САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Никита Михалков: Ничто так не отравляет человеку жизнь, как зависть

Известный режиссер встретился с читателями на 29-й Московской книжной ярмарке

Сочи. Режиссер Никита Михалков на втором дне Международного конкурса молодых исполнителей популярной музыки "Новая Волна 2016". Фото: Гусева Евгения/ kpmedia.ru

Стенд «Эксмо», где представлял свои книги «Мои дневники. 1972-1993» и «Бесогон. Россия между прошлым и будущим» Никита Михалков, мог бить рекорды по популярности. Во всяком случае, автограф-сессию автору пришлось прервать - «осчастливить» всех все равно бы не удалось.

Появление «Дневников» в печати Никита Сергеевич объясняет тем, что однажды он понял, что записи, которые начал вести в 1972 году, во время службы на Тихоокеанском флоте, а потом продолжил «для памяти», уже работая в кино, стали «документом осознания времени, истории, человека». Режиссер всегда относился к ним как к «рабочему инструменту», но сегодня читатель имеет возможность проследить за становлением Михалкова в профессии и понять, как формировалась его гражданская позиция.

Книга «Бесогон. Россия между прошлым и будущим» написана по мотивам авторской программы Никиты Михалкова «Бесогон ТВ» на федеральном канале Россия 24, каждый выпуск которой собирает многомиллионную аудиторию. Автор возвращается к историческим аспектам развития России, дает оценку социальным и политическим процессам, происходящим в мире и в нашей стране. Приводит факты, ставит вопросы и предлагает вместе искать ответы.

Представляя книги, Никита Сергеевич произносил монологи, вступал в диалоги с ведущим и читателями, отвечал на вопросы, в том числе и корреспондента «СВ». Предоставляем его размышления вниманию читателей.

Вопрос от «СВ» заключался в следующем: «Что думает Михалков об Андрее Фомочкине, который развернул российский флаг в Рио, когда команда белорусских параолимпийцев вышла на поле?»

Режиссер ответил: "Думаю, что он продолжает партизанские традиции Беларуси, и - молодец!"



Рабу любви в пурге из яблоневых лепестков вы не увидели

Наша профессия требует жесткого отношения к материалу: беда, если не умеешь выбрасывать. Мне приходилось отказываться от потрясающих вещей на экране. Помните, в «Рабе любви» героиня смотрит хронику, которую снимают большевики? После этой сцены мы снимали объяснение оператора Потоцкого и Ольги Вознесенской в цветущем яблоневом саду. Во время съемки вдруг налетел ветер, листья сорвались в ураганном порыве, и наши герои оказались среди пурги из лепестков. Это было невероятно красиво, и что-то произошло в кадре: вся группа вытирала слезы. Но когда я показывал уже сложенную картину Павлу Тимофеевичу Лебешеву, гениальный оператор, мой друг, царство ему небесное, он не нашел этой сцены. И чуть не умер. Он так орал на меня, что можно было оглохнуть. А я убеждал его, что эта сцена на 12 минут отстоит от финала: «Эмоций не наберем, зрители выключатся на ней, и мы просадим финал». Очень трудно всегда выбрасывать, но жизнь научила меня отказываться от того, что стоило огромных трудов.

То же самое в «Бесогоне» - выбираем самое актуальное, и даже создали коллекцию из 40 выпусков. Сейчас по ТВ как раз идут эти повторы. А в книге мы собрали то, что казалось нам самым правильным и объемным, Бог даст, сделаем следующий том.

Смотрите авторские версии на ТВ

Когда снимали «Рабу любви», еще не было авторских версий на ТВ, альтернативных окончаний и сериального кино. Скажем, в «Солнечном ударе» уже есть фильм для экрана и четыре серии для ТВ, то же самое с фильмом «12», а в «Утомленных солнцем-2» есть экранная версия и 13 серий для ТВ. И это не значит, что при монтаже кино худшее выбросили, а потом вставили обратно и запустили эрзац для ТВ. Когда снимаю, всегда знаю, какая сцена не войдет в картину, но понадобится для того, чтобы расширить объем фильма на ТВ. Так что будете смотреть по каналу «Россия» «Солнечный удар» в 4-х сериях, знайте – это осознанно снятые эпизоды, которые не должны были войти в основную картину.

Они сами себя спалили, сообщив, что им нужно «повиновение»

Анонимность и безнаказанность интернета может довести человека до тяжелой болезни, потому что у него нет возможности даже ответить на то, как его поливают. Я научился относиться к этому философски, с какого-то момента для меня стало важно не то, что про меня думают люди, а то, что я думаю про них. Вспоминаю всегда замечательную фразу митрополита Одесского и Измаильского Агафангела: «Зависть - религия неталантливых. Это скорбь по чужой радости, а скорбящих надо жалеть». Собственно, я и жалею тех, кто ищет свою победу в чужих поражениях. Все равно зло, которое совершает человек, остается с ним, вспомните наш фильм «Очи черные». Зло, зависть, недоброжелательность - только кажется, что человек освободился, если выкинул их. Ничто так не отравляет жизнь человека, как зависть – «Ты можешь, а мы нет, почему?!» Поэтому и считаю зависть движущей силой зла. Не пускают наших паралимпийцев в Рио - из зависти, санкции устраивают - из зависти!.. Как там было написано - про российский флаг, который пронесли белорусы - что это «неповиновение»? Потрясающее слово, они сами себя спалили, сообщив, что им нужно «повиновение», чтобы разобрать квоты своим параолимпийцам, дабы не выиграли россияне. Это зависть, с которой нужно бороться усилием собственной воли и созиданием, потому что она разрушает все вокруг, и прежде всего - человека, который завидует.

О холодном пиве на ВДНХ, граблях и Голливуде

Конечно, я помню ВДНХ времен своего студенчества. Мы учились во ВГИКе, сбегали с лекций и замечательно проводили здесь время. Стояла прохладная осень, на выставке никого не было, только эти кафешки с мраморными столиками, где мы пили холодное пиво... А что сейчас? Идет обновление, и это здорово. Дай-то бог, чтобы вообще изменился вектор в стране: сколько потеряно за 23 года, сколько сделано глупостей, совершено преступлений и предательств. При этом мы понимаем, что не все, что было в 1991 году, было ужасным, даже касательно системы образования и воспитания.

Единственное, о чем жалею: неужели все время надо наступать на грабли? Все время исправляем что-то, вот меня спрашивают, что надо сделать, чтобы мы сравнялись с Голливудом? Да ничего не надо и вообще зачем сравниваться с Голливудом? Что надо сделать, чтобы наше кино любили на Западе? А зачем нам это надо?! Если хотя бы половина из 140 млн живущих в нашей стране, будут любить наше кино, мое, в том числе, буду счастлив.

Однажды моей жизни угрожал медведь…

Надо разделять: бывает страх детский, когда боишься врать отцу-матери, что, кстати говоря, есть часть воспитания. Я не согласен с теми, кто считает, что детям нужно дать свободу-волю, пусть растут сами. В Японии так, но мы не японцы, у нас другой менталитет. Иерархическое построение семьи – это по-русски и, на мой взгляд, правильно. Потому что равенства никогда не было и не будет.

Еще о страхе. Людей я не боялся, хотя был случай в восьмом классе, когда я упал в обморок у доски, осознав, что не только не могу решить алгебраическое уравнение, вообще не понимаю, что там написано. В то время, как мои одноклассники скрипели перьями, решая задачу. Я потерял сознание от бездны ужаса, который меня охватил. Помню, меня отпустили, и когда я, шатаясь, шел домой, держась рукой с портфелем за стенку, сверху из учительской на меня смотрели учителя: не побежал ли вприпрыжку.

Однажды моей жизни угрожал медведь, наверное, то мое состояние можно назвать страхом, но я так четко-сфокусированно мыслил тогда, что помог себе сам. Страх порождает панику, и если поддашься ей, потеряешь контроль, а это по-настоящему страшно. Ты растерян, не знаешь, что делать, но говори себе – «Стоп, спокойно, тихо, не сюда, остановись, ничего страшного», и ты выведешь себя из этого состояния. Страх - огромная сила, если ты управляешь им, имеешь гигантскую власть. Известно изречение Сталина: «Преданность - дело переменчивое, страх - постоянное».

«А как же слава, а поездить, а чтоб глядели и поздравляли?..»

Завоевывать высоту намного проще, чем удерживать ее: ты идешь не оглядываясь вперед, и за тобой ничего нет, грохнешься - ничего страшного, снова лезешь. А когда влез наверх, тут и начинаются проблемы. Меня кстати, спас от ошибки замечательный польский режиссер Ежи Кавалерович. Когда я показал ему фильм «Свой среди чужих», он сказал – «Немедленно начинай делать следующий». Я: «А как же слава, а поездить, а чтоб глядели и поздравляли?» - «Немедленно начитай, я потерял 20 лет после очень успешной картины «Поезд». Забоялся сделать хуже и все искал сценарий, пересматривал свою картину, смотрел другие, начинал влюбляться в материал и откладывал-отбрасывал. Я не мог перешагнуть через свой успех». Меня это сильно стимулировало, и я тут же начал снимать «Рабу любви».

Администрация президента Америки - это режим

Спикер МИДа Мария Захарова как-то сказала – «Больше не буду произносить словосочетание – «администрация президента Америки, это не администрация, это – режим». Очень точная мысль, они не ведают, что творят. Не буду определять, это не моя «территория любви», но посмотрите в глаза г-жи Клинтон, вообще представьте себе женщину, которая «прошла» Монику Левински, стояла за спиной мужа-президента, которая называет «ошибкой» бомбардировки Ирака, где погиб миллион человек, что в ней осталось женского?! А женщина, которая перестает быть женщиной, превращается в скверного мужчину.

Когда в «Солнечном ударе» тонула баржа, огромная стая птиц полетела через кадр…

Считаю, что счастье жизни в самой жизни. Писатель Юрий Лощиц так ответил на этот вопрос: «Счастье - это не когда получилось или получится, а когда получается». В настоящем времени «получается», это и есть настоящее счастье полета. Во всяком случае, для меня, наверное, это тот момент, когда на площадке вдруг видишь, что и солнце начинает садиться тогда, когда надо, и птица полетела там, где нужно… У нас это было, скажем, на «Солнечном ударе», когда в финале, в драматическом куске, когда тонет баржа, огромная стая птиц полетела через кадр. И это не компьютерная графика, они просто полетели. И когда ты снимаешь – «Ой-ой-ой, какая красота!..» - вот это и есть то самое счастье, когда «получается».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. ЦИК Беларуси: Ольга Чемоданова решила выдвинуться в президенты страны
  2. Набиуллина объяснила, почему ЦБ повышает ключевую ставку
  3. Швейцария присоединилась к ряду санкций Евросоюза против Беларуси
  4. Лукашенко: США, несмотря на свой потенциал, оказались неспособны быть глобальной опорой для всего мира
  5. Госдума направила в Генпрокуратуру материалы о попытках дискредитации казанского саммита БРИКС
  6. Лавров примет участие в конференции по евразийской безопасности в Минске
  7. Вячеслав Володин обсудил с Председателем госсовета Татарстана социально-экономическое развитие региона
  8. Александр Лукашенко поздравил с 90-летием народного артиста Беларуси Тадеуша Кокштыса
  9. В Беларуси стартовала II Минская международная конференция по евразийской безопасности
  10. За ночь над шестью регионами РФ и Черным морем сбили 21 украинский беспилотник
  11. По меньшей мере 51 человек погиб из-за сильных ливней и наводнений в испанской Валенсии
  12. Путин заявил о недостаточной помощи участникам СВО в России
  13. Госдума рассмотрит законопроект о безопасности транспортных перевозок
  14. Володин напомнил, что памятники Ленину являются объектами историко-культурного наследия федерального значения
  15. Владимир Путин поручил создать план по продвижению за рубежом бренда «Сделано в России»

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Александр Лукашенко: Высший Госсовет состоится в декабре

Александр Лукашенко: Высший Госсовет состоится в декабре

МНЕНИЯ

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


Отдайте нам Чубайса!

Валерий Чумаков

Начать процедуру экстрадиции бывшего главы РАО «ЕЭС России» призвал спикер Государственной Думы Вячеслав Володин


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также