Народная артистка России Лариса Удовиченко: Мне 61 год, а вслед по-прежнему кричат: «Эй, девушка!»
На кинофестивале «Восток & Запад» в Оренбурге актрисе вручили награду «За вклад в киноискусство». Звезда фильмов «Место встречи изменить нельзя» и «Зимняя вишня» активно снимается и гастролирует по стране. На одной из творческих встреч со зрителями побывал корреспондент «СВ»
«ИГРАЛА БОЙ-БАБ, А В ДУШЕ - САМА НЕВИННОСТЬ»
- В вашей профессии очень важна удача.
- Мне повезло: во ВГИКе попала в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Это был 1972 год. Во время учебы наш курс не так часто видел мастера: Герасимов был государственным человеком, постоянно находился в деловых поездках. Чаще всего встречались на репетициях и на съемочных площадках. Знания, которые он вложил в нас, пригодились на всю жизнь.
Снялась в двух картинах Герасимова. Часто вспоминаю, как он помог мне найти ключ к образу в «Красном и черном». Сказал, что моя героиня Аманда Бине должна быть похожей на птичку, которая щебечет и кокетничает.
Когда готовились к фильму «Дочки-матери», из Ленинграда приезжал знаменитый советский драматург, сценарист Александр Володин. Для меня он придумал роль строптивой девочки.
Всегда казалось, что я лирическая героиня. Но меня всю жизнь отводили от этого амплуа. В институте играла Элизу Дулиттл в «Пигмалионе», бой-баб во всех водевилях. Не знаю, как находила в себе нужные краски - в жизни я совсем другой человек.
«МАНЬКУ-ОБЛИГАЦИЮ СЫГРАТЬ НЕ ДАМ!»
- Пригодились советы мастера?
- Когда снималась у Говорухина в роли Маньки-Облигации в саге «Место встречи изменить нельзя». Ее часто показывают по телевидению. Каждый раз сажусь с намерением посмотреть фрагмент и не могу оторваться до конца.
Сначала пробовалась на роль милиционера Синичкиной, но заприметила Маньку. «Хорошая роль, я бы хотела сыграть», - говорю Говорухину. А он в ответ: «Посмотри на себя, какая ты Облигация?! Не хочешь Синичкину - до свидания!» И отправил меня домой.
Потом телеграммой сообщил, что все-таки утверждена на роль. И тут я перепугалась. Манька-то женщина сомнительного поведения: как играть? Начали репетировать. Что-то придумывала сама, какие-то движения подсказывал Высоцкий. И вот там, где моя героиня говорит: «А ты меня за руку ловил, волчина позорный, чтоб про мои дела на людях рассуждать?!», нужно было сделать устрашающий тюремный жест. Снимали долго и безуспешно. В кадре просто махнула рукой. А как только отсняли - жест получился. Как будто всю жизнь умела!
Кстати, у Станислава Говорухинаснималась еще школьницей в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». В чепчике и кудельках, в красивом платьице должна была подбежать к Робинзону и сказать: «Вас ждет отец». На премьеру пригласила весь класс, но в картине меня не оказалось - Говорухин вырезал. Вот это я ему и припомнила на съемках «Места встречи».
МИХАЛКОВ ЗАСТАВЛЯЛ СЛУШАТЬ КЛАССИКУ
- Говорят, что современные режиссеры перестали репетировать...
- И напрасно. Знаете, как Никита Михалков готовил к съемкам в картине «Автостоп»? Каждый день давал слушать классическую музыку. А потом, когда душа уже где-то парила, тихонечко выключал: «Ну, теперь давайте…» И ты на подъеме, чувствуя баланс между космосом и реальностью, начинал работать.
Глеб Панфилов, у которого снималась в фильме «Валентина», требовал сидеть на площадке каждый день, даже если ты не был занят. Сибирь снимали в подмосковном Алабино, жили в солдатских казармах и без конца репетировали. Чтобы добиться не только внешней, но и внутренней правдоподобности, Панфилов заставил меня поправиться на семь килограммов. В результате изменилась не только пластика и речь, но и мышление.
ДОСЬЕ «СВ»
Лариса Удовиченко родилась в 1955 году в Вене. В 1976-м окончила ВГИК. Сниматься в кино начала еще школьницей. Первую серьезную роль сыграла в 1974 году, в фильме «Дочки-матери» Сергея Герасимова (Галя). Всесоюзная слава пришла к актрисе после фильма «Место встречи изменить нельзя», где она сыграла Маньку-Облигацию.В творческой биографии актрисы больше 120 ролей. Среди них - работы в фильмах «Зимняя вишня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Любить по-русски», «Женская логика», «Даша Васильева. Любительница частного сыска». Играет в антрепризах.
КОРОТКО О...
Вечной молодости
- В апреле мне исполнился 61 год, а на улицах до сих пор вслед кричат: «Эй, девушка!»
Феномене Высоцкого
- Когда снималась в «Месте встречи», не была поклонницей Высоцкого. Не восхищалась им. Не понимала его песен, хотя слушала не раз. И только лет десять назад, перечитав его стихи, поняла, какой это феномен! Помните сцену, где Манька поет в каталажке? Эту песню придумал Владимир Семенович.
Однажды Высоцкий сделал мне маленький подарок: печатными буквами написал на листочке эту самую песню и оставил свой автограф. Долго его хранила, а недавно обнаружила, что куда-то исчез.
Фрейндлих в луже
- В фильме «Женская логика» снималась с Алисой Фрейндлих. По двенадцать часов каждый день. И была у нас сцена: я, со связанными руками и заклеенным ртом, лежу в грязной котельной. Алиса Бруновна решила вместе со мной лечь в лужу - чтобы подыграть. Пыталась переубедить ее: «Да что вы, не надо!» А она: «Тебе разве не легче будет сыграть, если увидишь мои глаза?» Вот так ведут себя настоящие звезды!
А молодые вне кадра сидят, уткнувшись в телефон. Все время что-то смотрят и пишут, как будто главная жизнь там - на экране, а на съемки просто так заскочили.
Продолжении «Зимней вишни»
- «Зимнюю вишню» снимали режиссер Игорь Масленников и оператор Юрий Векслер. Когда нам с Леной Сафоновой и Ниной Руслановой дали почитать сценарий, мы дружно закричали: «Да, будем сниматься!»
Легко и счастливо проходили съемки. Мы ничего не придумывали и даже отсебятину говорили в кадре, но она всегда была в контексте эпизода и фильма.
Недавно мне позвонил Масленников: «Лариса, говорят, ты в Ницце живешь?» Нет, говорю, это сказки. Разве что летом в Болгарию уезжаю - у меня там квартира. «Какое счастье, - ответил он, - скоро буду снимать продолжение «Зимней вишни», значит, могу рассчитывать на тебя?» Прислал мне на почту сценарий. Я, конечно же, согласилась.
Страхе за рулем
- Водить машину училась на съемках в кино. Моими педагогами были каскадеры: крупные планы снимали со мной, а трюки выполняли сами. За руль села в 1986 году. Езжу очень осторожно, со скоростью сорок километров в час. Всех пропускаю - боюсь, что в меня въедут.
Автомобилем пользуюсь каждый день - и зимой, и летом, - но не получаю удовольствия. Не мой это вид транспорта. На пассажирском сидении чувствую себя гораздо комфортнее.