САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Народная артистка России Лариса Удовиченко: Мне 61 год, а вслед по-прежнему кричат: «Эй, девушка!»

На кинофестивале «Восток & Запад» в Оренбурге актрисе вручили награду «За вклад в киноискусство». Звезда фильмов «Место встречи изменить нельзя» и «Зимняя вишня» активно снимается и гастролирует по стране. На одной из творческих встреч со зрителями побывал корреспондент «СВ»

Актриса знает секрет вечной молодости: минимум макияжа и работа в удовольствие. Фото: Михаил Фролов/ kpmedia.ru

«ИГРАЛА БОЙ-БАБ, А В ДУШЕ - САМА НЕВИННОСТЬ»

- В вашей профессии очень важна удача.

- Мне повезло: во ВГИКе попала в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Это был 1972 год. Во время учебы наш курс не так часто видел мастера: Герасимов был государственным человеком, постоянно находился в деловых поездках. Чаще всего встречались на репетициях и на съемочных площадках. Знания, которые он вложил в нас, пригодились на всю жизнь.

Снялась в двух картинах Герасимова. Часто вспоминаю, как он помог мне найти ключ к образу в «Красном и черном». Сказал, что моя героиня Аманда Бине должна быть похожей на птичку, которая щебечет и кокетничает.

Когда готовились к фильму «Дочки-матери», из Ленинграда приезжал знаменитый советский драматург, сценарист Александр Володин. Для меня он придумал роль строптивой девочки.

Всегда казалось, что я лирическая героиня. Но меня всю жизнь отводили от этого амплуа. В институте играла Элизу Дулиттл в «Пигмалионе», бой-баб во всех водевилях. Не знаю, как находила в себе нужные краски - в жизни я совсем другой человек.

«МАНЬКУ-ОБЛИГАЦИЮ СЫГРАТЬ НЕ ДАМ!»

- Пригодились советы мастера?

- Когда снималась у Говорухина в роли Маньки-Облигации в саге «Место встречи изменить нельзя». Ее часто показывают по телевидению. Каждый раз сажусь с намерением посмотреть фрагмент и не могу оторваться до конца.

Сначала пробовалась на роль милиционера Синичкиной, но заприметила Маньку. «Хорошая роль, я бы хотела сыграть», - говорю Говорухину. А он в ответ: «Посмотри на себя, какая ты Облигация?! Не хочешь Синичкину - до свидания!» И отправил меня домой.

Потом телеграммой сообщил, что все-таки утверждена на роль. И тут я перепугалась. Манька-то женщина сомнительного поведения: как играть? Начали репетировать. Что-то придумывала сама, какие-то движения подсказывал Высоцкий. И вот там, где моя героиня говорит: «А ты меня за руку ловил, волчина позорный, чтоб про мои дела на людях рассуждать?!», нужно было сделать устрашающий тюремный жест. Снимали долго и безуспешно. В кадре просто махнула рукой. А как только отсняли - жест получился. Как будто всю жизнь умела!

Кстати, у Станислава Говорухинаснималась еще школьницей в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». В чепчике и кудельках, в красивом платьице должна была подбежать к Робинзону и сказать: «Вас ждет отец». На премьеру пригласила весь класс, но в картине меня не оказалось - Говорухин вырезал. Вот это я ему и припомнила на съемках «Места встречи».

МИХАЛКОВ ЗАСТАВЛЯЛ СЛУШАТЬ КЛАССИКУ

- Говорят, что современные режиссеры перестали репетировать...

- И напрасно. Знаете, как Никита Михалков готовил к съемкам в картине «Автостоп»? Каждый день давал слушать классическую музыку. А потом, когда душа уже где-то парила, тихонечко выключал: «Ну, теперь давайте…» И ты на подъеме, чувствуя баланс между космосом и реальностью, начинал работать.

Глеб Панфилов, у которого снималась в фильме «Валентина», требовал сидеть на площадке каждый день, даже если ты не был занят. Сибирь снимали в подмосковном Алабино, жили в солдатских казармах и без конца репетировали. Чтобы добиться не только внешней, но и внутренней правдоподобности, Панфилов заставил меня поправиться на семь килограммов. В результате изменилась не только пластика и речь, но и мышление.


ДОСЬЕ «СВ»

Лариса Удовиченко родилась в 1955 году в Вене. В 1976-м окончила ВГИК. Сниматься в кино начала еще школьницей. Первую серьезную роль сыграла в 1974 году, в фильме «Дочки-матери» Сергея Герасимова (Галя). Всесоюзная слава пришла к актрисе после фильма «Место встречи изменить нельзя», где она сыграла Маньку-Облигацию.

В творческой биографии актрисы больше 120 ролей. Среди них - работы в фильмах «Зимняя вишня», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Любить по-русски», «Женская логика», «Даша Васильева. Любительница частного сыска». Играет в антрепризах.


КОРОТКО О...


Вечной молодости

- В апреле мне исполнился 61 год, а на улицах до сих пор вслед кричат: «Эй, девушка!»

Феномене Высоцкого

- Когда снималась в «Месте встречи», не была поклонницей Высоцкого. Не восхищалась им. Не понимала его песен, хотя слушала не раз. И только лет десять назад, перечитав его стихи, поняла, какой это феномен! Помните сцену, где Манька поет в каталажке? Эту песню придумал Владимир Семенович.

Однажды Высоцкий сделал мне маленький подарок: печатными буквами написал на листочке эту самую песню и оставил свой автограф. Долго его хранила, а недавно обнаружила, что куда-то исчез.

Фрейндлих в луже

- В фильме «Женская логика» снималась с Алисой Фрейндлих. По двенадцать часов каждый день. И была у нас сцена: я, со связанными руками и заклеенным ртом, лежу в грязной котельной. Алиса Бруновна решила вместе со мной лечь в лужу - чтобы подыграть. Пыталась переубедить ее: «Да что вы, не надо!» А она: «Тебе разве не легче будет сыграть, если увидишь мои глаза?» Вот так ведут себя настоящие звезды!

А молодые вне кадра сидят, уткнувшись в телефон. Все время что-то смотрят и пишут, как будто главная жизнь там - на экране, а на съемки просто так заскочили.

Продолжении «Зимней вишни»

- «Зимнюю вишню» снимали режиссер Игорь Масленников и оператор Юрий Векслер. Когда нам с Леной Сафоновой и Ниной Руслановой дали почитать сценарий, мы дружно закричали: «Да, будем сниматься!»

Легко и счастливо проходили съемки. Мы ничего не придумывали и даже отсебятину говорили в кадре, но она всегда была в контексте эпизода и фильма.

Недавно мне позвонил Масленников: «Лариса, говорят, ты в Ницце живешь?» Нет, говорю, это сказки. Разве что летом в Болгарию уезжаю - у меня там квартира. «Какое счастье, - ответил он, - скоро буду снимать продолжение «Зимней вишни», значит, могу рассчитывать на тебя?» Прислал мне на почту сценарий. Я, конечно же, согласилась.

Страхе за рулем

- Водить машину училась на съемках в кино. Моими педагогами были каскадеры: крупные планы снимали со мной, а трюки выполняли сами. За руль села в 1986 году. Езжу очень осторожно, со скоростью сорок километров в час. Всех пропускаю - боюсь, что в меня въедут.

Автомобилем пользуюсь каждый день - и зимой, и летом, - но не получаю удовольствия. Не мой это вид транспорта. На пассажирском сидении чувствую себя гораздо комфортнее.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Алексей Оверчук и Дмитрий Мезенцев обсудили выполнение Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства
  2. Сергей Митин: Динамика приобретения техники предприятиями АПК сохраняется за счет господдержки
  3. Прорабатывается визит Лукашенко в Турцию
  4. Журналиста Олега Кашина* объявили в розыск
  5. Вячеслав Володин выразил соболезнования в связи с уходом из жизни генсека ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонга
  6. Умер генсек ЦК Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг
  7. В Минской области стартовал трехдневный учебный сбор курсантов МЧС
  8. Путин обсудил с СБ обеспечение безопасности во время крупных мероприятий
  9. Зеленский допустил, что Украина не сможет вернуть силой утраченные территории
  10. Гершковича приговорили к 16 годам колонии
  11. Пленный сообщил, что солдаты ВСУ настроены ближе к РФ, но боятся преследования
  12. В СК предлагают сразу ставить на воинский учет при получении российского гражданства
  13. Открытие Олимпиады в Париже находится под угрозой срыва из-за забастовки
  14. Лукашенко обозначил задачи по сбору урожая в Беларуси
  15. Лукашенко: Ликвидаторы последствий урагана в Беларуси достойны госнаград

МНЕНИЯ

Во Львове убита главная укронацистка

Михаил Васильев

Фарион поплатилась за свою зоологическую ненависть ко всему русскому

Летите, соколы, летите

Павел Родионов

Новость, похожая на анекдот, пришла днях из зоны СВО.

О контроле за миграцией

Вячеслав Володин

Совершенствование миграционного законодательства имеет приоритетное значение для Государственной Думы.

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также