Территория любви Владимира Гостюхина
В Деловом и культурном центре Посольства РБ в РФ, в рамках юбилейного турне, состоялся творческий вечер народного артиста Беларуси
Зрители посмотрели музыкально-поэтическую композицию по поэме Сергея Есенина «Анна Снегина», которую исполнили для них постановщик спектакля Владимир Гостюхин и актриса театра и кино Лариса Маршалова. В спектакле прозвучали песни на стихи Есенина в исполнении вокальной группы «Чистый голос». Кроме того, зрителям показали документальную ленту «Территория моей любви», посвященную встрече Владимира Гостюхина через годы со своей «малой» родиной – Екатеринбургом.
На вопрос корреспондента «СВ», какой город в юбилейном турне вызвал в его душе самые теплые чувства, актер сказал:
- Во всех городах – в Перми, Ставрополе, Севастополе, Москве меня встречают прекрасные зрители, которым я благодарен за признание, но Севастополь выделяю особо. Для меня это святой город, ощущаю себя счастливым, приезжая туда. Помню горячие аплодисменты севастопольских зрителей, помню, как они бисировали под музыку.
![Территория любви Владимира Гостюхина Территория любви Владимира Гостюхина](/upload/medialibrary/b89/0710_3.jpg)
Кадр из фильма.
От «Хождения по мукам» к «Восхождению»
Вот так это и бывает. Ассистент по актерам пришла в Театр Советской армии посмотреть на одного артиста, а увидела меня, я случайно был введен на роль в этом спектакле. Моя работа ей понравилась, и через день в театре меня ждала записка – просили прочесть сценарий «Хождения по мукам» и приглашали на «Мосфильм». Роман проглотил одним махом, прочел сценарий, роль Красильникова меня потрясла. На «Мосфильм» мчался с огромным желанием играть это. Василий Ордынский видел, что я рвусь к роли, но у меня ничего не получается, и как-то сказал - «Пока не освободишься от чрезмерности, у тебя ничего не выйдет». Я прислушался, и вскоре начал сниматься.
Однажды отличился в эпизоде, и мы решили отметить удачу. Пригласил к себе оператора с ассистентом, осветителей, накрыл стол. И тут ассистент говорит – «На «Мосфильме» будут снимать про партизан, фактура у тебя подходящая - там роль предателя есть…» И – уходит. Через какое-то время возвращается – «Все, я тебя утвердил». Ну, мы похохотали, разошлись. А в театре мне снова записочка - из группы фильма «Восхождение», приглашают на пробы, на одну из главных ролей. Режиссер – Лариса Шепитько. Я прочел повесть Василя Быкова «Сотников» и обалдел - блистательная литература, и сценарий так изящно написан – неужели судьба делает мне такой подарок?!. На «Мосфильме» в комнате съемочной группы вижу красивую, статную женщину, с аристократическими манерами. Думаю – «На кого же ее-то пробуют?» А меня знакомят – Лариса Шепитько. Очередное потрясение - как такая изящная женщина будет снимать фильм, где стреляют, вешают, убивают, где действие происходит в страшные морозы?! Сняла. Фильм получил главный приз на Всесоюзном фестивале в Риге, Госпремию СССР и «Золотого медведя» в Берлине. Единственная печаль - меня не пустили в Берлин, как исполнитель роли предателя не имел права представлять советское кино за рубежом.
Персона нон грата для Товстоногова
После «Восхождения» было много предложений в кино. Из театра я ушел, отказавшись от нескольких лестных приглашений, в том числе из БДТ, куда Товстоногов звал в свой спектакль. Отказался и - стал персоной нон грата для Георгия Александровича...
Ежегодно снимался в нескольких фильмах - «Случайный пассажир», «Старшина», «Охота на лис», «В поисках капитана Гранта», «Америкэн бой», «Левша»… в «Левше» Овчарова сыграл атамана Платова, а потом у него же снялся в картине по поэме Филатова «Сказ про Федота-стрельца». Обожаю работать с Сергеем Овчаровым – это всегда импровизация, возможность делать какие-то сумасшедшие вещи.
И, конечно, в особом ряду для меня фильмы, посвященные Великой Отечественной войне. Для меня эта тема святая, мой отец Василий Павлович Гостюхин был инвалидом войны, мама работала санитаркой в поезде. Из нашей родовы на войне погибло семь человек – папины братья, мои дяди. Сейчас снимается много военных сериалов, но редко появляются картины, которые достойно говорят об этом времени. Из своих военных фильмов особенно ценю, конечно, «Восхождение», картины «Старшина» и «Генерал», где сыграл генерала Горбатова, «Три дня лейтенанта Кравцова», «Первый после Бога».
В 90-е годы, вы знаете, пытались оболгать это время, называя священную войну «просто войной», а это неправда. Война - это небесные сражения добра и зла, в 1945-ом году победило Добро, и носитель этого Добра - наша земля. И меня просто потряс тот факт, что в последние годы возникло народное движение «Бессмертный полк»: искренние чувства людей пробиваются поперек всех экспериментов и псевдореформ. Народ сказал – «Вот это для нас – святое!» Настоящий референдум за правду и истину. И правители должны ориентироваться именно на это - вот твой народ, и ты должен ему служить так, чтобы он был счастлив.
«Дальнобойщики» зажигали нас с Владом
Ни один фильм с моим участием не имел такого успеха, как сериал «Дальнобойщики». Особенно первые 20 серий. Хотя сложностей было немало – финансировал сериал небезызвестный владелец канала НТВ Гусинский, который с деньгами сбежал за границу. И мы с Владом Галкиным два месяца снимались бесплатно. Мы вообще снимались за небольшие деньги, это сейчас актеры получают несравнимо большие гонорары. На экранах тогда была одна грязь – менты, проститутки, уголовники, в театрах то же самое, а тут прочитал сценарий – про нормальных мужиков речь идет. Меня это захватило, тем более, что партнером был Влад Галкин. Мы зацепились друг за друга, нас заводил кураж существования в этих обстоятельствах, было весело и печально, грустно и смешно. Влад – горячий, молодой, все трюки хотел делать сам, и однажды в сцене большой драки получил травму. Я всегда говорил ему, что есть каскадеры, хотя по молодости и сам прыгал, падал, горел без чьей-либо помощи. Но как старший товарищ пытался предостеречь. Не удалось - на съемках «Диверсанта» Влад так сильно травмировался, что ему чуть не отняли ногу.
На съемках «Дальнобойщиков» меня постоянно спрашивали – «Ты сам водишь КАМАЗ?» А там кабина с рычагами управления стояла на платформе, две камеры и осветительные приборы цепляли к тягачу, двигавшемуся впереди кавалькады из 5-7 машин, и так мы ехали по Волоколамскому шоссе. Снимали по ночам. Когда ехали, все сверкало и сияло, как в фантастическом фильме. Потом в этом же месте снимали днем, и как-то нам с Владом захотелось пить. Подходим к домику, где бабуля на скамейке сидит. Она воды принесла и спрашивает – «Что делаете?» - «Да вот кино снимаем». – «Кино надо было ночью снимать, у нас тут всю ночь тарелки летали – туда-сюда». Мы улыбнулись, но тайны, конечно, не раскрыли.
После «Дальнобойщиков» мне, как Алле Пугачевой, невозможно было в магазин зайти, все сбегались – дай автограф, сфотографируйся. Помню, мама подводит 2-хлетнего карапета: «Кто это?» - «Дядя Болсая масына». Вот такая слава обрушилась.
Мафиози – это тоже роль
Один из самых любимых моих фильмов - купеческая сага «В лесах и на горах» по роману Мельникова-Печерского, 24 серии. С удовольствием играю купца - прекрасен материал, хорош режиссер и замечателен ансамбль партнеров, редко бывает такое совпадение. А в современном кино мне довелось играть «плохих парней», например, в телесериале «Доктор Смерть». Мой герой был выходцем из 90-х, вошедший во власть, настоящий мафиози. И мне интересен был характер человека, выбравшего себе такую дорогу. Вот он – такой, и таких людей немало в нашей жизни. Их тоже нужно показывать на экране, и я старался всегда делать их похарактернее, поинтереснее. Одна из недавних работ такого рода – директор «Мосфильма» в телесериале «Оттепель». Очень интересно было работать, все-таки «Мосфильм» для меня родной дом, я много чего пережил на этой киностудии, и очень много сделал там.
Интересная работа была в «Апофегее» по повести Юрия Полякова. Сыграл секретаря парторганизации А сейчас у меня два казацких проекта на ТВ: атаман в телесериале «Казаки» и только что снялся в «Гроздьях винограда». Это история казацкой семьи с Дона, охватывающая период с начала 50-х до конца 80-х. Снимали в шолоховских местах, в Вешках, там, где Бондарчук снимал свою версию «Тихого Дона», я сыграл у него Петра. Урсуляк там же снимал свой «Тихий Дон». Вскоре обе работы увидите на экране.
Фото: embassybel.ru