Московский кинофестиваль: предварительные итоги
38 ММКФ в разгаре. Наш обозреватель рассказывает о его самых громких премьерах
Звезд мирового кинематографа на ММКФ не наблюдается, но Никита Михалков не раз провозглашал, что фестиваль и не ориентирован на это: главное – посмотреть достойные фильмы. А «достойных» фильмов предостаточно. Залы переполнены, москвичи любят свой фестиваль и смотрят все подряд. Смотрят и конкурс, который не лучше и не хуже, чем в прежние годы. По рейтингу сегодняшнего дня лидируют, пожалуй, три конкурсных ленты – «37» молодой датской кинематографистки Пук Грастен, «Дочь» Резы Миркарими (Иран) и «Козни» Давида Гриеко (Италия). Картина «37» остросоциальна и обращена к каждому. Кому не известны случаи, когда из боязни обрести неприятности человек прячется за закрытой дверью, не откликаясь на крики о помощи? Убийство молодой девушки в 1964 году в Бруклине, описанное в юридической литературе, наблюдали из своих окон 37 человек, и никто не позвонил в полицию. Показывая, как вели себя люди во время трагического инцидента, дебютантка пытается понять, почему порой мы столь бессердечны.
Иранский фильм, касающийся положения женщин в мусульманском мире, также привлек всеобщее внимание. В центре картины конфликт между отцом и выросшей дочерью, которая не готова тотально подчиняться мужчине, привычно «катапультируясь» из дома родителей в дом мужа.
Итальянцы на ММКФ
«Козни» Давида Гриеко. История убийства Пьера Паоло Пазолини, режиссера антифашистских лент «Мама Рома» и «Сало, или 120 лет Содома», чрезвычайно волнует итальянских кинематографистов, несмотря на то, что с ноября 1975 года прошло более 40 лет. Просто ответа на вопрос, кто и за что убил Пазолини, нет до сих пор. Давид Гриеко с юных лет был знаком с Пазолини, был ассистентом на съемочной площадке, входил в круг его друзей.
- Для меня очевидно, что убийство Пазолини – одно из политических преступлений, - сказал Давид Гриеко. - В конце 60-начале 70-х ситуация в Италии была напряженной, в эти годы по разным причинам погибло около 3 с половиной тысяч человек. Мы с позором проиграли войну и полтора года были в связке с нацистами и одновременно с союзниками. Американцы заключили договоры с мафией и поставили во главе сицилийских городов своих людей. Пазолини, который по первой профессии был журналистом, занимался расследованием коррупции в госструктурах, антиправительственными заговорами.
В пресс-конференции участвовал итальянский актер и певец Массимо Раньери, исполнивший роль Пазолини. Признавшись в любви к России и русской литературе, Массимо сказал, что ходит по Москве с одной мыслью, что когда-то по этому городу ходили его идолы – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Чехов, Булгаков.
- Но когда мне предложил эту роль Давид Гриеко, 35 лет друживший с Пазолини, я не смог отказаться, - рассказал журналистам Раньери. – Конечно, я испытывал страх перед ролью, сыграть человека с такой глубокой внутренней красотой – большая ответственность. Три месяца я провел почти в паранойе, режиссер каждый день рассказывал мне новые истории из жизни Пазолини. Все это нужно было пережить. Поверьте, это был самый трудный персонаж в моей жизни.
На следующий день Давид Гриеко и Массимо Раньери стали героями еще одной презентации. Посол Итальянской республики в Москве Чезаре Мария Рогальини представил итальянских кинематографистов, участников 38 ММКФ. Режиссера фильма «Перикле Черный» Стефано Мордини, актера и копродюсера Риккардо Скамарчо, создателей ленты «Здравствуйте! Я продюсер Вуди Аллена» Пино Аммендолу и российского продюсера Марину Орлову.
Пресс-конференция в зале
Из фестивальных программ наибольшей популярностью пользуются, пожалуй, «Спецпоказы». Зрители едва не устроили пресс-конференцию после фильма Александра Амирова «Тэли и Толи» прямо в зале, так вдохновил их фильм. Люди голосуют за то, что нельзя проводить границы по сердцам людей, как это пытаются сделать, разделяя грузинское село Тэли и осетинское – Толи, где веками дружили старики и играли свадьбы молодые. Фильм полон любви и света, он возрождает традиции грузинского кино советских времен. Удачей «Спецпоказов» стала и картина «Гений». Дебютант в кино, британский театральный режиссер Майкл Грандадж снял историю взаимоотношений писателя Томаса Вулфа и издателя Макса Перкинса, открывшего миру Хемингуэя и Ф.Скотта Фитцджеральда. Просто удивительно, как внимал зал, с одной стороны, «производственной» драме, где подробно показано, как и что сокращает издатель при публикации, а с другой, картине о любви к жизни, которая способна дать заряд бодрости человеку. Именно за такими фильмами охотятся на фестивалях киноманы.
Если не сказать, что охотятся они и за лентами, подобными фильму «Конец» из программы «Фильмы, которых здесь не было», где царствует Жерар Депардье. Как грустно наблюдать за абсурдом жизни, в котором и ты порой персонаж: ты видишь себя со стороны и поражаешься тому, что действительно «слаб человек». И хотя кто-то по-каннски пытался кричать «бу-у-у» после фильма, умный зритель, всплакнув, вышел из зала окрыленным и готовым к новой борьбе за жизнь.