Утром - за мольберт, вечером - в Кремль
Участники мастер-классов «Союзное государство - молодым талантам XXI века» успели и поработать, и отдохнуть
О, СЧАСТЛИВЧИК!
Жить в самом центре российской столицы, да еще и заниматься у лучших педагогов страны - о таком участники мастер-классов даже не мечтали. Жили себе в разных городах России и Беларуси, занимались в художественных и музыкальных училищах - и вдруг оказались в числе ста счастливчиков, которых позвали в Москву. Разумеется, не просто так, а за большие заслуги в творчестве.
Одна из самых юных участниц - 12-летняя Даша Лапкина из подмосковного Фрязина. Учится в шестом классе средней школы, а на досуге занимается в «Образцовой» изостудии:
- Летом маме позвонила наш руководитель: сообщила, что я попала в число лучших юных художников и что есть возможность поехать в Москву на мастер-классы. Конечно, согласились! Когда еще выпадет такая возможность?
- А как же каникулы: не жалко было ими жертвовать? - допытываюсь у девочки.
- Я уже отдохнула! Да и неделя мастер-классов для меня - тоже каникулы, - философски отвечает юная собеседница.
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЬСЯ!
Всех участников разместили в интернате Центральной музыкальной школы в Большом Кисловском переулке. Правда, появлялись там ребята только ближе к ночи. Днем - занятия, а вечером - культурная программа.
- Просыпались часов в семь-восемь утра, завтракали - и бегом в музыкальную школу, - рассказывает Женя Сиваков из Минска. - Занятия с педагогом, потом репетиции, недолгие перерывы на обед, и снова в бой. Отдыхали на экскурсиях по Кремлю, Храму Василия Блаженного и Манежной площади.
Расписание юных художников было построено несколько иначе. Первые несколько дней они постигали теорию искусства - вместе с педагогами Школы акварели Сергея Андрияки и профессором кафедры живописи Суриковского института Сергеем Сиренко. А оставшуюся часть недели посвятили пленэрам.
- Больше всего запомнилась поездка в Коломенское: сидим, пишем картины, никому не мешаем. И тут нас окружает толпа китайских туристов с фотоаппаратами! Представляете, стали местной достопримечательностью! - перекрикивая друг друга, рассказывают юные живописцы.
ТЕПЕРЬ МЕЧТАЮ О КОНСЕРВАТОРИИ
Спустя неделю, на закрытии мастер-классов, было уже и не разобрать, кто из ребят художники, а кто - музыканты. Сдружились и по очереди поддерживали друг друга: ансамбль виолончелистов открывал вернисаж, а живописцы помогали готовить отчетный концерт в актовом зале музыкальной школы.
Фортепиано, скрипка, виолончель, флейта, фагот, валторна и ударные инструменты - количество специальностей, по которым проходят мастер-классы, увеличивается с каждым годом. Отсюда и широчайший репертуар: исполняли и «Аве Марию» Баха, и «Персидский марш» Штрауса, и «Аргентинские танцы» Хинастеры...
Первым выступал Генрих Король из Лиды Гродненской области: сначала 17-летний юноша немало удивил публику своими аристократичными именем и фамилией, а затем покорил и мастерским фортепианным исполнением «Прелюдии соль минор» Сергея Рахманинова. Как сам признается, перед выступлением ни капельки не волновался - на мастер-классы приехал по приглашению Министерства культуры Беларуси.
Король выступает: нет, это не новый голливудский фильм, а талантливый пианист Генрих Король открывает праздничный концерт. Фото: Евгения Гусева/ kpmedia.ru
У себя на родине Король - действительно король. Молодой человек учится на третьем курсе Лидского музыкального колледжа. За его плечами - победа в ряде крупных республиканских и международных конкурсов.
Вместе с Королем из Лидского музыкального колледжа приехала его «свита» - пианистка Диана Цейко и виолончелистка Валерия Козлова. На закрытии мастер-классов Диана исполнила «Белорусские сувениры» советского композитора Евгения Глебова, а Лера вместе с ансамблем виолончелистов - «Аве Марию» Баха.
- Главное - даже не новые знания и навыки, а знакомство с ребятами из разных уголков Союзного государства, - рассказала корреспонденту «СВ» Валерия Козлова. - Мы из маленького городка, и в российской столице поначалу чувствовали себя некомфортно. Но с доцентом Московской консерватории Кириллом Родиным очень понравилось заниматься. Кирилл Владимирович легко находит общий язык с учениками, очень подробно объясняет материал. Наверное, поэтому все ребята-виолончелисты сразу же подружились. Надеюсь, будем общаться и потом.
Напоследок Лера по секрету рассказала и о своей новой мечте:
- Если честно, теперь хочу как можно скорее вернуться в Москву. Загорелась идеей поступить в легендарную консерваторию. А что, вдруг удача мне улыбнется?
СЛОВО - ПЕДАГОГУ
Нагрузочку даю им дай боже!
Профессор Московской консерватории, флейтист Александр Голышев с 2008 года проводит мастер-классы для юных талантов Союзного государства. На закрытии летней школы Госсекретарь Григорий Рапота вручил заслуженному артисту России памятный диплом.
- Александр Михайлович, за восемь лет дети изменились?
- Заметил, что уровень стал гораздо выше. Из года в год приезжают более подготовленными.
- Расскажите, как проходят мастер-классы?
- Занимаемся, конечно, дольше формальных 45 минут. Сажаю ребят в одном классе и прошу их по очереди играть. Нагрузочку даю им дай боже - здорово выматываются! Хотя не строю иллюзий, что смогу их научить чему-то новому. Мастер-классы - это дополнение к основному образованию. Чужие педагоги лишь пытаются что-то подправить.
- Есть города, откуда приезжают наиболее сильные ребята?
- Екатеринбург. В этом году ко мне на первой курс консерватории поступила замечательная девочка Саша Зверева. А познакомились мы с ней когда-то на мастер-классах. Из Минска и Гродно приезжают тоже очень хорошие ребята.
- Чувствуете разницу между участниками из России и Беларуси? Может быть, темперамент разный…
- Не верю, что есть какая-то разница. Вот говорят, есть петербургская, московская или саратовская школа музыки. На мой взгляд, есть лишь две школы: правильная, хорошая - или вообще отсутствие всякой школы.
- Для вас участие в мастер-классах тоже важный опыт?
- Всегда приятно, когда приезжают талантливые дети. Стараешься им как-то помочь, следишь за их судьбой. Даже сейчас, когда расставались и плакали горючими слезами, попросил, чтобы они не пропадали из виду.
- В этом году кто из участников больше всего запомнился?
- Ну, не хочу никого выделять. Все хорошие!
- В следующем году планируете участвовать в мастер-классах?
- Если кирпич на голову не упадет - непременно! (смеется)