САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Народный артист РСФСР Сергей Юрский: Хочу показать своего «Шагала» в Минске

Актер рассказал «СВ» о своих спектаклях, дружбе с Раневской и о съемках народного фильма-бестселлера «Любовь и голуби»

Сергей Юрский. Фото: Антон Новодережкин/ ТАСС

Пообщаться с Сергеем Юрским оказалось задачей непростой. Артист бесконечно переносил дату разговора, ссылаясь то на плотный рабочий график, то на недомогание. Юрский не любит давать интервью - свои мысли предпочитает выражать на сцене или в кино. Но в конце концов все-таки согласился ответить на вопросы наших читателей. Тем более и повод нашелся более чем достойный: 50-летие картины «Республика ШКИД», где Сергей Юрьевич сыграл одну из своих лучших ролей.

РЕЖИССЕРСКАЯ ДРАМА ПОЛОКИ

- Роль Викниксора в кинофильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД» прославила вас на весь Союз. Сложно было работать с этим уникальным режиссером?

- Горько вспоминать, но мало виделись с ним последние годы. Полока - настоящий художник, и «Республика ШКИД», конечно, самое мощное его творение. Этого гения всегда волновали поворотные моменты истории страны. Делился со мной идеями, присылал сценарии. До последнего дня был переполнен желанием воссоздать на экране судьбы народа. В «Республике ШКИД» это получилось гениально, а в последующих сценариях удавалось лишь местами. И в этом, мне кажется, была режиссерская драма Полоки.

- Одна из ваших последних ролей в кино - отец Иосифа Бродского в фильме Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». Довольны этой работой?

- Хржановский - бог и царь мультипликационного кино. А тут взялся за игровой фильм с историческим персонажем, а самое главное, с актерами, с которыми он обычно сталкивался только на этапе озвучки. Трудностей во время съемок было немало. Но считаю, что фильм со счастливой судьбой.

Это не биографическая лента, хотя снята по повести Бродского, написанной на английском языке. Это картина о поэте и его родителях, с которыми разделил железный занавес. Бродский не мог ни сам к ним приехать, ни позвать их к себе.

Я знал Бродского в 60-е годы. Это был человек особенный, наделенный невероятными дарованиями. Ему не понадобились ни школа, ни университет, чтобы стать одним из самых образованных и влиятельных людей мира. И Нобелевская премия была ему наградой. Этот поэт внес колоссальный вклад в историю нашей страны.

ПОЛЕТЫ С АНГЕЛОМ

- Сергей Юрьевич, со спектаклем «Полеты с ангелом. Шагал» вы объездили полмира. Чем вас заинтересовала личность художника?

- За всю творческую жизнь довелось сыграть многих исторических личностей. Были среди них как сверхотрицательные образы - Геббельса и Пиночета, так и абсолютно положительные - Мольера, Шекспира или Шагала. Когда ставишь спектакль или снимаешь фильм, выбираешь не героя, а пьесу или сценарий. Пытаешься с неизвестной стороны раскрыть для публики исторического персонажа.

Раньше часто заседал в жюри, которое оценивало работы современных драматургов. С тех пор со всего мира мне присылают много разных сочинений. И вот однажды среди них оказалась пьеса «Полеты с ангелом» драматурга Зиновия Сагалова - автор родом из Украины, но живет в Германии. Честно говоря, пьеса меня несколько удивила, потому что была написана в стихах. Но, ознакомившись с содержанием, оценил смелость и фантазию писателя. Сразу понял, как можно ра-зыграть ее на сцене. Пригласил музыкантов - этакий парижский оркестрик начала XX века. Композитор Александр Чевский написал музыку. А художник Мария Рыбасова придумала декорации, которые легко трансформируются то в Витебск, где прошли детство и юность Шагала, то в художественно возбужденный Париж, куда он позже уехал.

- Каким Шагал предстает у вас в спектакле?

- Наша постановка - о последних мгновениях жизни умирающего художника, когда в его памяти один за другим проносятся самые яркие моменты биографии. Он испытывает жажду покаяния перед матерью, перед главной любовью своей жизни - первой женой Беллой и - перед Богом. Но речь идет не о вымаливании прощения, а о мужественном покаянии.

Шагал умер в 97 лет. Прошел через все испытания, которые уготовил человеку XX век, и обрел то, что можно назвать словом «покой».

- Два года назад вы показывали «Полеты с ангелом» на фестивале «Славянский базар». Какое впечатление произвела родина художника?

- В Витебске первый раз побывал лет восемь назад, когда спектакля еще не было. Атмосферу этого города постарался передать в постановке. Что бы Шагал ни писал - библейские картины или иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя - у него всегда на заднем плане возникают очертания родных белорусских пейзажей.

Нам было радостно, что спектакль «вмонтировали» в программу масштабного фестиваля, где царят песни и танцы, где масса народу. Своими глазами видел: чтобы попасть на сцену, артистам приходилось буквально продираться сквозь толпу!

Ну, а мы при полном зале в тишине местного театра с успехом сыграли свою притчу о Шагале. И вот уже три года со дня премьеры прошло. А собирались играть недолго. Наверное, пора заканчивать.

- Как заканчивать?! Зрители воспринимают спектакль очень живо, билетов не достать…

- Постановка имеет право на существование, пока в ней есть гармония. В театре, как в торговле: нельзя продавать товар, который несколько подгнил. Но наш «Шагал» действительно жив: благодаря замечательным актерам. И прежде всего благодаря моей жене и многолетней парт-нерше Наталье Теняковой, с которой мы вместе прошли длинный путь. Наталья Максимовна в спектакле блистательно играет мать Шагала.

Благодарен и Анне Гарновой, исполнительнице роли Беллы. И Людмиле Дребневой, которая выходит на сцену в образе Комиссара.

- Где бы еще хотели показать этот спектакль?

- В Минске. Если позовут, обязательно приедем. С удовольствием сыграли бы «Шагала» и в Германии, где живет автор пьесы, и во Франции, где находится могила художника.

- Говорят, в 70-х, когда вы играли в ленинградском БДТ, Шагал приходил в вашу гримерку…

- Приходил, но я в это время был на съемках. А гримерку делил с тремя замечательными артистами - Олегом Басилашвили, Анатолием Гаричевым и Михаилом Даниловым. Вот они и принимали знаменитого гостя. Шагал тогда оставил на потолке автограф - среди росписей множества других легендарных личностей.

ДОСЬЕ «СВ»

Сергей Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. Учился на юрфаке Ленинградского университета, затем поступил на актерский факультет Ленинградского театрального института. С 1957 года играл в Большом драматическом театре имени Горького. Среди лучших ролей - Чацкий в «Горе от ума», Тузенбах в «Трех сестрах», Эзоп в «Лисе и винограде», профессор Полежаев в «Беспокойной старости». С 1978 года как актер и режиссер работает в Театре имени Моссовета.

Снялся в полусотне кинофильмов. Широкую известность актеру принесли роли Викниксора в фильме Геннадия Полоки «Республика ШКИД», Остапа Бендера в «Золотом теленке» Михаила Швейцера, дяди Мити в картине «Любовь и голуби» Владимира Меньшова.


СЕМЬЯ


Моя фамилия - псевдоним отца

- Правда, что фамилия Юрский - псевдоним вашего отца?

- Все верно. Мой отец родом из города Стародуба Брянской губернии - это на границе России, Украины и Беларуси. Там жили староверы и раскольники. Отец принадлежал к семье дворян Жихаревых, в которой были военные и чиновные люди. Будучи гимназистом, выступал на подмостках любительского театра. А фамилию Юрский позаимствовал у одного из украинских актеров, которые часто заезжали в их городок.

Ну а потом пришла революция, началась гражданская война. Отец решил не расставаться с псевдонимом - о дворянском происхождении лучше было не вспоминать. Но ему все-таки «напомнили», и это закончилось арестом. Потом было «прощение», и он создал Театр-клуб в Ленинграде. В дальнейшем возглавлял систему цирков Союза ССР, был худруком Московского цирка на Цветном бульваре и Ленконцерта. На долю отца выпало немало лишений, но он умел их мужественно преодолевать.

«ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ»


«Нам и в голову не приходило, что фильм станет народным»

Многие зрители запомнили Сергея Юрского по фильму «Любовь и голуби», где актер сыграл старого пьянчугу дядю Митю. Мало кто знает, что на момент съемок Юрскому не было и пятидесяти лет. Чтобы на экране существенно состарить актера, художникам приходилось накладывать на его лицо несколько слоев грима. Основные съемки картины проходили в Карелии. Однажды в перерывах между дублями члены съемочной группы отправились в местное кафе. Времени на то, чтобы пере-одеться и смыть грим, не было. Персонал принял Юрского за настоящего пьяницу: отказались пускать в заведение и вызвали милицию. На выручку пришел Владимир Меньшов: режиссеру картины удалось убедить официантов, что перед ними - актер, а не сельский пьянчуга. Не меньших жертв стоила роль бабы Шуры, жены дяди Мити, которую сыграла супруга артиста Наталья Тенякова. На экране ей приходилось изображать старуху лет семидесяти, в то время как в реальной жизни актрисе только исполнилось сорок.

Партийному руководству картина не понравилась. Владимира Меньшова обвинили в отсутствии режиссерского вкуса и… пропаганде пьянства. «Интеллигентные актеры Юрский и Тенякова играют неинтеллигентных героев и далеко не с лучшей стороны раскрывают русский характер», - возмущались чиновники. Но до зрителя фильм все-таки дошел и моментально стал советским кинохитом.

Народный артист РСФСР Сергей Юрский: Хочу показать своего «Шагала» в Минске

Пьянчугу дядю Митю в комедии Владимира Меньшова актер сыграл, когда ему не было еще и пятидесяти лет. Кадр из фильма "Любовь и голуби"

- Работа с Владимиром Меньшовым была на удивление легкой и радостной. Но нам и в голову не приходило, что фильм станет народным, будет жить многие десятилетия, - вспоминает Юрский. - Счастливы, что зрители оценили нашу работу. А дядю Митю, бабу Шуру и других героев, которых сочинил Володя Гуркин, любили и любим до сих пор.

ЛЕГЕНДА СЦЕНЫ


Раневская поначалу относилась ко мне с осторожностью

- В Театре Моссовета вам посчастливилось играть с Фаиной Раневской.

- Фаина Георгиевна - человек сложный... Как зритель знал и любил ее с детских лет. И считаю ее роль в предвоенном фильме «Мечта» выдающимся достижением отечественного кинематографа.



Помню, долго искали материал, который Раневская захотела бы сыграть. Остановились на роли Фелицаты в пьесе Островского «Правда - хорошо, а счастье лучше». Фаина Георгиевна тогда уже была в преклонном возрасте и поначалу относилась ко мне с осторожностью. Сразу предупредила: «У меня нет сил ходить на репетиции каждый день». Придумали выход: сперва репетировали в театре, а потом с артистами приходили к ней домой. И постепенно, именно у нее в квартире, прониклись доверием друг к другу. Это было незабываемое время. Все наши разговоры так сильно врезались в память, что по прошествии времени смог дословно записать их. А в пьесе Островского Раневская играла более двух лет, потом силы ее оставили, и легенда сцены ушла из спектакля.

Народный артист РСФСР Сергей Юрский: Хочу показать своего «Шагала» в Минске

Роль Фелицаты в спектакле "Правда - хорошо, а счастье лучше" стала одной из последних театральных работ народной артистки СССР

ОСОБЫЙ ВЗГЛЯД

Театр похож на балаган

- В Театре Моссовета идут два ваших спектакля - «Полонез» и «Предбанник». Оба поставлены в духе комедии абсурда. Чем привлекает этот жанр?

- Для меня абсурд не тема, а инструмент, с помощью которого можно установить контакт со зрителем. Сперва огорошишь его художественными несоответствиями, абсолютно не рифмующимися вещами. А потом доказываешь, что это и есть отражение нашей жизни.

Сейчас и артист, и зритель находятся в трудном положении: театр очень изменился, а у людей мало денег и времени. То, что по-прежнему ходят на спектакли, меня удивляет и несомненно радует. Но многие зрители хотят просто отдохнуть: поржать и потом похвастаться, что попали на известную постановку. Современный театр похож на балаган. А я застал времена, когда он был духовной потребностью…Имею в виду ленинградский БДТ под руководством Георгия Товстоногова, в котором посчастливилось играть двадцать лет.

Даже сейчас, будучи старым человеком, слышу от ровесников и людей помоложе, что спектакли БДТ того периода сформировали их мировоззрение и духовный строй. Эти люди росли и менялись вместе с театром. И детям своим передали любовь к искусству.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Белорусские пограничники задержали в Вороновском районе двух мужчин с беспилотниками
  2. Госдума ратифицировала соглашение с Алжиром о сотрудничестве в исследовании космоса
  3. Владимир Путин доволен развитием отношений Москвы и Астаны
  4. Александр Лукашенко прибыл с рабочим визитом в Казахстан на саммит ОДКБ
  5. В Севастополе продолжается отражение комбинированной атаки ВСУ
  6. Вячеслав Володин: Необходимо наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов
  7. Два человека погибли при ударе ВСУ тактическими ракетами в Курской области
  8. Владимир Путин проводит переговоры с Касым-Жомартом Токаевым
  9. Владимир Путин прибыл в Астану с двухдневным визитом
  10. Главная ёлка Беларуси засияет в Минске 10 декабря
  11. Итальянские наемники в рядах ВСУ пожаловались на отсутствие необходимого
  12. Economist: Потери Украины за время СВО могут составлять до 500 тысяч человек убитыми и ранеными
  13. СМИ: Не менее шести бомб было размещено на «Северных потоках»
  14. Совет Федерации одобрил закон о действии полиса ОСАГО на территории Беларуси
  15. Александр Лукашенко поучаствовал в неформальном обеде с семьей премьера Пакистана

Парламентское Собрание

Депутаты активно расчищают дорогу на пути российско-белорусского сотрудничества

История Парламентского Собрания насчитывает больше четверти века. Внушительный срок для любой международной структуры.

Политика

Вячеслав Володин - об ответе Западу: Россия себя защитит. И у нас есть, чем это сделать!

Наша страна вправе использовать свое вооружение против военных объектов тех государств, которые нас атакуют

МНЕНИЯ

Мясорубка для ВСУ - на полных оборотах!

Михаил Васильев

Потери Вооруженных сил Украины в конфликте с Россией могут достигать полумиллиона

«Орешник» предлагают вырубить

Валерий Чумаков

В российской Википедии пытаются удалить статью о новом ракетном комплексе

Хватит засорять язык!

Олег Зинченко

Почему у нас такая тяга к иностранным словам?

ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также