру общения. Это человек, который «видел небо и космос» - у него бывали настоящие озарения.
Совершенно ложно обвиняли Турова в том, что «Людей на болоте» он снял из конъюнктурных соображений. Если бы так, фильм не был бы пронизан болью и сопричастностью к судьбе белорусского народа. Не было бы любования природой и глубоких размышлений о смысле жизни.
Круг общения был широчайший, но он никому себя не навязывал. Был одним из самых близких друзей Высоцкого, который снялся у него в фильме «Я родом из детства» и впервые спел свою песню.
«Шляхтич Завальня» - белорусский эпос с красиво снятыми обрядами. Фильм полон символов. Например, в моей героине Белой Сороке раскрываются три ипостаси женщины: искусительницы, носительницы зла и вестницы, прилетающей из небытия, чтобы предупредить мужа о грядущих несчастьях.
Картину «Черный аист», считаю, режиссер снял про себя. Главного героя сыграл Борис Невзоров. Актеры раскрывались в его картинах необычайно. Вспомните, какую знатную знахарку-ведунью сыграла в «Людях на болоте» Стефания Станюта! Актриса сама жила в гармонии с природой. Помню, шутила: «Леночка, я такая старая, что помню, как по Красной площади трамваи ходили».
Борис НЕВЗОРОВ, народный артист России:
- Беларусь - многострадальная земля, люди, живущие там, как никто знают, что такое война. Режиссер умел это изображать в искусстве. Снимался в его фильме «Люди на болоте». За основу взяли роман Ивана Мележа - о становлении Советской власти в белорусской деревушке, о вечных страстях человеческих. О том, что, когда наступает час икс, из людей почему-то начинает вылезать самое низменное.
С этим фильмом мы взяли Гран-при на фестивале в Таллине. Радостную новость нам заранее по секрету сообщил один из членов жюри, кинорежиссер Вадим Абдрашитов. Причем с такой формулировкой: «Я теперь знаю, как надо кино снимать!»
Туров был учеником Довженко и смысл искал во всем, не только в словах. После «Людей на болоте» я участвовал почти в каждой его картине. Он называл меня своим талисманом.
Николай БУРЛЯЕВ, народный артист России:
- Туров был ярким талантом, лидером белорусского кино. И при этом хорошим организатором, который крепко держал в руках киностудию «Беларусьфильм».
Познакомились мы с ним в конце 80-х. Предложил сняться в роли жокея Филиппа в картине «Высокая кровь». Сцену конного заезда снимали в Польше. Туров зашел ко мне в гримерку: «Мы подобрали тебе лучшую лошадь - чудом выпросили на пару часов». И действительно: мой Фаворит был настолько хорош, что тут же рванул со старта и пришел к финишу первым. Но почему-то именно этот кадр Туров вырезал.
Кстати, фестиваль «Золотой витязь» в начале 90-х был придуман на кухне белорусского режиссера. Как-то с Владимиром Гостюхиным пили у Турова чай (и не только) и решили его создать. На втором кинофоруме присудили Виктору Тимофеевичу высшую награду - золотую медаль за выдающийся вклад в кинематограф.
Человек он был очень эмоциональный, иногда резкий, но при этом скромный. И как же весело было с ним отдыхать!
Он жив, пока о нем помнят
Фото: Виталий Пивоварчик.
Проспект Независимости, 145. По этому адресу в обычной девятиэтажке Виктор Туров прожил 21 год. На ее стене и установили памятную доску.
- Мне приятно осознавать, что мы, белорусы, помним свои корни. Человек жив, пока о нем помнят, - сказала его дочь, тоже режиссер Елена Турова.
Народу на открытие пришло много - не помешал ни сильный ветер, ни холодный осенний дождь. Были известные люди, в том числе народный артист Беларуси Александр Ефремов, народный артист России Николай Бурляев.
- После непогоды всегда наступает просветление. Такое же чувство испытываю, когда смотрю туровские фильмы, - сказал министр культуры Беларуси Борис Светлов.
ДОСЬЕ «СВ»
Виктор Туров родился 25 октября 1936 года в Могилеве. Окончил ВГИК, мастерскую Александра Довженко и Михаила Чиаурели. С 1959 года работал на «Беларусьфильме». Автор ряда документальных фильмов и сюжетов в киножурнале «Советская Беларусь». Вел режиссерскую мастерскую в Белорусской академии искусств.
В 1976 - 1981 годах был первым секретарем Союза кинематографистов Белорусской ССР.
В фильмографии режиссера - двадцать картин. Среди них: «Через кладбище» (по рейтингу ЮНЕСКО, вошел в сотню лучших фильмов мира), «Я родом из детства», «Черный аист», «Точка отсчета», «Красный цвет папоротника», «Высокая кровь».