САЙТ ГАЗЕТЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ

Культура

Автор Нина КАТАЕВА

Море Айвазовского

Как попасть на выставку мариниста в Третьяковке без очередей и выбрать правильный ракурс для просмотра шедевров.

Едва Москва отошла от многомесячного художественного ажиотажа, вызванного выставкой Серова, как снова к Третьяковке стали стекаться ценители живописи и те, кто хочет быть «в тренде». Теперь пришел черед любования работами непревзойденного мариниста Ивана Айвазовского (1817-1900) – одного из самых продаваемых и дорогостоящих (и к слову, часто подделываемого) русского классика. Третьяковская галерея отчиталась, что извлекла уроки из прошлых организаторских промахов. Как увидеть «Девятый вал» и еще 120 прекрасных картин и 55 графических листов мастера, избегая мытарств и очередей? А сделать это обязательно стоит: первая персональная выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее, приуроченная к 200-летию художника, едва открылась, но уже стала сенсацией.  

 

На выставку без очереди

Экспозиция работает с 29 июля по 20 ноября. Самый главный совет – планируйте поход в галерею заранее!  

К моменту официального открытия было продано около 20 тысяч билетов. В том числе и через интернет. И каждый день продается по две – три тысячи. Стоит обязательно учитывать, что попасть на сеанс «день в день» практически нереально – билетов в кассах Третьяковки на тот же день, да и на следующий тоже, как правило, нет – все раскуплено. Аналогично и на интернет-сайте Третьяковки: утром 1 августа ближайшая возможная дата для покупки – пятница 5 августа, и то на дневные, а не популярные вечерние сеансы.

Сеансы организованы четко по расписанию. Приезжать надо строго к указанному в билете времени (через 30 минут после начала сеанса уже точно не пропустят, и билет пропадет).

Во вторник, среду и воскресенье сеансы проходят с 10.30 до 16.30, а по четвергам, пятницам и субботам – до 19.30. В один сеанс на выставку проходят 250 человек.
Электронные билеты можно не распечатывать, достаточно поднести свой смартфон со штрих-кодом к считывающему устройству. Если у вас телефон кнопочный, без сенсорного экрана, то лучше все же иметь печатную копию. Цена билетов – 150-400 рублей.



Маринист и философ

Итак, мы на выставке. Открывает экспозицию картина «Радуга» из собрания Третьяковки. Кораблекрушение, страх и ужас людей перед всевластием стихии и осознание себя ничтожной малостью. Однако, как говорит директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, «свет радуги, восходящий к евангелистским текстам, четко обозначает, что надежда на спасение есть, причем, в более широком смысле, чем спасение при гибели корабля». Верно подмечено. Этот мотив ощущается во всех разделах выставки, которую зрители осматривают, следуя «галсами» – под стать морской тематике.

К слову, странно устроена жизнь: в восприятии творчества даже таких титанов, как Айвазовский, открывший миру морскую стихию во всем ее страшном великолепии, случались черно-белые полосы. Критика, пресытившись его работами, отвернулась от художника как от «устаревшего», не отвечающего запросам динамичного XX века, поставив на его произведениях ярлык «салонные и коммерческие». Мелькало и словечко «снобизм». Кураторы выставки представили работы мастера из музеев и частных собраний таким образом, что они раскрывают Айвазовского не просто как великолепного художника-романтика, но и как настоящего философа своего времени.

 Даже названия разделов выставки отражают глубокую палитру смыслов в живописи Айвазовского: «Морская симфония», «Весь мир ему мал», «Плененный тайной мироздания»... Невозможно пройти мимо главных холстов мариниста – «Радуга» (1873), «Черное море» (На черном море начинает разыгрываться буря) (1881), «Девятый вал» (1850) и самого масштабного полотна - «Волна» (1889). Многие их видели в «родных» музеях (Третьяковке и Русском музее), но, собранные все вместе, они буквально погружают в морскую стихию в формате 3D.

Шанс увидеть впервые

На выставке есть несколько картин, которые экспонируются впервые. Прежде всего, это холст из запасников Третьяковки – «У берегов Кавказа» (1985). Безусловный интерес посетителей московской выставки вызовут 11 экспонатов из Феодосийской картинной галереи (портреты родителей художника, его брата и второй жены), а также единственный «американский» пейзаж Айвазовского – «Ниагарский водопад». Атлантику художник вместе с женой пересек в возрасте 75 лет. В Америке он написал цикл работ, посвященных Христофору Колумбу, но все они разошлись по частным коллекциям. Лишь «Буря у берегов Атлантики» досталась Архангельскому музею, а «Ниагарский водопад» - родной Феодосии.

Есть и «сухопутные» вещи у Айвазовского, например, «Зимний обоз в пути» из Смоленского музея. Эту картину художник написал для Международной выставки в Париже (1857) а рамках цикла «Четыре богатства России». Богатства показывались, конечно, на сельскохозяйственных темах (из которых позднее и родилась ВДНХ) – обоз, поле с хлебами, стада мериносов. 

Секрет «точки света»

Главное в картинах Айвазовского — свет, воздух и вода. Все прочее выстраивается вокруг этих столпов. Сохранились свидетельства, что когда Илья Репин впервые увидел «Девятый вал» – а Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь мастерской, – то он резко зажмурился, настолько ослепительным был солнечный свет, исходящий из полотна. Почти все полотна мариниста обладают таким эффектом: солнце слепит, от пронзительного съеживаешься, штормовая волна пугает настолько, что хочется отскочить назад. Ощущения – вот что важно. 

Зельфира Трегулова, подойдя к «Черному морю» и советует попробовать погрузиться в картину, в эту всевластную стихию.

- Если будете рассматривать эти работы под таким углом зрения, почувствуете себя внутри картины, как будто находитесь в зале современного кинотеатра и смотрите фильм со спецэффектами - тонет корабль, лодка, парусник. Айвазовский – непревзойденный мастер подобных пейзажей, он разработал удивительную манеру изображения воды и света сквозь воздух, - рассказывает директор Третьяковке.
По ее убеждению, именно в этой невероятной силе психологического воздействия на зрителя, в богатстве эмоций, которые вызывают картины, кроется секрет невероятной популярности Айвазовского при жизни.

Сам художник давал совершенно четкие рекомендации, как правильно смотреть его работы: находить на холсте самую яркую точку, тот самый источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. Восприятие картины при таком подходе может меняться кардинально. Взять, например, «Лунную ночь». Некоторые критики упрекали мастера, что полотно не закончено. Но Айвазовский настаивал на обратном, ведь если ночью смотреть пристально на луну, а на все остальное – мимоходом, то пейзаж предстанет именно таким «непроработанным», без лишних рефлексий.


Море Айвазовского

Россия. Москва. 28 июля 2016. Посетительница у картины "Волна" (1889 г.) на выставке "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее на Крымском валу. Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

Только факты

Иван Айвазовский был едва ли не самым продуктивным и работоспособным классиком. По его собственным оценкам, за всю жизнь он написал более шести тысяч работ.

Что интересно – первым на его холсты всегда «ложилось» небо. Именно с нее, с воздушной стихии, мастер всегда начинал работу. Причем небеса он писал в один прием — будь то десять минут или много часов. Только после того, как «небо готово», мастер позволял себе перерыв.

А море уже, как правило, требовало длительной исступленной работы в несколько заходов. Впрочем, «долгая» работа над картиной, в понимании Айвазовского – это десять дней. Именно столько у него ушло на самое крупное полотно - «Среди волн» (284x429 см). Он создал ее за два дня до смерти, будучи 81-летним стариком. 

Открытия выставки

Айвазовский – пушкинист

Открытий на выставке можно сделать немало. Например, впервые экспонируется отреставрированная картина из Третьяковки «У берегов Кавказа» (1885). Далеко не всем известен Айвазовский как график и портретист. 

Кроме того, представление о художнике, несомненно, расширят экспонаты второго этажа выставки – архивные документы, изделия из фарфора, макеты кораблей, морские навигационные приборы. 

На том же втором этаже можно открыть для себя Айвазовского-пушкиниста: художник написал серию из 10 полотен, посвященных А.С. Пушкину. Он был его современником и даже виделся с поэтом и его женой в 1836 году. А позднее немало слышал о нем от генерала Н.Н. Раевского, с семьей которого поэт сблизился во время южной ссылки. Особенно запоминаются картины «А.С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца» (1899, Русский музей) и «Утро в Гурзуфе» (1890-е, Самарский художественный музей). На первом холсте – поэт верхом на белом коне, приподняв шляпу, приветствует солнце в компании с проводником. Второй холст – иллюстрация к строкам из романа в стихах.

Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!

А «Лунную ночь у взморья. Константинополь» (1847) художник написал для Н.Н. Ланской – вдовы Пушкина к 10-летию со дня кончины поэта. 

Краски палитры

Существует ли формула Айвазовского?

Об этом «СВ» рассказала куратор выставки, завотделом живописи второй половины 19 – начала 20 века Третьяковской галереи Галина Чурак:

 - Известно, что Айвазовский был самым продаваемым русским художником. Могли бы вы оценить его произведения с коммерческой точки зрения?

- Действительно, из русских художников 19 века до сих пор это самый дорогой и продаваемый живописец. Айвазовский очень востребован как внутри России, так и на международных аукционах. На лондонских «Сотбис» и «Кристис» каждый год продаются его работы. Конечно, не ежегодно появляются шедевры. По крайней мере, на какое-то время, прежде чем вернуться на рынок, картина должна совершить свой круг из одной коллекции в другую-третью.

- А правда ли то, что картины Айвазовского часто пытались подделывать?

- Картины Айвазовского пытались подделывать еще при жизни, это правда. Иногда задачу ставили так: «написать в духе Айвазовского». На картинах 19 века очень часто встречается в подписях – «С Айвазовского», а потом видишь, что буква «С» стерта или просто написано – «Айвазовский» или «Айвазовского». Но для того и существуют специалисты, чтобы отделять зерна от плевел.

Море Айвазовского

Россия. Москва. 28 июля 2016. Посетители у картин "Буря на Азовском море в апреле 1886 года", "Морской вид при луне" (1878 г.) и "Корабли в бурном море. Восход солнца" (1871 г.) (слева направо) на выставке "Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения" в Третьяковской галерее на Крымском валу. Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

- Мне приходилось читать у критиков, что Айвазовский у каждого народа свой. Что вы думаете по этому поводу?

- Айвазовский родился в Феодосии, где была большая армянская община. Армянин по происхождению, по образованию и художественному воспитанию он был русским художником. Да и сам называл себя так. Среди его близких друзей были художники Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин, его учитель Максим Воробьев. Он общался с Николаем Васильевичем Гоголем и написал воспоминания о том, как они познакомились в Италии, куда Айвазовский приехал после окончания академии. Гоголь с восторгом принимал картины Айвазовского, так как корнями был связан с романтической литературной традицией, и ему близки были романтические увлечения живописи. Романтизмом увлекался и Айвазовский, живя в Италии в 1840-1844 годах. В это время Гоголь работал над «Мертвыми душами», и они с Айвазовским часто встречались. Тогда, кстати, Гоголь выпрашивал у великого художника Александра Иванова рисунок со своим портретом, чтобы подарить его Айвазовскому. Судьба портрета неизвестна, наверное, он был подарен.

А итальянцы раскупали картины Айвазовского, едва они были закончены. У художника появилась масса подражателей, в неаполитанских и венецианских лавчонках продавалось множество картин «аля Айвазовский».

 - Есть расхожее мнение, что художник изобрел формулу цвета моря, мол, этим и объясняется его успех.

- Невозможно изобрести формулу, по которой кто-то будет писать картины. Просто у каждого мастера есть наработанные приемы, которые становятся частью его художественной системы. Лет десять назад киевские специалисты, изучив несколько десятков марин из Феодоссийской картинной галереи с помощью различных технологий и химического анализа, в том числе, «разложили» их на составляющие краски, которые чаще всего использовал художник. А покупал он их в тех же самых европейских магазинах, где и другие художники. Но каждый замешивал краски на палитре по-своему.

 - Как вы думаете, где брал художник свои драматические сюжеты?

- Из своего опыта и воображения. Айвазовский много путешествовал, был замечательным наблюдателем, и у него была прекрасная память, которая помогала ему создавать эти фантазии.

 - Что вас больше всего поражает в его картинах?

- Художественная искренность.

 

Взгляд

В Армении Ованнеса Айвазяна считают русским художником


Арман Цатурян, директор Национальной картинной галереи (Ереван)

- Как считают в Армении, кому принадлежит Иван Айвазовский?

- Художник Айвазовский принадлежит русской культуре, потому что родился и воспитывался в ней, но, конечно же, он не чужд и армянскому искусству. У него есть картины на армянскую тематику – «Спуск с горы Арарат», «С военного турецкого корабля бросают в море армян» и др. Айвазовский очень сопереживал армянскому народу, когда был геноцид армян, и на личные средства помогал эвакуировать беженцев.

 - Есть ли у вас любимая картина на этой выставке?

- У меня здесь много любимых картин, но к картине «Буря» (1872) из нашей галереи, а всего мы привезли 12 шедевров, у меня особое отношение. Когда я вижу этих людей, сбившихся в кучу на бригантине среди бушующего моря, всегда волнуюсь. Судя по всему, корабль потерпел крушение, и человек противопоставлен огромной стихии, он борется с ней. И, как знать, может эта бригантина сейчас перевернется, и море поглотит людей. Но они еще цепляются за жизнь, и один показывает - «Вон суша, суша!..». У них есть надежда, и я всегда хочу верить, что они доберутся до земли.


ТОП-7

Самые дорогие картины Ивана Айвазовского на ведущих аукционах мира:

 

  1. 1. «Вид Константинополя и Босфорского залива» (1856). Год продажи – 2012. Цена – 3,23 млн фунтов стерлингов.

  2. 2. «Американский торговый флот за Гибралтарской скалой» (1873). Год продажи – 2007. Цена – 2,708 млн фунтов стерлингов.
  3. 3. «Варяги на Днепре» (1876). Год продажи – 2006. Цена - 3,3 млн долларов.

  4. 4. «Вид Константинополя» (1852). Год продажи – 2006. Цена - 3,15 млн долларов.
  5. 5. «Исаакиевский собор в морозный день» (1891). Год продажи – 2004. Цена - 2,125 млн долларов.

  6. 6 «Константинополь на заре» (1851). Год продажи – 2007. Цена - 1,8 млн долларов.
  7. 7. «Девятый вал» (1850). Год продажи – 2005. Цена - 1,704 млн долларов.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

  1. Смирнов рассказал о мародерства ВСУ в курском приграничье
  2. Сенатор высказалась о переходе главы МИД Венгрии на русский язык
  3. С 1 января в Беларуси увеличится базовая ставка бюджетников
  4. Захарова указала на ненужность беженцев с Украины в Швейцарии
  5. За участниками СВО рабочие места будут сохраняться на весь срок контракта
  6. Вячеслав Володин напомнил, какие законы вступают в силу в ноябре
  7. Беларусь и Россия представят концепцию безопасности Союзного государства
  8. Лукашенко рассказал, что в 2022 году ему звонили украинские генералы, чтобы остановить бои под Киевом и сдаться в плен
  9. Сергей Лавров исключил возможность окончания украинского конфликта ничьей
  10. Сергей Лавров: Беларусь не направляла Украине приглашение на Минскую конференцию
  11. Лавров назвал «формулу мира» тупой, а «план победы» Зеленского шизофреническим
  12. Владимир Путин обсудил с Маратом Хуснуллиным строительство жилья и дорог
  13. Лавров: Беларусь и Россия завершают подготовку двустороннего межгосударственного договора о гарантиях безопасности
  14. Российская армия взяла под контроль Ясную Поляну в ДНР
  15. Олег Гайдукевич подал документы в ЦИК для выдвижения кандидатом в Президенты Беларуси

Парламентское Собрание

Парламентарии убеждены, что на социальные мероприятия нельзя жалеть денег, ведь они – лицо Союзного государства

Парламентское собрание РФ и Беларуси решает социальные вопросы Автор Максим Чижиков

Политика

Константин Сивков: 5 ноября США будут выбирать между глобалистами и антиглобалистами

Военный эксперт, политолог, заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков о схватке глобалистов и антиглобалистов накануне выборов в США.

МНЕНИЯ

Преднамеренное злодейство

Павел Родионов

Сербы в очередной раз показали, что помнят, кто освобождал Европу от нацизма

Клин клином вышибаем

Олег Зинченко

Когда франко-англосаксоны угомонятся, весь западный мир окажется должным России денег

Западу не нравится «Грузинская мечта»

Анатолий Заусайлов

Вот он и раскачивает лодку протестов в Тбилиси


ТЕЛЕГРАМ RUBY. ОПЕРАТИВНО

Читайте также