Территория любви Владимира Гостюхина
В Деловом и культурном центре Посольства РБ в РФ, в рамках юбилейного турне, состоялся творческий вечер народного артиста Беларуси
Зрители посмотрели музыкально-поэтическую композицию по поэме Сергея Есенина «Анна Снегина», которую исполнили для них постановщик спектакля Владимир Гостюхин и актриса театра и кино Лариса Маршалова. В спектакле прозвучали песни на стихи Есенина в исполнении вокальной группы «Чистый голос». Кроме того, зрителям показали документальную ленту «Территория моей любви», посвященную встрече Владимира Гостюхина через годы со своей «малой» родиной – Екатеринбургом.
На вопрос корреспондента «СВ», какой город в юбилейном турне вызвал в его душе самые теплые чувства, актер сказал:
- Во всех городах – в Перми, Ставрополе, Севастополе, Москве меня встречают прекрасные зрители, которым я благодарен за признание, но Севастополь выделяю особо. Для меня это святой город, ощущаю себя счастливым, приезжая туда. Помню горячие аплодисменты севастопольских зрителей, помню, как они бисировали под музыку.
Кадр из фильма.
От «Хождения по мукам» к «Восхождению»
Вот так это и бывает. Ассистент по актерам пришла в Театр Советской армии посмотреть на одного артиста, а увидела меня, я случайно был введен на роль в этом спектакле. Моя работа ей понравилась, и через день в театре меня ждала записка – просили прочесть сценарий «Хождения по мукам» и приглашали на «Мосфильм». Роман проглотил одним махом, прочел сценарий, роль Красильникова меня потрясла. На «Мосфильм» мчался с огромным желанием играть это. Василий Ордынский видел, что я рвусь к роли, но у меня ничего не получается, и как-то сказал - «Пока не освободишься от чрезмерности, у тебя ничего не выйдет». Я прислушался, и вскоре начал сниматься.
Однажды отличился в эпизоде, и мы решили отметить удачу. Пригласил к себе оператора с ассистентом, осветителей, накрыл стол. И тут ассистент говорит – «На «Мосфильме» будут снимать про партизан, фактура у тебя подходящая - там роль предателя есть…» И – уходит. Через какое-то время возвращается – «Все, я тебя утвердил». Ну, мы похохотали, разошлись. А в театре мне снова записочка - из группы фильма «Восхождение», приглашают на пробы, на одну из главных ролей. Режиссер – Лариса Шепитько. Я прочел повесть Василя Быкова «Сотников» и обалдел - блистательная литература, и сценарий так изящно написан – неужели судьба делает мне такой подарок?!. На «Мосфильме» в комнате съемочной группы вижу красивую, статную женщину, с аристократическими манерами. Думаю – «На кого же ее-то пробуют?» А меня знакомят – Лариса Шепитько. Очередное потрясение - как такая изящная женщина будет снимать фильм, где стреляют, вешают, убивают, где действие происходит в страшные морозы?! Сняла. Фильм получил главный приз на Всесоюзном фестивале в Риге, Госпремию СССР и «Золотого медведя» в Берлине. Единственная печаль - меня не пустили в Берлин, как исполнитель роли предателя не имел права представлять советское кино за рубежом.
Персона нон грата для Товстоногова
После «Восхождения» было много предложений в кино. Из театра я ушел, отказавшись от нескольких лестных приглашений, в том числе из БДТ, куда Товстоногов звал в свой спектакль. Отказался и - стал персоной нон грата для Георгия Александровича...
Ежегодно снимался в нескольких фильмах - «Случайный пассажир», «Старшина», «Охота на лис», «В поисках капитана Гранта», «Америкэн бой», «Левша»… в «Левше» Овчарова сыграл атамана Платова, а потом у него же снялся в картине по поэме Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Обожаю работать с Сергеем Овчаровым – это всегда импровизация, возможность делать какие-то сумасшедшие вещи.
И, конечно, в особом ряду для меня фильмы, посвященные Великой Отечественной войне. Для меня эта тема святая, мой отец Василий Павлович Гостюхин был инвалидом войны, мама работала санитаркой в поезде. Из нашей родовы на войне погибло семь человек – папины братья, мои дяди. Сейчас снимается много военных сериалов, но редко появляются картины, которые достойно говорят об этом времени. Из своих военных фильмов особенно ценю, конечно, «Восхождение», картины «Старшина» и «Генерал», где сыграл генерала Горбатова, «Три дня лейтенанта Кравцова», «Первый после Бога».
В 90-е годы, вы знаете, пытались оболгать это время, называя священную войну «просто войной», а это неправда. Война - это небесные сражения добра и зла, в 1945-ом году победило Добро, и носитель этого Добра - наша земля. И меня просто потряс тот факт, что в последние годы возникло народное движение «Бессмертный полк»: искренние чувства людей пробиваются поперек всех экспериментов и псевдореформ. Народ сказал – «Вот это для нас – святое!» Настоящий референдум за правду и истину. И правители должны ориентироваться именно на это - вот твой народ, и ты должен ему служить так, чтобы он был счастлив.
«Дальнобойщики» зажигали нас с Владом
Ни один фильм с моим участием не имел такого успеха, как сериал «Дальнобойщики». Особенно первые 20 серий. Хотя сложностей было немало – финансировал сериал небезызвестный владелец канала НТВ Гусинский, который с деньгами сбежал за границу. И мы с Владом Галкиным два месяца снимались бесплатно. Мы вообще снимались за небольшие деньги, это сейчас актеры получают несравнимо большие гонорары. На экранах тогда была одна грязь – менты, проститутки, уголовники, в театрах то же самое, а тут прочитал сценарий – про нормальных мужиков речь идет. Меня это захватило, тем более, что партнером был Влад Галкин. Мы зацепились друг за друга, нас заводил кураж существования в этих обстоятельствах, было весело и печально, грустно и смешно. Влад – горячий, молодой, все трюки хотел делать сам, и однажды в сцене большой драки получил травму. Я всегда говорил ему, что есть каскадеры, хотя по молодости и сам прыгал, падал, горел без чьей-либо помощи. Но как старший товарищ пытался предостеречь. Не удалось - на съемках «Диверсанта» Влад так сильно травмировался, что ему чуть не отняли ногу.
На съемках «Дальнобойщиков» меня постоянно спрашивали – «Ты сам водишь КАМАЗ?» А там кабина с рычагами управления стояла на платформе, две камеры и осветительные приборы цепляли к тягачу, двигавшемуся впереди кавалькады из 5-7 машин, и так мы ехали по Волоколамскому шоссе. Снимали по ночам. Когда ехали, все сверкало и сияло, как в фантастическом фильме. Потом в этом же месте снимали днем, и как-то нам с Владом захотелось пить. Подходим к домику, где бабуля на скамейке сидит. Она воды принесла и спрашивает – «Что делаете?» - «Да вот кино снимаем». – «Кино надо было ночью снимать, у нас тут всю ночь тарелки летали – туда-сюда». Мы улыбнулись, но тайны, конечно, не раскрыли.
После «Дальнобойщиков» мне, как Алле Пугачевой, невозможно было в магазин зайти, все сбегались – дай автограф, сфотографируйся. Помню, мама подводит 2-хлетнего карапета: «Кто это?» - «Дядя Болсая масына». Вот такая слава обрушилась.
Мафиози – это тоже роль
Один из самых любимых моих фильмов - купеческая сага «В лесах и на горах» по роману Мельникова-Печерского, 24 серии. С удовольствием играю купца - прекрасен материал, хорош режиссер и замечателен ансамбль партнеров, редко бывает такое совпадение. А в современном кино мне довелось играть «плохих парней», например, в телесериале «Доктор Смерть». Мой герой был выходцем из 90-х, вошедший во власть, настоящий мафиози. И мне интересен был характер человека, выбравшего себе такую дорогу. Вот он – такой, и таких людей немало в нашей жизни. Их тоже нужно показывать на экране, и я старался всегда делать их похарактернее, поинтереснее. Одна из недавних работ такого рода – директор «Мосфильма» в телесериале «Оттепель». Очень интересно было работать, все-таки «Мосфильм» для меня родной дом, я много чего пережил на этой киностудии, и очень много сделал там.
Интересная работа была в «Апофегее» по повести Юрия Полякова. Сыграл секретаря парторганизации А сейчас у меня два казацких проекта на ТВ: атаман в телесериале «Казаки» и только что снялся в «Гроздьях винограда». Это история казацкой семьи с Дона, охватывающая период с начала 50-х до конца 80-х. Снимали в шолоховских местах, в Вешках, там, где Бондарчук снимал свою версию «Тихого Дона», я сыграл у него Петра. Урсуляк там же снимал свой «Тихий Дон». Вскоре обе работы увидите на экране.
Фото: embassybel.ru