О жаре, Моцарте и молчании за дверью
Гран-при 38-го Московского кинофестиваля получил иранский фильм «Дочь» Резы Миркарими
В последний день 38-го Московского кинофестиваля Никита Михалков все же появился на красной дорожке. Никита Сергеевич не стал подсчитывать, сколько тысяч зрителей посетило фестиваль, просто назвал его «самым трудным». И сказал: «Жара, санкции, ремонт в Москве, а фестиваль - живет». Также Михалков пошутил: «Все говорят – "вас нет, а фестиваль провели хорошо", как это понимать? Но это же величайшее счастье, когда ты защищен, спина к спине, своими товарищами. Они и тащили этот воз. Низкий поклон вам, ребята». Наталии Орейро президент ММКФ сказал «отдельное спасибо» за то, что выступила в роли ведущей. И обратился к ней по-испански.
Но церемония, которую вел Егор Корешков, - шла своим чередом. И распределение призов с самого начала особых протестов не вызывало. Приз за лучший документальный фильм вручили картине «Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи» южнокорейца Черо Юна. Режиссер рассказал, что он три года снимал картину, и с грустью вспоминает это время: «Мне, южному корейцу, тяжело было выразить всю ту боль, которую испытала моя героиня. Но через нее я хотел показать, что такое любовь».
За лучший короткометражный фильм «Серебряный Георгий» был вручен картине Николь Брендинг «Полный селфи» о странном пристрастии людей беспрестанно фотографировать себя «для истории», изобретая кадры один опаснее другого. По статистике от этого феномена погибает больше людей, чем от сердечных приступов.
«Золотого Георгия» за лучший фильм председатель жюри Ивайло Христов вручил иранскому фильму «Дочь». Режиссер Реза Миркарими второй раз получает Гран-при в Москве. Фильм «Проще простого», как и «Дочь», был посвящен семейным ценностям. «Пренебрежение к ним приводит к тому, что сейчас наблюдаем в мире», - сказал режиссер. И пообещал показать награду своей дочери и сделать еще один фильм на «Золотого Георгия». Исполнитель роли отца в картине «Дочь», актер Фархад Аслани, получил приз за лучшую мужскую роль.
Приз «Верю! За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С.Станиславского» вручили Марине Нееловой. «Когда актер умный, тонкий, бесстрашный и не боится быть смешным, потому что самоценен, тогда ему не страшно быть любым», - сказал Никита Михалков. Марина Неелова приняла награду с весьма ироничной речью – «Премия – неожиданность для меня, думаю, мне дали ее за выслугу лет. Но и неожиданности бывают приятными. А вообще-то все, что надо знать о наградах и премиях, - так это то, что Моцарт их не имел».
Блиц-интервью
Реза Миркарими: Приблизиться к миру дочери
- Господин Миркарими, поздравляем с наградой! С какими мыслями вы начинали работать над фильмом?
- Фильмы делаешь для того, чтобы лучше узнать что-то в жизни, заглянуть в ее глубины. В данном случае мне хотелось приблизиться к миру юного поколения, к миру дочерей, поскольку я сам - отец дочери. Я понимал, насколько сложно будет сделать это, и чтобы полноценно воплотить сценарий, достаточно близко познакомился с большим количеством юных барышень. Я просил, чтобы они рассказывали мне о проблемах, которые их волнуют, о главных проблемах дня.
- Что больше всего поразило в историях, которые вам рассказывали?
- То, что даже если внешне семейные ситуации различаются, по сути, они весьма похожи. Собственно, все семьи роднит одно – люди хотят взаимопонимания, чтобы все члены семьи понимали друг друга. А юные девушки не готовы тотально подчиняться мужчинам, привычно «катапультируясь» из дома родителей в дом мужа.
Режиссер фильма "Дочь" Реза Миркарими, обладатель «Золотого Георгия» за лучший фильм
Фото: Наталья Аксенова
- Воссоздать гармонию во взаимоотношениях отца и дочери. Это было непросто, потому что снимались актеры с разным опытом. Отца героини сыграл известный иранский актер Фархад Аслани, получивший «Серебряного Георгия» за роль. А в главной женской роли у нас - студентка актерского факультета Мерила Зареи. В кино она снималась впервые. И чтобы найти ее, мне пришлось изучить множество резюме и провести кастинг с более чем 500 претендентками.
- Что вы считаете главной проблематикой фильма?
- Конечно, женский вопрос, который освещать необходимо, чтобы восстановить справедливость в иранском обществе. Дело в том, что интересы женщин до сих пор очень часто игнорируются. Но также важны были для меня взаимоотношения в семье, в частности, между отцом и выросшей дочерью. Думаю, наш фильм мог называться и так - «Отец».
- Вы любите давать фильмам простые названия.
- И снимаю простые истории, за ними всегда стоят важные смыслы. История взаимоотношений отца и дочери заставит зрителей задуматься о более глобальных проблемах – о взаимоотношениях в обществе.
- Как долго снимался фильм?
- Со сценарием я познакомился лет пять лет назад, но тогда он не вызвал у меня интереса. А в прошлом году перечитал, и - решил взяться за съемки. Меня, конечно, удивила собственная реакция, но ларчик просто открывался. За это время подросла моя дочь, и наши отношения, конечно же, изменились. Вот почему для меня так важен был образ отца, я тщательно прорабатывал его характер, в особенности то, как менялся его взгляд на мир.
- В Москве вы не первый раз, как она вам понравилась?
- Москва стала гораздо красивее.
Досье «СВ»
Реза Миркарими родился в Тегеране в 1967 году. Окончил факультет графики Тегеранского университета изобразительного искусства. Дебютировал в кино в 1987 году. В 1999 году снял первый полнометражный фильм «Ребенок и солдат». Вторая картина «В лунном свете»(2001) удостоена множества престижных наград, включая главный приз программы «Неделя критики» Каннского кинофестиваля. Фильм «Проще простого» был удостоен «Золотого святого Георгия» 30 ММКФ. Картины Миркарими трижды выдвигались на Оскара в категории «Лучший иностранный фильм».
Уже заявлено, что жюри 39 ММКФ возглавит Реза Миркарими. На фестивале хотят сделать это традицией. Именно обладатель Гран-при будет главным арбитром в следующем году.